Новый день Семёна Корнеевича

Дочь  фронтовика  Анна  Семеновна  ,  только  что  вернулась  из  стойла  .  Вошла  в  прохладные  сенцы ,  поставила  на  вычищенную  лавку  полный  ,  обвязанный  чистой  марлей  подойник   и  услышав  в  избе  негромкий  разговор  мужиков  ,  пошла  к  ним  сообщить  новость .  Обращаясь  сразу  и  к  мужу  и  к  отцу  выдохнула :
-Коль  ,  я  счас    от  баб  что  слыхала  то  ,  папань  ,  тебе  небось  тоже  интересно  ,  говорят  ,  в    Зеленовку  приехал  из  Германии  какой  то  бывший  наш  сусед  –   кажись  Макаром   звать  .   Папань  ,  ты   вроде  его  знаешь  ,  а  ?  Ну  вот  …  -  и  не  успела  продолжить  интересную  мысль  остановилась  ,  удивленно  глядя   на    побледневшего  вдруг  ни  с  того  ни  с  сего  отца  -  папань  ,  что  с  тобой  ?  -метнулась  Анна  к  отцу  - Коль  ,  дай  скорей  воды  !
Через  минуту  отдышавшись  ,  старик  ,  убрав  жилистые  ладони  с  бескровного  лица  наконец  ответил  :
-  Макара  ,  говоришь  ,  знаю  ли  ?  Как  же  ,  давно  хотелось  свидеться  !  Дружок  детства  !  -  и  вдруг  обращаясь  к  дочери  перевел  разговор  -  ты  ,  Нюрк  ,  иди  ,   цеди  молоко  то  ,  шо  ей  зря  киснуть  !
-Ань  ,  иди  ,  потом  доскажешь  -  поддержал  Семена  Корнеича  зять  и  догадавшись  ,  что  здесь  что  то  не  так  ,  прикрыв  за  женой  дверь  ,    сам  подсел  к  тестю  :
-Дед  ,  ты  что  так  с  лица  сник  ? Ты  что  ,  из  за  этого  Макара  что  ли  расстроился  ?
Старик  ,  упершись  в  колени  смотрел  на  расстеленные  половики  , наконец подняв  свою  белоснежную  голову  ,  сморщившись , посмотрел  снизу  вверх  на  зятя  :
-Кольк  ,  давай  мотнем  с  тобой  в  Зеленовку  ,  я  тебе  обо  всем  апосля  расскажу  !  Уважь  старика  !   
-Пап  ,  да  я  не  против  ,   только  малый  наш  на  машине  в  район  угнал  ,  теперь  только  к  вечеру  будет  .  Давай  завтра  сразу  с  утра  ?
От  этих  слов  старик  снова  опустил  голову  :
-Не  ,  Колюшок  ,  этот  волк  меня  ждать  не  намерен ,  но  с  утра  ,  так  с  утра  -  все  ж  таки  согласился  старик  и  явно  не  желая  продолжать  разговор  ,  поднялся  и  вышел  во  двор  .
День  продолжился  привычными  домашними    хлопотами .  Николай  сел  отбить  косы  -  хотел  с  сыном  докончить  полянку  в  подлеске  ,  а  то   ложок  еще  приметил  ,  пока  погода  ,  да  у  малого  каникулы  .  А  тут  какой  то  «Макар  -  германец»  не  ко  времени  .
  Жена  банками  на  кухне  громыхает  -  заготовками  на  зиму  занялась .  А  у  Николая  мысли  роем  :  «  Не  с  проста  деду  поплошало  ,  он  что  то  про  плен  тогда  рассказывал  ,  надо  у  жены  попытать  .  Иш  как   рвется  на  встречу  -  что  то  старый  надумал  …»
До  вечера  не  подходил  к  жене  ,  что  б  тестя  догадками  не  беспокоить  ,  а  ночь  в  постели   с  ней  прошептались  ,  но  к  общему  мнению  так  и  не  пришли  .
Семен  Корнеич  тоже  проворочался  с  боку  на  бок  и   до  утра   не  сомкнул  глаз  ,  а  чуть  забрезжило  в  окне  растолкал  зятя  :
-Кольк  ,  не  забыл  ?
Николай  поднял  с  подушки  голову  :
-Не  рано  ,  отец  ?  Пусть  хоть  рассвянет  .  Где  мы  твоего  друга   в  потемках  будем  искать  ?
