The chunk 174 The message -939-

Sarah came at last. She spoke by smartphone:
“We decided to train the slime molds, but at the beginning, we did it wrong. Because we got inspiration from experiments in insects.
So of course, it was a complete failure,
because I didn't put myself in place of the slime mold. I think sometimes to better understand the behavior, you have to try to think, what is it to be of this organism?
So I stop, and I say, OK, think.
What is the slime mold doing in his environment?
You have to imagine yourself without central thinking – without sounds.
We have a world with sights.
They have a world of smells.
If you look at slime mold, it's always going forth.
So I said, OK, what if I put something in its path that it has to go through if he wants to eat?
And do it again and again and again until he learns to ignore the substance.
This is called habitation – it is the simplest form of learning.”

09/01/2021
 Сегодня вечером вспомнила Шахерезаду, балет по симфонической сюите Римского-Корсакова. В детстве я испытывала восторг от этой изящной музыки: однажды сюита играла по радио. У меня имелся диктофон, я сделала запись. Пленка в кассете попалась старая, запись на записи, музыка воспроизводилась со скрежетом и скрипами, но я слушала много раз. Балет меня несколько удивил. Я не ожидала постановки по такому сюжету: богатый шах нехотя покидает свой гарем и любимую наложницу. Она равнодушна к нему, но с охотой принимает его подарки. Как только он отбывает, она уговаривает евнуха открыть ворота и впустить в гарем чужих мужчин, ее красавца-любовника. Непонятно, в первый ли раз эта встреча: может быть, евнух был новичок. В разгар оргии в гарем возвращается шах. Всех любовников убивают. А потом шах убивает любимую наложницу. Изначально сюита Римского-Корсакова была создана как отдельные, не связанные друг с другом эпизоды из сказок "Тысяча и одна ночь": море и корабль Синдбада-морехода, фантастический рассказ Календера-царевича, царевич и царевна, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу вместе с медным всадником. Ничего общего с либретто этого балета. Но времена сейчас такие, привлекают публику темы ниже пояса, а сборы нужны.
На самом деле, я, простая русская свободная женщина, представляя себя на месте этой наложницы из гарема, имею такие представления: эта женщина не имеет никакой возможности покинуть гарем; шах ей безразличен как существо, которому она не готова отдать сердце, и отвратителен, возможно, как самец; ей абсолютно нечем заняться в гареме, кроме как перебирать драгоценности и украшать свое тело, у нее нет иных стремлений, потому что она была воспитана так; где она встретила, живя изолированно, мужчин, которых позвала в гарем, я не понимаю, но, допустим, через других женщин -- прислугу; что делать женщине, вынужденно живущей в золотой клетке? Она неизбежно пытается вырваться или сделать что-то наперекор ненавистному шаху, несмотря на угрозу смерти. Кстати, она легко отделалась: думаю, в реальной жизни жестокий шах не дал бы так просто и легко умереть этой женщине, которая, с его точки зрения, предала его. Почитайте как жестоки правители Африки и Азии с изменившими им женщинами: они подвергают их долгим и страшным, мучительно болезненным пыткам.
Для мужчин почти невозможно вступить в близость без желания, хотя бы минимального. Женщину можно принудить. Хоть один мужчина представлял каково это иметь секс с нелюбимым и неприятным мужчиной? Согласились ли они добровольно предоставлять свое тело женщинам, даже когда им просто совсем не хочется секса, когда они устали или приболели, или когда секс причиняет дискомфорт и боль? Почему они требуют этого от женщин? Долго ли мужчина живет в браке с женщиной, которую не хочет? Уважение в семье...так ты, мужчина, ты будешь спать с женщиной, которую не уважаешь? Да, часто так и бывает: мужчины спят с женщинами, которых не уважают, с проститутками, например, или с женами. Думаю, мужчины понимают состояние женщины принужденной к сексу, именно поэтому они не уважают и презирают проституток. [[Одно маленькое примечание. Мария Арбатова -- русская феминистка. Она много лет назад написала книгу, где описала свою сексуальную жизнь. Она рассказала как ее изнасиловали. Один раз ей было лет 16. Она была очень красивой и выглядела взрослой. Ее на улице насильно посадили в машину незнакомые мужчины с Кавказа, увезли на квартиру куда-то и всю ночь впятером или вшестером насиловали ее. Утром они посадили ее в такси и положили ей на колени толстую пачку денег. Она, измученная, подождала, когда такси отъехало и набрало скорость, потому что боялась что они убьют ее если поймают, и она выбросила им вслед все эти деньги, раскидав по дороге, с ненавистью. Скажите мне, Ахмед, почему мусульманские мужчины считают допустимым такие преступления над русскими или европейскими женщинами? Потому что эти женщины могут свободно выбирать себе сексуального партнера? Вы также поступили