Яшмы- от Орска до Харпа!

Друзья!


"Яшма является одним из главных символов Среднего и Южного Урала. Сегодня Урал считается крупнейшей яшмовой провинцией мира, в состав которой входит 12 яшмоносных районов. Месторождения, образуя яшмовый пояс, вытянуты в цепочку от посёлка Харп на севере до Орска на юге. Она поражает буйством цвета и разнообразием рисунков. Изделия из неё можно встретить в любом уголке нашей огромной страны. Об этом камне написано много интересного. На Полярном Урале яшма менее проявлена и не очень хорошо известна.
На территории горной части ЯНАО известны десятки месторождений и проявлений яшм и яшмоидов. На Пай-Хое проявления яшмоидов встречаются в обнажениях рек Силова-Яха, Кара, Хей-Яга. По данным известного исследователя Полярного Урала профессора В.А. Душина, в горной части Полярного Урала выявлены следующие интересные объекты: Нэтемшорское, Нетемпейское, Яшмовое, Воргашорское, Хараматолоуское, Нырдвоменшорское, Яйюское, Моноцветное.
Воргашорское находится в северо-западном предгорье центральной части Полярного Урала. Геологическое строение района проявления характеризуется развитием толщи сланцево-известняковых пород карбонового возраста. По простиранию горизонт яшмоидов прослежен на 200 метров. Красные яшмы развиты вдоль разрывного нарушения, размер их прослоев не превышает 5-20 см в поперечнике. В цветовой гамме преобладают красно-сургучные тона. Текстуры пород – полосчатые, струйчатые. Декоративность яшмоидов удовлетворительная, но невысокая блочность ограничивает сферу их применения. Ресурсы данного проявления составляют порядка 100 тонн.
Яшмоиды проявления Хойлинского представляют собой пестроокрашенные кремнистые сланцы мощностью до 20 метров. Окраска пород разнообразная от голубовато-зеленоватой до вишнево-красной. Они хорошо полируются. Прогнозные ресурсы составляют около 4 млн тонн.
Проявление Нырдвоменшорское – яшмы встречаются как в коренном залегании, так и в многочисленных развалах. Впервые это проявление изучалось ПГО «Северкварцсамоцветы» в 1980-х годах прошедшего столетия вместе с известными в этом районе месторождениями нефрита. Проявление расположено в районе контакта гипербазитового массива. Размер их варьируется от 0,5х3 до 1х8 метров. Цветовые свойства яшмы варьируются от вишнёво-красных до сургучных. Для данного проявления характерна редкая цветовая разновидность – чёрная. По текстуре яшмы в основном пятнистые, но встречаются и рисунчатые разности. В качестве включений в них описаны эпидот, хлорит, карбонат, которые иногда повышают декоративность породы. В данном районе, на склонах гор, расположены коллювиальные осыпи (Гигант и Дальная). Размер глыб и обломков колеблется от 0,1х0,2 до 0,8х2 метров. Обломки яшмы распределены неравномерно, иногда образуя скопления от 3 до 10 штук. В 1991-1992 годах МГП «Норд-Рифей» проводило исследования этого проявления по детальному изучению россыпного источника яшм. Для обеих россыпей характерны одинаковые разновидности яшм как по цвету, так и по декоративности. В результате проведённых работ предприятием «Норд-Рифей» были подсчитаны запасы яшмы (Ю.К. Молчанов, 1992). В россыпях они составили 96,3 тонны (1 сорт – 36,1 т, 2 сорт – 57,2 т). В коренном залегании было посчитано 2275,5 тонны. Чёрной яшмы установлено 37,5 тонн.