Но  дед  стоял  на  своем  :
-Давай  ,  давай  -  поране   возвернемся  .  Ты  ведь  кажись  ,  косить  сбирался  ?
«Хитер  дед  !»  -подумал  про  себе  Николай  .  Быстро  оделся  и  пошел к  гаражу  ,  оглядываясь  на  старика  -  что  он  там  в  сумочке  за  спиной  прячет ?
  Завел  «Жигули»  и  пока  двигатель  прогревался  ,  вышел  из  машины  ,  попробовал  придорожную  траву  ногой  -  хороша  роса  ,  обидно   время  терять  ,  но  надо  и  тестя  уважить  .  Как  никак ,   считай  сорок  годков  в  одном  доме  прожили  и  всегда  понимали  друг  друга  с  полуслова  .  А  что  старику  жить  то  осталось  ,  да  и  какие  в  эти  годы  у  человека  радости  -  может  в  самом  деле  друг  детства  ,  всю  жизнь  не  виделись  .  Пусть  встретятся  ,  поговорят .  Может  что  важное  спросить  хочет  .  А  трава  ни  куда  не  убежит  .
Дорога  до  Зеленовки  недалекая  -  километров  пять  -  шесть  .  Сначала  по  полю  ,  вдоль  леска  а  там  ,  на  другой  стороне  обрывистого  оврага  потянулись  гуськом  выбеленные  домики  ,  примыкая  к   трассе  .
Воздух  за  ночь  успел  остыть  ,  и  проезжая  мимо  леса  в  приоткрытое  окно  хвойный  воздух  приятно  холодил  лицо  и  руки  ,  лез  под  рубаху  .  У  старика  же  лицо  багровело  ,  словно  после  бани  .
-Отец  ,  тебе  не  плохо ,  как  сердце  ?  -  заволновался  Николай  .
-Давай  ,  давай  ,  гони  побыстрей  -  не  отрывая  взгляда  от  дороги  ,  проговорил  старик  ,  одной  рукой  уцепившись  за  подлокотник  ,  а  другой  поскребывая  грудь  . 
Малиновый  язычок  солнца  выползал  из  за  дальних   в  синеве  посадок  ,   когда  легковушка  ,  натужно  подвывая  мотором  выкарабкалась  по крутой  ,  словно  небесной  лестнице  ,   каменистой  дорожке   к  первым   домам   деревни  . 
Семен  Корнеич  заерзал  на  сидении  и  заметив   у  недальнего  заборчика  пожилую  женщину  ,  дернул  за  рукав  Николая   :
-Вон  у  нее  спросим  …
Ответ  жительницы  деревни  заставил  старика  снова  пережить   вчерашнее  состояние  .
Такие  случаи  в   местных  масштабах   происходят  нечасто ,  поэтому  женщина  в  детальных  подробностях  рассказала  гостям  о  том  ,  что   сама  успела  узнать  и  увидеть  .   Что  старика  ,  возраста  Семена  ,Корнеича  ,  но  ,  гораздо  выше  его  ростом  привезли на  иностранной  красивой  машине  двое  таких  же  здоровенных  ребят  .  Одеты  все  культурно  -  у  старика  на   пальце  золотая  печатка  ,  в  очках  от  солнца  ,при  галстуке  и  пахнет  духами  .  Ребята  молчали  ,  а  старик  любопытствовал  .  А  говорить  по  нашему  вроде  как  разучился  .  И   прервав  рассказ  женщина  вдруг  спросила :
-А  вы  то  чьи  , не  из  Подвойного  случайно  ?  Он   все  ихними  антересовался   ,  спрашивал  про  какого  то Семена  …
-Не  ,  не  ,  мы  не  оттель  ,  мы  дальнии   -   не  успев  дать  открыть  рот  Николаю  ,   затараторил  Семен  Корнеич  ,  слегка  покраснев  .
А  женщина   закончила  рассказ  словами  :
-  Уехали  они  почти  сразу  ,  вот  туточки  походили  вдоль  оврага  .  поглазели  на  лес  ,  и  уехали   -  и  уже  в  след  уходящему  сгорбленному  старику  добавила  -  а  вам  то  он  кто  ,  вы  так  и  не  сказали  ?
Семен   Корнеич  только  отмахнулся  . 
Уже  в  дороге  ,  снова  проезжая  мимо  леса   старик  попросил : 
-Кольк  ,  давай  выйдем  посидим  ,  душа  не  на  месте  !