бы? Ради эксперимента, найдите фотографию какой-нибудь отвратительной для вас женщины, возьмите, например, мое фото, и представьте себе что эта гадкая особа пытается использовать ваше тело в сексуальных целях, и у нее это получается несмотря на то как вам унизительно, гадко и противно это. Что чувствуете? Нравится? Готовы на это за деньги? А за большие деньги? https://youtu.be/y6jlVKz7HpE ]] Но они спят с ними, потому что хотят. Для женщин тоже так бывает: она говорит, что мужчина никакой, гад, урод, но хорош в постели. Но это же женщины и мужчины-маргиналы. Для нормальной женщины, однако, быть с мужчиной, которого она не принимает по разным причинам, мука. А этого требуют все религии и общество. Почему? Помню, мой учитель арабского, студент из Йемена, мы с ним переписывались вчера, он готов помочь мне перевести несколько видео с арабского, настойчиво спрашивал меня, согласилась бы я быть второй женой у своего мужа, как это принято, например, в Йемене. Я думаю, при определенном воспитании это не страшно, это допустимо и не обидно для женщины. Но жить с мужчиной, которого не хочу, я никогда не смогла бы. Я думаю, я кончила бы как та наложница шаха из балета:) Я помню, у меня был период где-то через год после рождения ребенка когда секс с моим бывшим был мне отвратителен, я помню, как я плакала тихо и незаметно, потом это прошло и я была очень активной сексуально. Иногда было так что он не хотел, уставал, и я использовала его тело для своих игр. Но он не был против, ему все равно было приятно, хотя он и не получал максимального удовольствия. Теперь я даже представить не хочу его со мной. Спать с ним почти то же что иметь близость с ослом. Он все время касается меня: то по голове погладит, то за шею нежно ущипнет, то хлопнет по заднице. Но он не приходил в мою комнату даже когда наша дочь уезжала и мы были одни в доме. Он даже чувствует дискомфорт и неловкость, заходя в мою комнату. Потому что он нормальный мужчина. Уходя, он вздыхает, говоря с ошибками по-русски: "Ладно, не буду твой покой мешать."
В начале своих 1000 сообщений я говорила о религии, вскользь. Также я говорила о том, что внешность важна, внешность человека и всего его окружающего. Я опять сделала круг. Я возвращаюсь к этим вопросам. В Москве, где я была недавно три дня, были закрыты все музеи, билеты в театры и другие развлечения распроданы или не привлекали меня, поэтому я совершила прогулки по маршрутам, которые были мне доступны: я посетила массу православных храмов, самый крупный в нашей стране католический храм и самую большую в Европе московскую мечеть. Я не ожидала, что мечеть и костел окажутся такими простыми и бедными в архитектурном и декоративном плане, если сравнивать их с шедеврами Европы и Востока. Я никогда не осознавала что во все времена в России не давали расти и расширяться другим религиям, в том числе ограничивая разными путями строительство культовых сооружений иных вероисповеданий. Я хотела бы побывать в самых лучших католических храмах Европы и самых красивых мечетях мира, потому что судить о красоте здания по картинкам вс; же неправильно. Мне, например, важны звуки внутри здания: какой звук издают мои и чужие шаги, как отражаются голоса от стен здания, как слышна улица и как это сочетается со светом и декором; как распространяется свет естественный и искусственный; запахи; поведение служителей, их пластика и одежда; поведение посетителей. Очень много интересных нюансов делают одну церковь более привлекательной, другую менее интересной. Я могла бы несколько часов рассказывать о том, что я увидела и почувствовала во всех тех строениях в Москве, я очень много увидела, услышала, наблюдала: огромное количество разных красок и их нюансов во вс;м окружающем меня. Я думала что можно как-то "увидеть", "наблюдать"  отличия разных религий, посетив разные храмы. В какой-то степени это возможно. Но храмы, которые я видела, так неравны в своей декоративной реализации, что впечатления были бы неравноценны, суждения неверны.
Но внешность для меня важна в таком смысле. Красота долгое время, а может быть и всегда, была тем что показывало и закрепляло статус человека, царя, цивилизации, что увеличивало их "ценность". Понятие красоты менялось в зависимости от привычек и выгод общества. Араб прислал мне изречение из Корана, как он говорит: "Происхождение веры. Полное убеждение разума и логики в том, что вселенная -- Бог." Звучит совершенно атеистически. Возможно, я неправильно понимаю эту фразу, но, на мой взгляд, это о том что разум всех людей устроен так чтобы воспринимать мир религиозно, в большей или меньшей степени, что зависит от воспитания, как и многое у людей. Люди склонны к религиозному мышлению, если для людей вообще возможно избежать какой-либо веры. Если смотреть глобально, информации о мире так много, что большинство из накопленных фактов о мире мы должны принимать на веру, у нас нет возможности проверить абсолютно все и приходится быть верующими.
