Из ответов на вопросы одного ютуб-канала -9
Если бы мне задали этот вопрос в 90-е годы, в годы разгула бациллы превалирования эмоций над разумом, когда я был молод, и, как говорится, глуп, конечно же, нашёл бы бесчисленные примеры, т.н., притеснения со стороны азербайджанцев в НКАО. Но сегодня, я не могу себе позволить подобное, ибо, к своим 60+, всего того, что можно назвать притеснением, чему мне приходилось быть свидетелем, и не только меня, было сильно больше от кого угодно.
Будучи творениями социальными, каждому из нас приходится бывать в разных жизненных ситуациях, которые, в той или иной степени, как говорится, завязаны с другими людьми. Размышления на подобные вопросы, касающиеся какого-либо региона СССР, когда мы все были советскими людьми, без учёта всего этого было бы большим заблуждением.
В свете этого, сегодня без всякого преувеличения я могу признаться в том, что моему поколению посчастливилось жить и быть свидетелями строительства самого справедливого общества в истории человечества. И это при том, что его устои были сильно деформированы, с приходом к власти в СССР с определённого времени неотроцкистов. Пожалуй, здесь не стоит углубиться в детали исторических перипетий, которые происходили в государстве, в котором армяне с азербайджанцами совместно с более чем двумя сотнями иных народов, жили и созидали подобно братьям и добрым товарищам. Вряд ли в СССР можно было бы мысли допустить, что какой-либо представитель того или иного народа мог радоваться горести и печали какого-либо иного народа, и, наоборот, не радоваться взаимным успехам и достижениям! Да, сегодня, не так просто довести до постсоветского поколения, что именно такая норма жизни была присуща советскому человеку, которого никогда никто не мог принудить предать забвению свою национальную идентичность. Тому свидетельство становление и развитие национальных традиций, языка, литературы, культуры, равные возможности для представителей всех без исключения народов ко всеобщему народному благу. Одно существование национальных академий наук, всевозможных национальных и общесоюзных творческих союзов чего стоили.
Да, СССР было государство, абсолютного, точнее, максимального равноправия народов. Я далёк от мысли идеализировать саму сущность государства. Однако, в виду того, что человечество ничего лучше не придумало, для обеспечения безопасного и созидательного общежития людей, народов, уверенных в завтрашний день, кроме как государство, то мы должны смириться с необходимостью его существования. При этом, конечно, никто не может помешать нам подходить к осознанию сущности того или иного государства, его благостности, в их сравнении. Благо, (а может - и нет), количество государств на планете Земля из века в век имеет тенденцию к увеличению. Об этом было ранее.
Конечно, же, в СССР были свои проблемы. Конечно, же, каждый волен иметь свою трактовку первооснов этих проблемам. Но, вряд ли, кто станет отрицать, что даже в СССР во все времена находились люди, которые вполне осознанно, а некоторые - заблуждаясь, содействовали глобальным планам тех самых Сильных Мира Сего! Что, собственно, и привело к развалу СССР. Правда, в СССР мало кто глубоко вдавался в разбор подобных планов. Разве, что, кому это было предписано по профессиональным обязанностям. Как сегодня принято пугать, в основном тем, кто служил в НКВД, КГБ и т.п. А основное население СССР в целом занималось созидательным и праведным трудом. Между людьми, организациями, творческими и иными союзами существовали бесчисленные связи, служащие исключительно на создание блага для всех! И армяне с азербайджанцами, конечно, не были в этом исключением. Тем более, находясь в соседстве, при, практическом отсутствии каких-либо меж и границ, народы свободно перемещались по бескрайним просторам СССР, учились и работали там где душа пожелает, ходили друг другу в гости, делили печаль и радость, и всё это- без всяких различий по этническому признаку.
Конечно, же, в любом обществе во все времена между отдельными людьми бывают недопонимания, трения и более серьёзные разногласия. Однако, было бы большим заблуждением всё это сводить к доминированию этнического фактора. В СССР, все мы были прежде людьми, советским человеком, которым в повседневной жизни в последнюю очередь были интересны подробности этнического происхождения того или иного человека. Разве, когда речь шла о достойных советских людях, которым в СССР, в силу предоставленных возможностей и условий, удавалось достичь больших свершений и успехов в различных областях человеческой деятельности, главным и определяющим их этнической принадлежности?
И, конечно, тогда сложно было соплеменникам скрывать свои эмоции и вспомнить о корнях. Так уж устроен человек. И, быть может, и это тоже красит человека. Этот фактор имел лишь позитивное значение. В смысле,- каждому приходилось лишь в определённой степени учитывать это обстоятельство, дабы, ненароком не задев национальные чувства других, на примере достойных сынов своего народа, воспитать ещё боле достойных.
Советские люди, в основной своей массе, понимали ответственность друг перед другом и с уважением относились друг к другу. Что касается, какой либо сегрегации или притеснений по этническому и национальному признаку на уровне всесоюзных и, как принято сегодня говорить, на уровне региональных, республиканских, законов и иных актов, то говорить о подобных вещах было бы большой несправедливостью. Другое дело, что за всё время существования СССР шёл поиск путей максимального использования возможностей и способностей советских людей, в т. ч., этнических и национальных особенностей, которые никоим образом не ущемлялись. Разве, что за исключением того, что касалось религии и вероисповедования.