Иногда яшму называют «царицей камней»...Среди самых знаменитых произведений русских камнерезов – Агатовый и Яшмовый кабинеты в Царском Селе, построенные во времена Екатерины II по проекту архитектора Чарльза Камерона. Вместо традиционного мрамора в отделке обоих помещений использовались уральские яшмы. Причём, этим камнем были облицованы не только стены, но и карнизы, двери и другие, более мелкие, детали интерьера. На создание этих шедевров ушло 4,5 года кропотливой работы и более 25 тонн яшмы. Эрмитаж славится огромной коллекцией яшмовых изделий. Самым большим экспонатом является гигантская ваза более 5 метров  в обхвате, весит она 19 тонн. Для изготовления вазы использовалась ревневская яшма, отличающаяся красивым зеленоватым оттенком и ленточным орнаментом.
XX веке в Москве этим камнем украшена станция метро «Маяковская» и мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Серо-голубая яшма использовалась в отделке каминов Большого Кремлёвского Дворца.
В рамках программы «Время изучать камни», которая реализуется Уральским центром камня УГГУ , были исследованы новые проявления яшмоидов на территории горной части ЯНАО . Новый каменный материал уже начал использоваться в убранстве города  Салехард".https://zen.yandex.ru/uralstalker
...Други!
Приятно видеть и знать чудеса нашей уральской "каменной Природы",коим нет замены во всём  мире! Тем более нужно не разграбить сокровища гор, но создать здесь национальные парки и мини-заповедники для будущих поколений.

Вл.Назаров
******
1.ЯШМА-камень марта

Если спросить специалистов, имеющих дело с драгоценными камнями, что такое яшма, ответы будут разноречивы. Начиная с глубокой древности это был собирательный термин для цветных, пёстроокрашенных и непрозрачных твердых камней.
Высокая прочность, сопротивляемость истиранию, химическая стойкость привлекала внимание к этим породам на протяжении всей известной нам человеческой истории.
Название «яшма» в применении к непрозрачным камням, особенно обладающим высокой твердостью, утвердилось в конце XVIII века. Своё происхождение оно ведёт либо от ассирийского «ашпу», камень под таким названием фигурирует в клинописи Тель-Амарины, либо от персидского «иашм» и «яшп». Греки к подобным камням применяли близкое по звучанию «иаспис», возможно, соответствующее значению «исцеляю».
Даже в настоящее время, когда уже изучены состав и внутренняя  структура этих пород, единого толкования, что понимать под этим термином, не существует. Обычно при их описании оговаривают, что понимается под названием «яшма». В самое последнее время условились, к собственно яшмам относить кремнистые твердые породы, сложенные криптокристаллическим кварцем с примесью халцедона. Специалисты по поделочным камням выдвигают к ним дополнительное требование — способность принимать зеркальную полировку.
По окраске это, пожалуй, самая разнообразная группа камней. Сочные красные или розовые тона вызваны примесью в них минерала  гематита. Примесь лимонита окрашивает яшмы в непрерывный ряд переходов от почти бурых, через коричневые, до жёлтых цветов. Холодные зеленоватые цвета яшмы приобретают за  счёт присутствия в них минералов:актинолита, хлорита, пироксена. Тёплый жёлто-зелёный цвет обусловлен наличием в них эпидота. Чёрные и фиолетовые окраски камень получает за счёт присутствия распылённого, возможно, окислённого магнетита. Широкий спектр сочетания цветов наблюдается у ленточных, пятнистых, мозаичных и пейзажных яшм.
Яшмовые породы встречаются повсеместно в разных регионах земного шара. Но таких редких по красоте и живописности монолитных яшм, как на Урале и Алтае, нет нигде. Эти яшмы к тому же прекрасный художественный материал с высокой монолитностью и прочностью. Их употребляли не только на мелкие ювелирные изделия в виде вставок в кольца, кулоны, брошки или ручки для ножей и вилок, но и для изготовления шкатулок. Пригодны они и для производства крупных предметов: ваз, торшеров, столешниц и даже для небольших колонн.
На Южном Урале добывают пёстроцветную орскую яшму. Этой яшмой возле города Орска сложена небольшая гора Полковник. Из неё вытачивают, главным образом, вазы.