Я собираюсь говорить не о происхождении религий, а об их влиянии на общество, и влиянии общества на них. Что было сначала: привычки и обычаи людей формировали религии или некое "слово" пришло и оказывало влияние на общество? Реальность состоит не из слов, а из того, что мы есть на самом деле: мы -- это наши опыты, наши потребности, наши отношения с другими людьми. Думаю, процесс обоюдный: формирование общественных и существующих культурных, религиозных конгломератов шло через смешение народностей, этносов, их привычек, опытов, потребностей, экономические влияния и интересы разных групп людей, с одной стороны, и  "мусора" -- то есть таких вирусоподобных высказываний, которые рождают в чьей-то голове Big Bang и фрустрации, стимулируя воображение и дальнейшее слово- и мыслетворчество, а также новые потребности, опыты, отношения…
Я уверена, что "внешние" предпочтения -- чаще всего красота -- то есть выбор принадлежности группе или объединению групп, был решающим в развитии культур, которые неотделимы от религий. Чем глубже заглядывать в историю, тем заметнее важность символики, внешнего выражения принадлежности человека к группе, к какой-либо общности. Мотивы, по которым люди делали этот выбор, не были заключены в духовном содержании самой религии или культуры как ее понимают самые авторитетные духовные лидеры. Все шло от "внешнего". Красота -- это колеса выбора. Выгода -- это двигатель. Все очень сложно, все эти влияния на чувство красоты и выгоды зависят от невероятного количества факторов, порой незначительных, бытовых, рутинных. Привычки очень важны, они рождают инертность и они же стимулируют изменения.
В целом все религии и культуры сводятся к к некоему нейронному шаблону, который закладывается в детстве и передается из поколение в поколение посредством воспитания привычек. Такие люди, как я -- чья нейронная сеть была сформирована во времена глобальных перемен, глобальных  экспериментов над огромными массами людей, изменивших способ восприятия действительности, прервавших в какой-то степени наследие предков, сломавших привычки и способы воспринимать, желать и выбирать --  я и мои самые ближайшие предки стали чем-то новым, во всяком случае, иным, с иной культурой и религией.
Как нравственность зависит от культуры? Это другой большой разговор. В целом, тут нужно понимать ракурс с которого смотреть на нравственность: нравственность это размытая категория и вырастает она опять же из выгоды и полезности для группы людей, а последние очень изменчивы. Я считаю пока, что нравственные ценности в целом похожи у всех людей на земле в данный момент, потому что базовая нравственность касается выживаемости человечества как вида в целом. И пока мы один вид, у нас похожие нравственные начала. Однако, посмотрите вглубь Африки, например, в Либерию в 1980 х годах или в Руанду в 2000-х: вырвать сердце у 6-летнего ребенка как дар богам или убить сотни тысяч "других" было вполне себе нравственно в головах и сердцах тех, кто это делал. Базовые ценности, однако, есть у всех Homo sapiens, иначе Африка уже давно была бы свободной от этого вида животных землей :), как и весь мир. Возможно, некоторые специфические черты нравственности базовой есть у разных народностей, нельзя сказать, насколько такие различия могут быть значительными. Посмотрите на эксперименты над лисицами, например: отбирали самых дружелюбных к людям животных из популяции, много поколений. Итог: рождаемость лисиц с дружелюбным характером увеличилась, но внешность лисиц очень сильно изменилась: у них стали лежачие уши, как у некоторых собак, и хвост не стоял трубой, а стал поджат, изменился цвет шерсти. Так и люди: идет активное смешение разных рас, которое, однако, кажется, слишком преувеличено. Все же большинство вступают в браки и рождают детей от своей нации, наш Ахмед не исключение, а вот я смешала свою кровь с иноземцем, поддержав таким образом мировое увеличение разнообразия характеров и типов нейронных связей индивидуумов. Мой выбор партнера был основан на неприятии собственной культуры, среды, в которой я росла, а также с воспринятым в детстве идеалом красоты: до сих пор мне нравятся черноглазые и черноволосые мужчины. Какая красота была в католическом храме: две или три тысячи армянских мужчин со жгучими глазами и черной волной волос на белых высоких лбах! Обожаю армянские глаза, а вот носы у них тяжеловаты…
В общем, смешение разных рас увеличивает и количество разнообразия характеров, а естественный отбор поддерживает определенные признаки. И этот выбор, отбор, связан у человека со способом выживать экономически и со статусными признаками, т.е с красотой. Может, религия изначально была придумана для того чтобы узаконить этот выбор и отбор. Думаю, то, как понимали догматы в разных конфессиях в эру их основания и сейчас, отличаются радикально. Религии меняются вместе с человеком, служа его интересам, выгоде и красоте. Общечеловеческие "гуманные" ценности во всех религиях появились лишь недавно, следуя моде.
Складывается такая ситуация, как мне кажется: разнообразие и сложность людей растет, растут сложности в обществе, которых внутри каждого из обществ тем больше, чем более открыто миру это  общество. Если мы все, такие разные, с такими разными правилами жизни, живем на этой Земле: по каким, по чьим правилам мы должны жить? Существующие государственные законы не учитывают или почти не затрагивают ритуалы, привычки в жизни человека, а значит, не обладают большой регулирующей силой, такой, какой обладали и обладают, пусть и меняясь со временем, религии и культура. Спокойной ночи всем.


Рецензии