Белая шляпка, или Как попасть к Президенту

               
Время не заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта… И иногда, зацепившись за что-то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль… и новую жизнь.
(Эрих Мария Ремарк)

               

Когда Он выступал по телевидению, мы все прилипали к экрану и свято верили, что вот он, свежий ветер перемен, который разгонит свинцовые тучи, и наше светлое будущее - не за горами. И мы слушали его, затаив дыхание.
С его приходом пала Берлинская стена - символ «империи зла», разделяющий страны и континенты. И даже сама Королева в чуждой и холодной Британии принимала нашего первого Президента, первого миротворца и реформатора, с особым теплом.

Свежий ветер перемен... Кому-то он вскружил голову, кому-то попросту снесло шляпу, а кого-то сдуло... с тепленького местечка, как грязную пену с болота всеобщего застоя.
А меня, рядового специалиста, в то время чиновника Министерства торговли России, этим ветром унесло..., унесло в прямом смысле с рабочего места. Порывистый ветер подхватил меня, как крошечную песчинку, и круто изменил мою судьбу.

Я корпела над очередным рутинным отчетом начальству, когда тишину прорезал телефонный звонок:
- С вами говорят из Центрального Аппарата Президента CCCР.
- Хватит прикалываться, дорогой одноклассник. Я твой голос сразу узнала, он на президентский совсем не похож.
И я положила трубку. Однако через минуту снова зазвонили. Вот, настырный. Ни за что не возьму... Но от пронзительной трели уже стало закладывать уши, и я не выдержала.
- Лидия Викторовна, а у вас крепкие нервы..., - с усмешкой сказала трубка голосом одноклассника.
Я расхохоталась в ответ.
- Это еще один плюс в вашу пользу. Меня зовут Валерий... эээ… Павлович, и я - сотрудник финансового управления Центрального Аппарата. Не сомневайтесь. Хотите поработать у нас, то есть с нами?

На какое-то мгновенье меня парализовало - так с места в карьер никогда и никуда еще не звали. Тем более - Туда!
- Мы набираем новую команду, и нам нужны толковые экономисты, крепкие профессионалы. Такие, как вы - молодые, энергичные и…и неиспорченные, так сказать, годами застоя.
- А откуда вы знаете, что я такая...? И откуда вы меня вообще знаете? Кто дал вам мой номер телефона?
В трубке послышался сдержанный смешок. Нет, все-таки паршивец Серега разыгрывает...
- Да кто же не знает «писучую девочку»? Мы за вами давно... следим..., то есть наблюдаем, так сказать..., за вашими успехами. Ведь о вас в Совмине, в ЦК и Народном Контроле ходят легенды...
- Что?! Как Вы сказали?! Пису..?
- Ой, извините... Я не в том смысле, что песок из вас или что-то другое..., - начал оправдываться неведомый мне сотрудник Аппарата, - а в смысле, пишите вы очень хорошо - остро, злободневно..., песочите, так сказать. Мы ваши сухие справки, докладные и отчеты, прямо, как романы читаем. Только фамилия у вас уж очень длинная, не выговорить. Вот один из наших референтов так вас и окрестил... пису... то есть, извините, пишущая девочка.
- А-ааа, тогда понятно..., - ответила я, все еще не осознавая, куда и к чему он клонит.
- В общем, не будем тянуть кота за хвост, так сказать, жду вас на проезде Владимирова, в 18.00 на собеседование, - резко оборвал разговор мой собеседник, внезапно забыв об учтивости.
Приказной тон меня сразу отрезвил, и я машинально повторила вслух указанный адрес.