Добывались на Алтае очень крупные монолиты из серо-зелёной ленточной, ревневской яшмы. Из нее выточена прекрасная ваза, хранящаяся в Эрмитаже. Это самое крупное изделие подобного рода. Огромная овальная чаша имеет в длину 5 м и в ширину 3,2 м и вместе с четырехугольным основанием и соединительной ножкой, на которой вырезаны крупные листья аканта, достигает в высоту 2,6 м. Вес её — 1200 пудов.
Изделия из монолитных по окраске яшм обычно покрываются резным рельефом. В Эрмитаже хранится ваза из уральской калкан-ской яшмы, окрашенной в равномерно серый, с едва заметным зеленоватым оттенком, цвет. Поверхность вазы увита виноградной лозой и листьями аканата, ручки у неё вырезаны в виде мужских голов с рожками, много уральских и алтайских изделий из яшмы, составляющих драгоценный фонд Эрмитажа, декорированы орнаментом из благородных металлов. На всемирной выставке в Лондоне в прошлом веке были выставлены и российские изделия из яшмы. Подводя итог, жюри выставки отметило: «Мы не думаем, чтобы столь трудные и так хорошо отделанные произведения были когда-либо исполнены со греков и римлян».
Из античных времен до нас дошли несколько гемм, вырезанных на яшмовых породах. В Бостоне, в Музее изящных искусств, хранятся две камеи мастера Дексамена, жившего в V веке до н. э. На одной из них воспроизведен портрет неизвестного, на другой — конь. В Эрмитаже хранится камея, датируемая II веком, которая была найдена в Херсонесе, на ней вырезана голова сармата.
Геммы, или печати, обычно исполнялись мастерами с учётом личных вкусов заказчика, сделанная мастером камея становилась прославленной и часто воспевалась поэтами. Имеется много античных эпиграмм, где предметом восхищения была гемма или сюжет на ней. В эпиграмме Платона произведение резчика на яшме получило следующую оценку:
Пять коровок пасутся на этой маленькой яшме;
Словно живые, резцом врезаны в камень они.
Кажется, вот разбредутся...
Но нет, золотая ограда
Тесным схватила кольцом крошечный пастбищный луг.
(Перевод О. Румера).
В александрийской поэме «Литика», датированной IV веком, неизвестный нам автор славит яшму следующими строками: Боги благосклонно выслушивают молитву того, кто носит полированную травяно-зелёную яшму.Его иссушённую землю напоят дождём, пошлют ливень напоить томимую жаждой равнину.
(Перевод Б. Куликова).
 С этими строками перекликаются утверждения Марбода Рейнского в его небольшой поэме о драгоценных камнях, написанной в XII веке. В ней о яшме есть такие строки: «Она для носящего будет защитой, ведь освященная, силу дарует и  приятность».
Многообразие цветовой гаммы яшм привело к тому, что у разных народов ценились талисманы разного цвета. Так, талисман из яшмы холодного цвета, то есть преимущественно зеленоватых тонов, даёт силу предвидения и обнаруживает невидимое для глаз, обостряет интуицию выбора различных выгодных дел. Эти яшмы как талисман также хороши для людей, занимающихся наукой. С яшмой особенно легко переносить разочарования в любви.
Астрологи древнего Вавилона предписывали носить яшму людям, родившимся под знаком Девы, астрологи Египта — людям Водолея. Визайнтийские звездочёты в этом случае говорили о знаке Рыб.
При этом особо почиталась красная яшма. Как амулет красная яшма помогает преодолеть лихорадку и эпилепсию, врачует память, умеряет силу кровотечения и помогает уменьшить женские страдания. Ибн-Сина (Авиценна) прописывал её носить на животе от болезней желудка.
Существует глубокое убеждение, что постоянное ношение красной яшмы обостряет обоняние.Однако некоторые народы предпочитают носить амулеты из чёрной яшмы, предохраняющей от отравления.
Как видим, яшма оказалась непростым камнем и таит в себе не одну загадку. Вековые наблюдения астрологов и знания алхимиков так до конца не прояснили воздействие разноокрашенных яшм на человека. Это вполне естественно, ведь окраска камня, как уже говорилось, зависит от присутствия тех или иных минералов или элементов в структуре породы. Воздействие на ваше самочувствие будет зависеть не только от собственно яшмы как таковой, но и тех примесей, которые придают окраску ей.