Ибо, в СССР религия считалась «опиумом для народа», и с раннего возраста советских людей воспитывали атеистами. Что вовсе не означало, что советские люди воспитывались с отрицанием совести, нравственности и добродетели. Собственно, ради чего и человек шёл к Богу, чему должна содействовать религия, как было принято говорить, свободы совести. Впрочем, это тоже несколько иная история… .
Так, вот, конечно, каждый проживший жизнь может вспомнить множество случаев притеснений от кого –то. Конечно, зачастую это случается от людей, которые находятся в непосредственной близости, а то и вовсе, находящиеся в родственных отношениях. И, конечно, при проживании в непосредственной близости людей разной этнической принадлежности, и при сильном желании можно найти множество примеров притеснений. Начиная от излишней грубости при игре в футбол, к примеру, различных бытовых и жизненных ситуаций, когда создаётся взаимный дискомфорт, или, что посерьёзней. В жизни частенько бывает, когда, какое-либо жёсткое недопонимание между людьми переходит в крепкую дружбу, особенно между молодыми людьми. А бывает, когда два единоутробных брата, живя по соседству в селе, могут становиться врагами из-за сущего пустяка, - курица нарушила огородную межу или ещё что.
Конечно, и я могу вспомнить, как при игре футбол на межрайонных соревнованиях в г. Товузе с местной командой в 9 классе получил жёстко по ногам от защитника противника, который, точно не был армянином. Но больше с ностальгией.
Могу вспомнить про более серьёзное ЧП, когда в последнее воскресение сентября 1988 года , когда ещё это было возможно, возвращались на а/м «москвич-пирожок» с двумя братьями по горной грунтовой дороге из Карабахе в Ереван, возле селения Гемишли Кельбаджарского района. Это я решил перед отъездом в Москву на защиту кандидатской, будучи уже старшим научным сотрудником Армянского НИИ Строительства и Архитектуры (АрмНИИСА), заехать к родне. Тогда мой отец работал директорам совхоза с. Чайлу, что было на границе с соседним тогдашним Мир-Баширским районом, где у него было не меньше друзей и товарищей, с которыми ежедневно вместе решали многочисленные хозяйственные проблемы, во всеобщее благо... . Да, тогда, в горах, у нас случилось нечто неприятное, которое имело непосредственное отношение к нашей этничности. А началось всё с нелицеприятного разговора, с взаимными упрёками, про начавшееся противостояние между армянами и азербайджанцами с одним водителем а/м Камаз – тягача без фуры, в результате чего, он просто тараном скинул нашу машину в ущелье и сам благополучно уехал. Благо, мы успели во время выйти из машины и спастись. Но, правда заключается ещё и в том, что кроме этого парня, который, к тому же, как позже выяснилось, был выпивший и, поссорившись с друзьями на свадьбе в селе, решил просто уехать куда подальше, все остальные невольные свидетели этого инцидента, - не менее сорока человек, из жителей села, которые успели спуститься к дороге, принялись его осуждать и всячески нам содействовать. В итоге всё обошлось, а администрация Кельбаджарского района принесла свои извинения за своего «аджлапа», как они выразились, и возместила весь ущерб, вплоть до предоставления нового равнозначного автомобиля. Конечно, же, мы долго держали злость на нашего обидчика. Но мы не могли не быть благодарны всем остальным азербайджанцам селения Гамишли, которые приютили нас, накормили, успокоили и помогли вернуться домой. И не могли по достоинству не оценить действия руководства района, многие из которых, к тому же были добрыми знакомыми и друзьями отца, которые и решили вопрос в кратчайшие сроки и, совершенно, справедливо... .
Конечно, когда начались деструктивные процессы с началом, т.н., гласности и перестройки, а по сути, с началом развала СССР, подобных примеров, а также примеров много трагичных и жестоких, с обоих сторон, можно перечислить бесконечное множество.
Но, моя правда жизни заключается ещё и в том, что на моей свадьбе в ноябре 1983 года в г. Барде АзССР, разделял радость семьи фотографа Гавруша из посёлка «Карабахстрой», моего тестя, который там прожил достойную жизнь с начала 50-х годов прошлого века, чуть ли не весь город. И большинство, очевидно, не были армянами. Тогда этот фактор вообще был ни о чём, в смысле - кто какую фамилию имел. И, конечно, я и мысли не могу допустить, что те бесчисленные подарки, далеко не дешёвые, даже по советским меркам, сотни граммов дорогих изделий из золота и т.п., и слова напутствия нам,-молодым, с добрыми пожеланиями от этих людей, были не искренними и не от души. А про вселенское веселье и танцы под разные музыки и песни, особенно, под музыку из вновь вышедшего любимого всеми кинофильма «Мимино», вообще, можно говорить долго… .
