Другие способы святочных гаданий

        Помнится, обещала я Вам рассказать о других видах гадания, которыми увлекались наши прабабушки на Руси. Ну, что же, раз обещала – слово следует держать.

       Итак, мои хорошие, способов гаданий в старину было не только множество разных, каждый святочный день был посвящён (или привязан) к своему особому.
До Крещения, к примеру, использовались больше такие виды, о которых я уже упоминала. А именно, на башмачок да на заговор перед сном на воду. А после Нового Года (по-нашему СНГ), больше применяли варианты на зеркальце, воск и воду (не путать с предыдущим способом), свечи и другие.

Песни при этом напевались, как правило, лирически-заунывные (те же страдания).

                Всё, что будет завтра,
                Не сбылось вчера…
                Не суди превратно -
                Это не игра.

                Именем забытым,
                Что ты мне сложил
                За морем укрытым
                Боль не заглушил.

                Боль ты не утишишь.
                В дальней стороне,
                Если меня ищешь -
                Знак подай ты мне.

                Сам покой не сыщешь -
                Лишь неупокой...
                Коли меня слышишь -
                Помани рукой.


    При гадании с помощью свечей, девушки рассаживались рядком вкруг печи, держа в руке каждая по зажжённой свечке и нараспев читали наговор:

Светоч, свеченька, свеча,
Ты ярка и горяча,
Подскажи,
Где мой суженный живёт
И когда за мной придёт,
Покажи.
Тенью тени на стене,
Тонким светом при луне
Накажи
Скорых сватов мне встречать.
Жениха звать-величать
Как, скажи…

       При этом девушки водили свечой по кругу и пристально вглядывались в мерцающие неясные тени на белёном боку печки. Каждая в них видела своё…

После Крещенского праздника до Афанасия гадали – скорее уже просто смотрели, т.к. гадать после Крещения считалось запретным – на крещенскую воду, выглядывая в ней приметы счастливого замужества. Этакий вариант нынешнего гадания по кофейной гуще.

Об этих способах, Друзья, ещё напишу позднее. Тем более, что «страдательных» песен, наговоров и запевок у меня пруд-пруди…

                Я тянусь к тебе Душой!
                Сокол ясный мой, постой…
                Не найти иной нам путь -
                Легче свет с пути свернуть…

                И, укрывшись ясным светом,
                Вновь в пучине буден-дней
                Мы направимся с рассветом
                Отыскать борзых коней,
               
                Что с пути в ночи не сходят,
                Не страшатся высоты;
                Дробным топотом - разводят
                Врозь горящие мосты.

                Чтобы, слившись с мягкой гривой
                Вороного скакуна,
                Ты сказал бы мне с надрывом,
                Что жизнь мной была полна.

                Что не знал со мною скуки,
                Пресыщения в Любви,
                Что печалился в разлуке
                И считал до встречи дни,
               
                Что безвременной кручины
                Ввек не чаял – не хотел…
                Только ветер злой чужбины
                Над могилою свистел.

С Крещенским Сочельником, мои хорошие! Да будут Вам во всём покровительствовать Небеса!

(Текст и стихи - все авторские).


Рецензии