- Ты что же к Президенту в вязаной кофте пойдешь? Учти - встречают по одежке..., - раздался за моей спиной голос Амалии Львовны, коллеги из отдела свинооткорма, у которой, кажется, везде росли уши.
Вот, принесла нелегкая... Как раз вовремя...
- Куда?! К кому?! – переспросила я беспечно.
- Шило в мешке не утаишь, деточка, - заговорщически произнесла свинооткормочная Амалия. - На проезде Владимирова все президентские службы размещаются, мне это хорошо известно. И оттуда! просто так не звонят... Но ты, не беспокойся. Я никому не скажу. Могила!
Я молча кивнула в знак благодарности.
- Давай, быстрее иди в туалет и переодевайся.
- Зачем?! И во что!?
- Все уже продумано...Там тебя Леночка из моего отдела ждет. У нее все вещи высший класс, последний писк из Швейцарии... А у вас фигуры почти одинаковые. И раз такое дело..., то она согласна с тобой одеждой на время поменяться. Завтра утром вернешь.
Я отнекивалась и сопротивлялась, как могла, что да, мол, встречают..., а провожают всеж-таки по уму... И чужие вещи, потом пропахшие, сроду не одевала, негигиенично это... Но Амалию было не переубедить.
- Эх, молодость, глупость... Потом еще спасибо мне скажешь. А сейчас не благодари. Когда на месте устроишься, не забудь, замолви за меня словечко. Свинооткорм – это наиважнейшая задача нашего времени и нашей партии.
- У нас людям скоро есть нечего будет, а вы - про свиней...
- Вот и я о том же, Лидочка. То, что в наших столовках готовят, люди совсем не едят..., так пусть хоть..., хоть бедные свинки покушают. Их ведь тоже кормить нужно..., -философски продолжила коллега и смахнула непрошеную слезу.

- Давай, беги скорее, неудобно человека задерживать, - прокричала мне вслед Амалия, когда я на всех парах вылетела из комнаты. К кому это относилось – к вип-персоне из Аппарата или к Ленке, давно уже томившейся в кабинке дамского туалета, было не ясно.