А задолго до этого, будучи школьником, помню, как к нам частенько в гости приезжал дядя Идаят с семьёй из села Нарештар, с обязательными яствами собственного производства, особенно, курдючным сыром. С которым мои родители вели долгие беседы на всевозможные темы. Но я не помню, чтобы, когда либо у нас дома велись разговоры о том, что кто то армянин, а кто то нет, и, что, кто то- кого то притесняет. И музыку мы слушали одинаковую, которая в одинаковой степени нравилась всем нам.
Я и не говорю, про встречи с азербайджанцами, многочисленными «достами» дяди Эдика, мастера в колхозной сыродельне, которая летом работала на берегу реки Трхи на склоне Мров-дага, с альпийскими лугами, куда гоняли летом колхозный скот. Где мы и проводили все свои летние каникулы в школьные годы, на радость и под чуткой опекой бабушки, дяди и многочисленных благородных тружеников, как принято говорить, - села, разной национальности. Кстати, там же я научился сносному общению на азербайджанском языке, чуть ли не джигитовать на лошадях и много чему ещё. Но самое главное, у меня остались самые светлые воспоминания о тех, воистину, счастливых днях, от общения со светлыми и благородными людьми, которые и мысли не могли допустить, что прежде чем быть армянами, азербайджанцами или ещё кем, они были просто людьми. Конечно, всего этого я уже постиг и осознал много позже, когда от тех дней, как говорится, не осталось и следа. Одни приятные и светлые воспоминания!
Опять же, я далёк от мысли вообще идеализировать кого бы, ни было. У каждого из нас свои достоинства и недостатки. В СССР тоже люди были не лишены слабостей. Особенно, если говорить о тех, кого принято называть слугами народа, -чиновниках. В позднем СССР –особенно. Когда для людей становился главным принцип «Я тебе - ты мне»! И среди слуг народа всё больше становились нормой разговоры и убеждения о том, что, как то, не очень справедливо они вознаграждаются за свой труд, мол, работают больше, а получают меньше.
Собственно, подобная оценка своего служения долгу всё больше становилась нормой, с утверждением в СССР, так называемой экономики Либермана-Косыгина, после смерти Сталина. Экономики, при которой уже невозможна была никакая уценка, практически, всех товаров, услуг и продуктов, которая производилась на каждую весну с 1947 по 1952 год. И для чиновников разного уровня становилось нормой получать, как бы сегодня сказали, нетрудовые доходы, которые могли быть как из бюджета, с использованием административного ресурса, так и в виде банальных взяток за возможность решить проблемы людей и других чиновников.
Медленно становились нормой, так называемое, кумовство, протекционизм, мздаимство и т.п..
Словом, шло расслоение общества на имеющих доступ к тому, что тогда называлось дефицитом и, тех, кто был лишён этого. И чем больше становилось этого дефицита, тем больше рос аппетит, имеющих доступ к ним, и тем больше становилось тех, кто этого доступа были лишены. Впрочем, в той иной степени, в позднем СССР создались условия, когда нормой становилось, что каждый, начиная от рабочего на заводе, до самого высшего начальника, пытался, что-либо иметь на стороне, помимо установленной законом оплаты труда.
Сложилась ситуация, когда нормой становилось понятие «достать». Особым уважением стали пользоваться, кто умел доставать, решать проблемы, пускай и не по закону, нарушать очереди, словом, шустрить, фарцевать и заниматься банальной спекуляцией, тем самым дефицитом.
И, конечно, особые возможности при этом имели те самые чиновники разного уровня. Которые на своём разном уровне должны были решать проблемы людей, в т.ч., распределять блага, которых всегда не хватало на всех.
И, конечно, всё это безобразие не могло носить в себе никакого этнического составляющего. Особенно в рамках одного региона, особенно, в рамках такого региона, как Закавказье. В этом контексте, чиновники из Армении, Азербайджана и Армении, мало чем отличались.
Вместе с этим справедливо также и то, что при всей, как бы, порочности позднесоветского чиновничества, и, вообще, самой системы, говорить о программе плановой дискриминации регионов, городов и сёл, в зависимости от национальности их жителей, ни в СССР, ни в АзССР, ни, где бы, ни было, тоже было бы большим заблуждением. Да, это целая тема для большого исследования, что, также, совершенно другая история... .
Разве, что хотел бы отметить, что в той или иной степени и мне приходилось с этим сталкиваться. И при большом желании, тем, кому суждено было тогда больше контактировать с тем или иным чиновником, который мог быть иной национальности, могут связать эти пороки с его этничностью. Что, конечно, было бы также большим заблуждением, если не глупостью.
Я, как человек, который имел опыт жизни, как в НКАО АзССР, так и в АрмССР, и в городе Москва, эпохи бывшего СССР, могу засвидетельствовать однозначно,- везде, в этом плане, практически была одна и та же система, один и тот же единый принцип.
Быть может, если говорить о каком либо притеснении, то подобное я больше испытал на себе в АрмССР. Потому, конечно, глупо, как минимум, связывать это с национальным вопросом.
Словом, в СССР ни чиновники, ни преступники, ни тунеядцы и хулиганы национальности не имели!
Москва
17.01.2022
Свидетельство о публикации №222011700968