Писатели и другие - о Лермонтове
В.А.Жуковский (1783 — 1852)
«Никто еще не писал у нас такой правильною, прекрасною, и благоуханною прозою... Готовился будущий великий живописец русского быта».
Н.В.Гоголь (1809 — 1852)
"Талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус".
«Недавно был я у него в заточении и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! »
«В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть… Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. Недаром же меня так тянуло к нему»
В.Г.Белинский (1811 — 1848)
"М.Ю. Лермонтов - один из пророков русского народа"
А.И.Герцен (1812 — 1870)
«Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная чудесная музыка… А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!..»
Ф.М.Достоевский(1821 — 1881)
«Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. У него нет шуточек... шуточки не трудно писать, но каждое слово его было словом человека, власть имеющего.
Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский.»
Л.Н.Толстой (1828 — 1910)
П.К. Мартьянов вспоминал: "Лермонтов жил с товарищами вообще дружно, и офицеры любили его за высоко ценившуюся тогда «гусарскую удаль»."
И еще: "Лермонтов, всегда веселый, внимательный и услужливый, был душой общества. Он дирижировал удовольствиями и часто сам принимал в них участие. Его разговор был занимателен, анекдоты смешны, шутки остры."
Квартирный хозяин Лермонтова В. И. Чилаев: "Вообще, он любил жить открыто, редкий день чтобы у него кого-нибудь не было… Домик мой был как будто приютом самой непринужденной веселости: шутки, смех, остроты царили в нем."
Эмилия Клингенберг: "Время проводили мы очень весело, и душою общества был он. Когда он не приходил к нам, было как-то натянуто и скучно, хотя бы собиралось много гостей."
И еще: «Лермонтов иногда бывал весел, болтлив до шалости: бегал в горелки, играли в кошку-мышку, в серсо; потом всё это изображалось в карикатурах, что нас смешило».
А.П.Шан-Гирей: «Он был характера скорее весёлого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостью своего остроумия и склонностью к эпиграмме; часто посещал театр, балы, маскарады».
М.А.Пожогин-Отрашкевич: «Лермонтов был добрый, чувствительный, услужливый и настойчивый.»
Н.П.Раевский: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжёлый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было с какой стороны подойти. Особенным неженкой он не был, а пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков».
В.С.Межевич: «С именем Лермонтова соединяются самые сладкие воспоминания моей юношеской жизни... Некоторые из студентов видели в нём доброго, милого товарища; я с ним не сходился и не был знаком».
Христофор Саникидзе: «Михаил Юрьевич был человек весьма весёлого нрава, хотя в то же время не любил много говорить, а любил более слушать то, что говорят другие. Иногда им овладевала задумчивость, и тогда он не любил, чтобы его беспокоили, и не любил, если в это время заходили к нему товарищи. С прислугой был необыкновенно добр, ласков и снисходителен, а старого камердинера своего любил как родного и даже снисходительно выслушивал его советы».
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать… Не могу понять,… как мог он будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь («Тамань»)… и умереть можно!»
А.П.Чехов (1860 — 1904)
«Сожительство в Лермонтове бессмертного и смертного человека составляло всю горечь его существования, обусловило весь драматизм, всю привлекательность, глубину и едкость его поэзии.
... чем дальше мы отдаляемся от Лермонтова, — тем более вырастает в наших глазах скорбная и любящая фигура поэта, взирающая на нас глубокими очами полубога из своей загадочной вечности...»
С.А.Андреевский (1847 — 1918)
«Дышу Лермонтовым... Перечитывая еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всякого русского сильнее на меня действует... Кроме того, мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня тоже сильно действует.»
М.А.Балакирев (1837 — 1910)
«…Лучше Лермонтова нет у нас поэта на Руси. Впрочем, я, может быть, думаю и говорю так оттого, что сам сочувствую ему всей душой, что сам переживаю то, что он пережил и великими стихами передал в своих творениях.»
С.Я. Надсон (1862 — 1887), поэт
«Лермонтов …говорит с Богом, как равный с равным, так никто не умел говорить. Именно это и тянет к нему: человек узнает в нем свою божественность.»
П.П.Перцов (1868 — 1947), писатель, поэт, искусствовед, критик, журналист, мемуарист.
«Но если смерть Пушкина была великим несчастьем для России, то смерть Лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара, не могло не дрогнуть творческое лоно не только Российской, но и других культур.
Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры.»
Д.Л.Андреев (1906 — 1959)
«Лермонтов первый в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле.
Пушкин — дневное, а Лермонтов — ночное светило русской поэзии.
…у Пушкина — созерцательность, а у Лермонтова — действенность.
…Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Толстой — все смирялись, один Лермонтов не смирился».
Д.С.Мережковский (1865 — 1941)
«Он знал тайну выхода из природы — в Бога, из «стихий» — к небу; т.е. этот «27-летний» юноша имел ключ той «гармонии», о которой вечно и смутно говорил Достоевский…
…в созданиях Лермонтова есть какая-то прототипичность: он воссоздал какие-то вечные типы отношений, универсальные образы; печать случайного и минутного в высшей степени исключена из его поэзии.
…нельзя отнять у Лермонтова «звездное и царственное», т.е. религиозное, … «нельзя у него оспорить подлинно стихийное».
В.В.Розанов (1856 — 1919)
"Всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно... Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы.
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией".
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, — ему было подвластно..."
А.А.Ахматова (1889 — 1966)
«Правда всегда была моей святыней» — однажды пылко написал Лермонтов среди строк официального документа.
И он хотел совместить в одной правде поэта, современника, гражданина, прозаика, обвинителя и обвиняемого, приняв на себя вину за «бедный век» и «горькую поэзию». Видения фантастического мира были на службе у реалиста, и каждодневная жизнь стала черновиком повести такой реальной, что изображенная в стихах очередная битва стала мучительной поэмой...
Н.С.Тихонов (1896 — 1979)
«Зачем мне нужно все многословие Ницше и Гамсуна… За сто лет до них с недосягаемой для них краткостью, художественностью и силой мысли — все это сказал на чистейшем русском языке наш бедный юный Миша Лермонтов! Как вы можете этого не знать? Стыдитесь! Читайте!!!»
А.А.Тарковский (1932 — 1981)
Свидетельство о публикации №222011700405