"ОРАКУЛ"- газета прогнозов м предсказаний".
1996 год
***************
2.Яшмовый пояс Урала
 
Нет в Природе минерала более разнообразного по своей окраске, чем яшма. Яшма включает все тона, кроме разве что чистого синего, и они переплетаются иногда в сказочную картину.
Наверное, за эту многообразную палитру яшму так любят художники-камнерезы.
Человек обрабатывает яшму сто тысяч лет от примитивных орудий труда до шедевров художественного творчества.  Яшма очень тверда. Среди поделочных камней она не знает соперников по твердости. Археологами найдены древние ножи и скребки из яшмы, которые не изнашивались. Так, на озере Узункуль (40 км от Челябинска в сторону Екатеринбурга) раскопан  архитектурный комплекс которому 80 тысяч лет. Древние уральцы использовали пестроцветную полосчатую яшму. Причём, что интересно, одно лезвие, например, кроваво-красное, другое - голубовато-зелёное. На наконечнике стрелы капля яшмовой "крови" на острие. То есть они использовали цвет не абы как. Этнографы отмечают древнюю магию камня.
Яшма - осадочная кремнистая порода, сложена мельчайшими кварцевыми зёрнами, спаянными кремнистым цементом, иногда с примесью халцедона. Окрашена в основном окислами железа и марганца. Несколько сотен миллионов лет назад в девонскую эпоху на месте Урала было море, извергались подводные вулканы, лава растекалась по дну, перекрывая мелководные осадки, заливая фауну в виде разнообразных животных с кремниевым скелетом. Так за миллионы лет образовался мощный слой кремнистого ила - будущая яшма.  В следующую эпоху поднялся Уральский хребет. Глубокие девонские отложения были смяты, опрокинуты, подняты разломами и сдвигами. Родился мощный каменный хребет.
Прочность, красота и разнообразие  яшмы создают техническую и художественную ценность этого камня.Во второй половине XVIII века яшму нашли на Южном Урале.   В 1751 году оренбуржец Семен Черемисов отыскал на озере Иртяш "камня крапчатого наподобие ясписа". Её потом назвали пестроцветная орская. В том же году башкирин Агилды Сатангулов нашел "в полуденную сторону от Чебаркульской крепости, при рече Санарке" зелёную яшму. Затем были найдены яшмы на реках Бешеляк, Кандабулак, "камень подобный агату видом красной с белыми прожилками" на окружённом болотами небольшом холме около деревни Уразово.
Эта яшма потом получила название "мясной агат", а точнее "великолепный мясной агат".  Действительно похожа на кусок мяса. Уразовскую яшму очень любят художники за мятежную красоту, за пиршеством сочного цвета, за контраст горячего красного и снежно-белого тонов.
Буйное пестроцветье южноуральской яшмы поражало воображение. В 1766 году было составлена карта всех месторождений цветных и драгоценных камней на Урале. Из 158  68 - яшмовые. В конце 40-х годов XIX века их число достигло 115. Слава уральской яшмы захлестнула не только Россию, но и выплеснулась далеко за ее пределы. Вот что о  ней писали: "Оные в полировке не только не хуже, но едва ли не лучше иностранных; ибо по их твёрдости весьма чистой глянец дают и различные фигуры показывают". Яшма стала главной горной породой Урала.
Наибольшая достопримечательность яшмового пояса Урала - 8 яшм: пестроцветные орская и уразовская; однотонная серо-зеленоватая калканская; ленточная кушкульдинская, не имеющая себе равных сочетаниями тонких зелёных, тёмно и ярко-красных и густо-малиновых полос; струйчатая ямская палевого и тёмно-вишнёвого цвета; ленточная маломуйнаковская, прозванная "коломенчатою"; дендритовая, или ландшафтная аушкульская яшма и ,наконец, багряноцветная беркутинская.

