Грустные заметки1
Если посмотреть в прошлое, сделать пару шагов назад, то нетрудно заметить, что в советское время должность настоятеля стала ключевой. Идея кружки, которую делили между собою клирики, постепенно осталась в прошлом. В советское время она еще живет, но потихоньку она оказывается в руках настоятеля. Он собирает деньги и порою немаленькие, и чтобы обезопасить его кошелек и кошельки его начальства, удалили мешающих ему мирских представителей - старост, которые и должны были вести основную работу по хозяйству и, значит, контролировать всякое движение средств. Убрали их под предлогом, что это отрыжка советского времени, и поэтому в презренное время они делали много насильственных отчислений в фонд мира, и в какие-то подобные сему места. Все с ужасом вспоминали те времена, когда клирики были отстранены от участия в дележки доходов. Чего в полной мере никогда и не было, настоятели всегда были на коне. "Проведенная в 1961 году реформа приходского управления полностью устранила духовенство от участия в хозяйственных делах приходов, создала ненормальное положение, когда вопросы материального состояния Церкви зачастую решали люди неверующие". Но, если подумать, то хозяйственная деятельность всегда была в основном в руках мирян, а в древности ею занимались преимущественно диаконы. Жертвователи были всегда в основном миряне, соответственно они и занимались контролем и движением пожертвованных ими средств. В 60-е годы церковь, истомленная внешним иссушающим насилием, вдруг и стала орошаема мощными источниками, которые вырвались наружу, и послевоенное время стало для церкви весьма урожайным: хватало и на церковные нужды, и на фонды мира, и на весьма безбедное существование духовенства и вовсе богатое - настоятелей. Не соответствует истине и утверждение, что решения собора 61 года были приняты исключительно под давлением властей. Патриарх Пимен искренне считал это решение необходимостью. Церковь состоит не из духовенства, а из членов имеющих разное назначение в церкви. Быть предпринимателем, нет такого назначения в церкви, по крайней мере, в православной. "В 1988 году духовенству была вновь возвращена возможность активного участия в финансово-хозяйственной стороне жизни приходов, что нашло отражение и в принятом на Соборе новом Уставе". «Поправки к «Положению», сделанные в 1961 году, были продиктованы не внутренними потребностями Церкви, а той сложной внешней ситуацией, в которой оказалась наша Церковь в конце 50-х – начале 60-х годов. «Реформа 1961 года» по существу оказалась несостоятельной и обратилась внутренними нестроениями в Церкви», - пишет осведомленный человек. Активно заниматься не проповедью, не богослужением, не другими видами деятельности, свойственными от создания Церкви клирикам, а финансово-хозяйственной деятельностью - это внутренняя потребность Церкви? Повторю, хозяйственной деятельностью в древности церковь назначила руководить в диаконский чин. Зачем вводить новый чин настоятеля, который возникает, грубо говоря, просто из самого уважаемого, старшего священника? Логическое завершение этой тенденции мы видим в возможности участия в финансово-хозяйственной деятельности. Потому, что если рассматривать церковь не как организацию, а Организм, Который не интересует финансово-хозяйственная деятельность. Если рассматриваем церковь как организацию, то она, эта деятельность для нее важна, особенно если она уже осталась только организацией, безо всякого Организма. Как ступеньки это процесса, отстранение части членов церкви от хозяйственного ее устройства, сосредоточение этой жизни в руках специально выбранного старшего священника - настоятеля. Практически - так легче собирать деньги в центр. Выстраивание вертикали власти характерно для католицизма, давно ставшего мощной организацией, но не Церковью. Этот четкий механизм, очень заманчив для нашего епископата, и никто не думает, что в реальности такая организация станет не нужна для людей, и соответственно "организация финансово-хозяйственной деятельности" приведет к полной ее ликвидации. Такая безблагодатная организация неизбежно будет разоряться, как это и происходит на деле у католиков.
А с развитием интернета рядовые священники будут все больше собирать деньги в сетях. Ведь это лучше чем тянуть деньги у настоятеля. И это занятие может стать весьма успешным. Как доказали Владимир Головин, Андрей Кураев и некоторые другие.
Свидетельство о публикации №222011700046