***

- Нехорошо опаздывать, Лидия Викторовна, - сурово сдвинув брови, сказал Валерий Павлович при моем появлении. - Дисциплина у нас прежде всего. И у меня каждая минута на счету. Вас много, а я один...
- Кого это вас? – нахально переспросила я сотрудника Аппарата, который по виду оказался моим ровесником. Может, даже чуть младше.
- Соискательниц..., мать вашу..., извините..., - ответил он, гневно потрясая перед моим носом какими-то анкетами. - Вон, у меня их сколько. Человек пятьдесят, не меньше. А место в штате осталось всего одно. И каждый так и норовит свою родственницу или знакомую подсунуть. За одну, вот..., сам мэр Москвы просит... И как ему откажешь, скажите на милость?
- Но я же ни о чем не просила и встречи с вами не искала. Вы сами меня пригласили. Я могу и уйти, если кандидатов так много. Берите, кого-нибудь из своих блатников.
- Что!? Вы это на что намекаете? Ну вы и штучка, знаете ли... Ну и характер...
- А почему, кстати, соискательниц? Что в стране уже мужчин не хватает? - снова съехидничала я.
Терять ведь было нечего, «штучку» с характером все равно не возьмут. И я окончательно обнаглела... Но грозный сотрудник неожиданно смягчился и произнес примирительно.
- Установку такую дали. Надо женщин смелее выдвигать на руководящие должности..., как на Западе. А у нас одни мужики кругом...
-А-аа. Установку, все-таки... А бабы..., простите, женщины – все, конечно, дуры набитые или обезьяны с гранатой... Понимаю, понимаю – ох и «нелегкую» перед Вами задачу поставили.
После таких слов мои шансы попасть к Президенту таяли с каждой минутой. Ну да, ладно... Будь, что будет.
- Ну, почему же... Среди вашего брата..., то есть сестры... эээ...сестер... тоже бывают приятные исключения...  Вот, наша первая леди, например... А на «штучку» вы не обижайтесь. Это еще один плюс в вашу пользу. Нам нужны такие, как вы, принципиальные, с характером, а не кисейные барышни. И давайте, наконец, перейдем к делу. Ваша задача посложнее моей будет.
И он в двух словах обрисовал ситуацию.
- Экономика должна быть экономной, - процитировал Валерий Павлович всем известную крылатую фразу Леонида Ильича Брежнева, которую в последствии повторяли руководители всех рангов и мастей, включая нашего Президента.
- И начинать Перестройку нужно в первую очередь с себя, то есть с нас, с головы, так сказать. С Центрального Аппарата. Рыба, знаете ли, с головы…, простите…
- Полностью разделяю вашу точку зрения.
- Все подведомственные предприятия необходимо перевести на хозрасчет, на самоокупаемость. В наших столовых, которые сейчас, датируются государством, обеды по 30-40 копеек продают, а в заводских – рабочие по 70 платят. Разве это справедливо?
Валерий Павлович развел руками, а я в знак согласия мотнула головой.
- А порции какие? В 2 раза больше! А ассортимент? Стерлядка, севрюжка, понимаете ли..., в то время, как простой народ... Пора кончать с этими привилегиями... Я, понятно излагаю? Задача ясна? Будете, делать экономические выкладки, чтобы и волки, и кони были сыты, так сказать...
- Понятно. Это, чтобы маленькие порции были по 3..., но вчера..., а завтра большие, но по 5, но очень большие..., но завтра... и за свой счет, - перефразировала я в свою очередь другого всенародного кумира.  – Только ведь «рабочим лошадкам» осетринки все равно не хватит..., как не считай...
- Ну, Лидия Викторовна! Вы у меня дошутитесь! Завтра встречаемся с Шефом, желательно, чтобы вы предварительно сделали кое-какие расчеты и прикидки. Держите наши балансы и отчеты.
- Как завтра? Как у Шефа? У самого!?
- Нет, пока у Начальника нашего управления – бывшего Министра торговли Узбекистана, вашего коллеги, так сказать. Посмотрим на деле, на что вы способны.
- О, Боже!
- Ладно, не тушуйтесь. Петрович – мужик хороший. Но чтобы без глупостей и этих ваших... женских штучек – бантиков и блесточек всяких.  Понятно? Импортная блузка у тебя… Слушай, давай на «ты»… Блузка, у тебя, конечно, красивая, ничего не скажешь. Но деловые женщины на Западе так нарядно тоже не одеваются. А у нас, тем более.

М-да... Амалия из отдела свинооткорма подложила-таки мне свинью. Уж лучше бы в своем сером свитерочке на первое собеседование пошла...

***

У Шефа, бывшего Министра, была своя… «система» подбора кадров.

- Мы, голубушка, полжизни на работе находимся. Бывает, что и круглыми сутками тут торчим. Попадется, какая-нибудь, извините за грубость, стерва..., всю ауру нашего мужского коллектива испортит... И будет, как у Чехова: «С виду эфир..., полубогиня, а заглянешь в душу – обыкновеннейший крокодил...», - сладко пропел Петрович.
- Наслышан, наслышан, как вы МПС-ников, простите, работников Министерства путей сообщения, при проверке разгромили... с их начальственными пайками и заказами..., камня на камне не оставили...
Я метнула косой взгляд в сторону Валерия. Но тот хмыкнул и отвернулся.
- Так что придется вам, моя милая, сначала с каждым из наших сотрудников переговорить. И желательно еще и с директорами столовых и подсобных хозяйств встретиться - свою концепцию и стратегию обсудить, прежде чем по живому-то резать. Хозрасчет – дело нешуточное. Пусть они тоже одобрят вашу кандидатуру.
- Хорошо, если нужно, то я готова со всеми встретиться.
- Ну, вот, и славно. Вот и молодец! А мне говорили… Гм…Гм… А после проверки спецслужб (время, сами знаете, какое ... тревожное, и не куда-нибудь, а в самое сердце огромной страны работать идете...) милости прошу в нашу дружную команду. В ваших маленьких ручках, не то, что Россия - весь Советский Союз будет. Понимаете, какая ответственность ляжет на ваши хрупкие плечики?
Я не нашлась, что ответить. Однако от ласковых слов добрейшего начальника вдруг стало страшно.
- Что же Вы так побледнели, душенька? Не пугайтесь! Я Вам, дорогуша, пожалуй, свой просторный кабинет выделю! Чтобы лучше думалось. Ну и ... чтобы нас, мужиков, лишний раз своими коленками не отвлекать... Пиджачок-то у Вас строгий, а вот юбочку всеж-таки подлиннее надо. Мы ведь тоже здесь, знаете ли..., живые люди...