Уралу принадлежит половина яшмового клада России. От Мугоджарских гор до Приполярья протянулся яшмовый пояс Урала. Великий живописец Природа наделила уральский камень самыми яркими красками и их сочетаниями и  прихотливыми рисунками. По красоте и богатству палитры с уральской яшмой не сравнятся никакие иные на планете.
Очень часто так получается, что при распиле камня вырисовываются невероятные живые картины с бесконечными нюансами и яркими, глубокими, насыщенными тонами, как будто нарисованные художником.
Яшму пытались по- всякому систематизировать. Но так и не преуспели.  В 20-е годы ХХ века академик Ферсман объединил яшмы в 6 групп. В 60-е годы стало 11 групп, в которые вошли лишь 3 из прежней классификации. Но всё это условно. Слишком велико её разнообразие.
В конце XIX века популярность яшмы несколько поубавилась, она уже не считалась драгоценностью, уж очень ее было много. Но всё равно занимает первое место среди поделочных камней.
Яшму нетрудно искать -она открывалась сразу. Например, смочил дождь скалу, вывернуло дерево с корнем - смотришь, виднеется каменный узор. Но зато добывать яшму было трудоемко: вбивали клинья, расшатывали, пытаясь отделить пласт от массива. Если не помогало, разводили костры, потом поливали водой раскаленную ,чтобы расколоть.   Доставка тоже было сложна. Обычно это происходило зимой по санному пути.
В 1751 году начинается отсчёт самобытной культуры обработки уральской яшмы. За полвека уральская яшма заявила о себе во всех сферах русской культуры, где возможно применение поделочного камня. В архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве, в технике.
В 1752 году на реке Орь на выходах яшмы были заложены каменоломни, а также поблизости от Орской крепости по рекам Таналык, Елшанке, в горе Балта-Тау.В январе 1755 года в Санкт-Петербург потянулись 14 подвод, гружённых высокосортным орским камнем. Орские пестроцветные яшмы снискали всемирную славу.
С середины XVIII века начались разработки на горе Полковник в окрестностях Орска. Названа так в честь какого-то казачьего полковника, содержащего здесь конезавод. Яшма здесь повсюду. Пологий западный склон изрезан траншеями, а в них монолиты.  Пестроцветная яшма горы Полковник выделяется необыкновенным разнообразием расцветок и рисунков. Она особенно ценится камнерезами. Изделия из этой яшмы находятся во многих музеях России и мира.
Сам город Орск раскинулся на Преображенской горе, которая тоже богата великолепными сортами яшм. Орская яшма выделяется необычайным пестроцветьем. Она -"пейзажная".
Вазы из орской яшмы, обрамленные позолоченной бронзой,  украшают Эрмитаж.
В 1756 году у подножия горы Сабинды на берегу красивого южноуральского озера Калкан каменотесец Иван Красавин  заложил первый шурф для добычи "голубова яшмового каменья с синими прожилками". Началась история знаменитой калканской яшмы. Она имела тончайшие переходы сине-зелёных оттенков. От сдержанных густо-болотных тонов к торжественному зелёно-стальному. Зелёно-голубых-серых яшм на Урале много. Калканская выделяется среди них значительными размерами монолитов. Поэтому из неё делали крупные формы: вазы, обелиски, достигавшие до двух метров в высоту и метра в ширину. Пои этом камень залегает почти на поверхности. Цвет неброский, но глубокий и благородный и с ним так хорошо сочетается бронза и золото. Калканские вазы украшают Зимний дворец.
В 1756 года каменотесец Василий Волков на реке Яик (Урал) близ деревни Кошкульды начал разработку ленточной яшмы. Она оказалась необычайно насыщенной разными оттенками: буро-красные, малиново-красные, палевые, зелёные, чёрные... Кошкульдинская яшма сразу обратила на себя внимание. Её применяли для украшения Тронного зала и Яшмовой гостиной Зимнего дворца.
https://www.livemaster.ru/
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
17 января 2022 года


Рецензии