Комоедица Масленица
— Небоись, не уйдёт душегубец.
Скрипит снег под ногами молодцев, подморозило в ночь. Но разгорячены погоней по утреннему лесу парни слободские, бьют ветви еловые по молодым лицам, только смех вызывают. Давно выслеживали по лесам Гришку – разбойника, и вот в канун Комоедицы попался. (1) Будет чем Ярило – батюшку порадовать.
— С права, с права заходи.
— Вяжи крепче.
— Кусается гад. Мешок ему на голову и всех делов.
Тащит весёлая ватага добычу свою к высокому пригорку, песни поют. А как не петь, большой праздник пришёл – Ярило на землю сходит.
Покатятся с горы горящие колёса в реку, в честь разгорающегося солнца. У кого докатится колесо без единого падения, того весь год счастье ожидает. Всё загаданное сбудется.
Встретят слободчане весну в день весеннего равноденствия, когда день побеждает ночь, тепло побарывает холод. Уже и шкуры готовы для звериного маскарада, и площадка для костра, с воротами. Взовьётся костёр выше макушек деревьев, лизнёт огнём небо, осветит поля. И чем жарче, да ярче костры горят, тем щедрее солнышко на тепло будет. Тучнее; стада, богаче урожай.
Молодёжь уж и лошадей в сани запрягла, что б село по кругу объехать. Бабы лепёшек напекли, дети в лес побежали. Первая лепёшка «комАм», для задабривания. (2)
Мужики солому для костра тащат, мякину, да обмолоченные снопы. Бабы сгребли всевозможный мусор со дворов, старые метлы, солому, сняли прошлогоднюю застилку земляного пола в жилищах. Девки натаскали черепки посуды, сломанные пряслица, пуговицы, да обломки ножей. Всё в костёр пойдёт. Сгорит зима, обратится в пепел. Воскреснет земля, пробудит богиню плодородия и любви – Лелю. А здесь её уже возлюбленный - Ярило встретит.
Вот уже и поперечное бревно улеглось на две вертикальных стойки. Всё для великого костра сложено. И бревно-веретено встало, двенадцать мужиков его поворачивать будут, живой огонь добывать. И для чучела они разбойника поймали. Посадят внутрь огромной куклы, что из соломы связана, да в яркую одежду обряжена, и сожгут в последний день праздника на ритуальном костре. А пепел раскидают по полям, для плодовитости.
А вот теперь, когда всё готово, можно есть и веселиться. Украшать деревянные колёса яркими лентами, крепить на шесте и ходить с ними по слободке, песни петь и хороводы водить.
А не хочешь в хоровод, на кулачный бой выходи. Если в хороводы только статных, да ладных парней брали, что б лён хорошо рос, то биться каждый может. Чем крепче бой, тем сильнее пшеница уродится. А хочешь, с ряжеными силой померься. Зря они что ли шкуры медвежьи на себя нацепили. Глянь, как пляшут. Попробуй, вызови одного на бой. А не хочешь с ряженым, так батюшка «Ком» сам пришёл. Коли не забоишься, вставай в круг, поборись с ним.
А костёр всё выше разгорается, трещат поленья, сгорает зима, злится, ветра напускает. Только смеются парни да девки, на санях катаются, пьют, едят, веселятся. И стар и млад весну славят. Лижет пламя твердь небесную, полыхает чучело, бросают празднующие в огонь пищу поминальную. Ушедших за великий порог угощают.
Катятся с горы, обмазанные дёгтем, да увитые соломенными жгутами колёса полыхающие. Словно маленькие солнышки по снегу скатываются.
Завтра великий день очищения придёт. Пояса потуже затянутся, работы прибавится. А сегодня весну славим – встречаем. Всё плохое в костре сжигаем. Всласть целуемся, в честь богини весны, да от пуза едим, в честь – солнышка…
1. «Ком», так в старину называли медведя, просыпался в это время, и люди хотели задобрить отошедшего от зимнего сна зверя. Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство – источник здоровья и силы. Поэтому праздник назывался Комоедицей.
2. Именно с этого обряда пошло, что первый блин - комом (когда за место лепёшек стали печь блины). Первый круглый и пышный символ Масленицы (Комоедицы) отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить.
Свидетельство о публикации №222011801512