Сели  под  ближайшую  сосну  на  пыльную  траву  ,  дед  поднял глаза  к   утреннему  небу  ,  пожевал  беззубым  ртом  и  начал  неспешный  рассказ  :
-Ты  ж  ,  друг  ведь  ничего  не  ведаешь  ,   а  я  нонче  должон  был   грех  на  душу  взять  и  грешным  делом  ,  думал  ,  что  б  ты  мне  в  том  помог  .  Знаешь  что  у  меня  в  этой  сумчонке  ?  Нет  не  знаешь  !  Этим  твоим  молотком  я  должон  был  ухондокать  энтого  германца  .  Но  ему  ,  гаду  ,  всегда  везло  .  Склизкий   …
Когда  вчера  Нюрка  назвала  его  имя  ,  меня  как  током  долбануло  -  вот  он  ,  настал  мой  день !  Скоко ж  я  ждал  его  …   
Николай  слушал не перебивая  ,  чертя  палочкой  в  пыли  .  Старик  помолчав  ,,  вытер  сухие  губы  ,  продолжал  :
-Ты  ж  заешь  ,  мой  отец  был  коммунистом  и  в  нашем  колхозе  первым  председателем  .  А  они  ране  наши  суседи  были  ,  покуда  не  раскулачили  .  Я  тогда    мальцом   был  .  Но  с  Макаром  ,  помню  ,  на  рыбалку  вместе  шастали –я  против  него  -  карапет  !  Он  то  гораздо  выше  меня  .  У  них  вся  порода  -  и  ребята  и  девки  крупные  и  на  морду  красивые  были  .   А  сослали  их  до  войны   -  я  Макара  больше  и  не  видел  . 
И  вот  в  сорок  втором  ,  в  окружении  ,  попадаю  я  в  плен  ,  и  в  пересыльном  лагере  ,  под  Харьковом  ,  на  построении  смотрю  -  Макар  -не  Макар  ?  В  немецкой  форме  ,  морду  дерет  ,  весь  лощеный  .  Ну  я  с  дуру  и  позови  его  .  Говорю  : «  Макар  ,  ты  зачем  сюда» ? 
Но  было  ж  мне  за  мою  оплошность  !  Мы  то  ,  голодные  как  собаки  ,  а  он  сволочь  ,  откормленный  боров  ,  помню  ,  как  рубанул  меня  плеткой  -  я  с  ног  долой  !  Как  же  он  меня  сек  -  век  не  забуду  !  И  счас  стоит в  ушах  визг  плетки  ,  а  он  приговаривает  :  «Коммунисты  -  эквилибристы  - за  все  расчитаюсь  !  За  батьку  ,  за  матку…» -  вообщем  пересчитал  на  мне  всех   и  коров  и  лошадей  ,  каких  у  них  отняли  .  Когда   кончил  сечь  ,  сказал  :  «Жди  смерти  ,  считай  дни  !»
 Выручил  меня  врач  ,  чех  .  Он  видел  все  это  и  выпросил  меня  у  начальника  лагеря  к  себе  в  лазарет  ,  вроде  как  санитаром  .  Потом  нас  наши  освободили  .  С  того  дня  я  поклялся  себе  -  живым  или  мертвым  ,  а  из  под  земли  его  достану  .
Старик  помолчал  ,  потер  кулаком  морщинистые  ,  в  седой  щетине  щеки  и  заключил  :
-Одно  ,  сынок  ,  меня  утешает  -  я  у  себя  на  родине  прожил  жизнь  ,  и  на  родине  помру  ,  как  человек  !  А  он  был  волк  ,  волком  и  останется  -  прожил  и  подохнет  на  чужбине  !  Он  и  на  родину  глянуть  без  охраны  боится  .  Вишь  ,  сука  !  И  по  сей  день  меня  помнит  .  Этого  мне  и  надо  !
Легкий  ветерок  шевелил  снежные  локоны  старика  ,  холодя  старческую  кожу  под  хрустальной  слезинкой  ,  что  проползла  и  спряталась  в  складке  у  уголка  рта  .
Солнце  уже  катилось  по  макушкам  сосен  ,  подогревая  дорожную  пыль  и  подсушивая  росу  .  Занимался  новый  день  .  Новый  день  Семена  Корнеевча  .   


Рецензии