***

- Чем увлекаетесь в свободное от работы время? – допытывался въедливый сотрудник Комитета Государственной Безопасности, прожигая меня глазами насквозь.
- Читаю. Газету «Правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и… и факты».
- Аргументы? Хм... Аргументы с фактами... это хорошо..., - протянул он как-то неодобрительно.
- Классическую литературу очень люблю, - тут же поправилась я. - Толстого, Тургенева..., из советских писателей – Шолохова, «Поднятую целину». Из зарубежных - английских авторов предпочитаю: Диккенса, Теккерея.
- Кого, простите...? – переспросил работник спецслужб, - помедленней, я записываю.
-Теккерея. «Ярмарку Тщеславия». Может быть, читали?
- Яр-яр-мар-ка…Ярмарка - это хорошо. Злободневно. Торговлю надо всемерно развивать. И с Британией, опять же, у нас сейчас экономические отношения начинают неплохо складываться – в стране Перестройка.

***

- Чем занимаетесь в свободное от работы время? - вопрошал очередной сотрудник госбезопасности.
- Вяжу.
- Вяжете? Кофту, что на Вас, сами смастерили?
- Угу, - сквозь зубы процедила я, не понимая зачем... и чем это может для меня обернуться. Может, деловые качества или реакцию проверяет...?
- А в прошлый раз говорили - на лыжах катаетесь...?
Сотрудник-то, оказывается, тот же самый... Эти контрразведчики все на одно лицо..., неприметные.
- Так это ж зимой было, а сейчас уже лето.
- Понятно. Как говорится, готовь сани летом... Ну, а нам с вами ведь некуда торопиться..., правда?

***

В августе девяносто первого случились непредвиденные события - ГКЧП, попытка государственного переворота и арест Президента в Форосе. И мне сообщили, что прием сотрудников в Аппарат временно прекращен.
Я уж решила, что со службой Отечеству придется совсем распрощаться, как вдруг, спустя 2 месяца, мне позвонил Петрович.
- Собирайся, солнышко. Все в порядке. Победа - за нами. Завтра едем в Кремль для последнего официального утверждения.

Этот холодный и промозглый октябрь запомнился мне надолго. На Покров, выпал первый пушистый снег и укрыл собою серый грязный асфальт московских улиц.
Я с тоской посмотрела на теплую вязаную шапку и, немного посомневавшись, надела на прием белую элегантную шляпку, купленную по случаю в магазине на Сретенке.

***

От проезда Владимирова до «сердца страны» было 3 шага, но мне показалось, что мы ехали целую вечность... От волнения мое собственное сердце колотилось, как бешеное, зубы стучали, и коленки выбивали мерную дробь, так что слышно было на первом сидении.
Нас пропустили через Боровицкие Ворота, и черная Волга плавно остановилась у служебного входа. Вышколенный шофер открыл первой дверцу не Шефу, а мне, как настоящей даме..., и я сразу перестала дрожать.

- Головные уборы не принимаем, только пальто, - отрезал в гардеробе угрюмого вида военный.
- А что... у вас здесь тоже воруют? - чуть не ляпнула я от возмущения. Но наткнувшись на свирепый взгляд, вовремя прикусила язык.

Я попыталась втиснуть шляпку в крохотную сумку для документов, потом - тщетно пристроить под мышку..., и заметалась... Петрович нервно барабанил по циферблату наручных часов.
- Ладно, быстро надевай и иди так, в шляпке. Будешь, как английская Королева. Тебе, кстати, очень, идет.
- Спа-спасибо.
- Только смотри, не сутулься. Выше голову и держи осанку!   Пойдемте, ваше Величество.

И мы пошли... Пошли рука об руку по длинным извилистым коридорам непарадной части древнего Кремля. Мрачные стены казематов, наверное, видели здесь все: и царей и преступников, и кровь и пытки ..., но только... не женщину в белой, легкомысленной шляпке...

***

Нас остановили за первым же поворотом.
- Предъявите документы. Снимите очки и головной убор, - отчеканил постовой, сверяя мою подозрительную-таки личность с паспортной фотографией.

За следующим поворотом нас снова стопорнули.
- Снимите шляпу и покажите содержимое вашей сумки, - как на таможне потребовал следующий страж, «испепеляя» меня ледяным взором.

Пока мы добрались до заветного кабинета, я снимала и надевала шляпку еще раз пять или шесть. И к концу пути вид у нее (да и у меня тоже) был порядком измочаленный.

А дальше все было, как во сне. Руководитель Аппарата задавал какие-то вопросы, я что-то отвечала, как мне казалось, невпопад. Однако по непроницаемому лицу высокого начальства ничего понять было невозможно.
- Поздравляю. Желаю успехов на вашем непростом поприще.
  «Допрос» закончился. Руководитель вяло пожал мои одеревеневшие пальцы.
- Спасибо, - пролепетала я слабым голосом. И зачем-то добавила по- военному, чуть бодрее:
- Служу Советскому Союзу!

- Ну, Петрович! Ну, Петрович, чертяка! Где ж ты такую бедовую девчонку откопал! Одна только шляпка чего стоит..., задом наперед, - услышала я громогласный хохот сурового начальника, притаившись в дверях, в ожидании моего Шефа. – Эх, мне бы такую… в канцелярию…
- Где взял? Где взял - там уж нет, - лукаво ответил Петрович. – И не выпрашивай у меня, вымогатель...

***

А на следующий день начались трудовые будни, заполненные изнурительной суетой и подготовкой бесконечных расчетов, отчетов и справок. Но это были самые счастливые дни в моей жизни. Никогда еще я не чувствовала себя такой нужной и не испытывала такого уважения, такого трепетного и бережного отношения к себе, как к специалисту, и просто женщине.
- Научи меня, старого дурака, - без всякого стеснения говорил высокопоставленный начальник своей молодой и неопытной подчиненной. - Я в твоих таблицах, ну никак, никак, не могу разобраться...

И мы сидели, вдвоем, порой допоздна, выверяя и проверяя каждую цифру. И даже когда ошибалась, я всегда оставалась для него «умницей», «нашей чудесной девочкой», «путеводной звездочкой» ..., и изо всех сил старалась этому соответствовать.

А через два месяца не стало великой страны СССР…, и Центрального Аппарата, управлявшего этим огромным государством.
Тщательно отобранные сотрудники разбрелись, кто куда.
Еще через год умер славный Петрович, едва пережив свое пятидесятилетие и крушение больших надежд.
 
В память о том времени осталась разве что... белая шляпка, да пропуск с моей фотографией. Пропуск в другой мир и в другое измерение.


Рецензии
Лидия, читала с большим интересом! Вы правы, это другой мир, другое измерение. Приятно,когда человек любит свою работу, когда все в радость. Понравилась искренность, открытость повествования.Замечательно пишите, всегда восхищаюсь!
С уважением, Виктория.

Виктория Романюк   17.03.2024 17:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория. Очень приятно.
Сейчас уже вспоминаю эту забавную, приключившуюся со мной историю с улыбкой и легкой иронией. Иногда всплакну, когда думаю о Петровиче. Но тогда было не до смеха...

Лидия Гладышевская   17.03.2024 17:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.