В автомастерской

          При Советах воровали везде. В магазинах, заводах и фабриках, на вокзалах и в аэропортах, на суше, на море и в воздухе. Везде и без исключений. Однако, в каждом конкретном месте по своему. В магазинах недодавали сдачу, а попутно также обвешивали. Чем южнее, тем наглее. В пивной недоливали. Н заводах выносили все, что плохо лежит. В ресторанах обсчитывали, особенно официанты любили подвыпившую публику. Был у меня знакомый официант, так он как-то мне доверительно сообщил, что иногда, когда клиент был, так сказать, многообещающим, но до кондиции еще не добрался, на его столик он подносил графинчик водочки и шептал страдальцу, что вас, уважаемый, воооон с того стола угощают. На халяву, как известно, пьют все, а потому клиент быстренько набирался, размякал и лишался энной суммы. Конечно же, не брезговали иметь свою выгоду на станциях техоослуживания автомобилей. Тут уж, как говорится, сам Бог велел.
- Да, а еще у меня бензонасос барахлит.
- Марка машины?
- Шестерка.
- Ни поворотника нет, ни бензонасоса. В магазине смотрели?
- Смотрел. Нету там ничего.
- Ага. Могу устроить. Поворотник за десятку, бензонасос за полтинник.
Для своих людей в магазине было все, что надо, а прибыль делилась между ушлым посредником и продавцом. Вот таким макаром страна и развалилась. Развалились заводы и фабрики, райкомы, крайкомы и обкомы. А вот станции техобслуживания остались.
       Герой нашего рассказа Константин Малян являлся человеком честолюбивым. Это означало, что работая по распределению в проектном институте, Костя проявлял необычайную активность, дабы выбиться из серой среды и попасть в высшее общество, то есть, в какое-никакое начальство. Для этого надо было всего ничего - поступить в КПСС. Для непосвященных расшифруем. В Коммунистическую Партию Советского Союза. Эдакую высшую касту. Ибо на руководящие посты назначались именно коммунисты. Эти, нынешние коммунисты, были совсем не из тех убежденных коммунистов сталинских времен, которые служили примером для прочих и личным поведением вдохновляли неразумную беспартинную массу. Нынешнее поколение партейцев было беспринципным, хватким и подлым. Костя полностью принял игру и, казалось, вот-вот заветная красная книжечка даст ему путевку в жизнь. Но, как в жизни бывает? На этот счет есть мудрая народная поговорка: "Осел работает, а лошадь ест." Увы, таким ослом оказался именно Костя. От проектного института в члены КПСС провели Марата, редкую безынициативную бездарность. Какие связи были задействованы, кто за всем этим стоял, осталось тайной. Впрочем, Костя узнать подноготную не желал. Именно в это время он встретил школьного дружка, отец которого заправлял всеми станциями ТО в республике. Костя подсуетился, вовремя вспомнил, что Игорек собирает холодное оружие и подарил тому раритетный кортик, заплатив за него фамильным золотым перстнем. Вот таким образом Костя стал главным инженером станции. И успешно работал при коммунистах, а когда власть поменялась, то и при демократах. имея свой кусок хлеба с маслом. И вот, через десять лет...
       Сразу было видно, что человек привык командовать. Старомодный, но очень дорогой костюм, дорогая сорочка с замысловатыми золотыми запонками и вдобавок в руках слегка поношенный портфель из крокодиловой кожи.
- Добрый день, господин Малян. Позвольте представиться. Арамян. Карен Арамян. Между прочим, первый секретарь райкома. Правда бывший.
Костя чуть было не подпрыгнул.
- Он! Та скотина, которая меня тогда завернула! Конечно, он. Институт, райком, Марат. Ну, да.
Конечно же, мысли эти наш герой попридержал, а вслух пригласил чинушу сесть.
- Тэкс, чем могу быть полезен?
- Мне бы провести плановое техобслуживание машины, поменять масло и желательно покрышки. Ну, я, конечно же заплачу, но желательно было бы по минимуму. Нынче, знаете ли, времена тяжелые.
- Это да, тяжелые времена.
Чиновник встрепенулся.
- Конечно, тяжелые. Руководить-то некому, а? Эти новые деятели не знают, как руководить. Для этого нужно было готовиться, а не изучать какие-то несуществующие древние языки. У этих деятелей левая рука не знает, что творит правая. Да откуда знать-то, а? Вот, например, возьмите меня. Где только я не учился, руководил цехом, заводом, трестом и лишь потом перешел на работу в райком. Был отбор лучших из лучших, а не так, просто, поставить во главе республики случайных людей с улицы, не имеющих ни малейшего опыта руководства. Оттого и весь этот беспредел.
Костя не преминул возразить.
- Ну, беспредел был и в ваше время.
- Не было! Не было беспредела! Все было по-честному. По-справедливому. Выдвигали достойных. Никакого кумовства. Не то, что сейчас.
Тут уж Костя не выдержал.
- Послушайте, вот вы были первым секретарем, а я - первым секретарем комсомола в проектном институте. В вашем районе. И я работал не покладая рук целых три года, между прочим, совмещая эту должность с основной. А потом подал заявление о приеме в ряды КПСС. Но меня не приняли. А приняли Марата. Марата Чаряна. Случаем не помните?
Чиновник стушевался.
- Помню. Увы, помню. Тогда мне позвонил мой друг, народный артист республики, всеобщий любимец, кстати, бывший кандидат в президенты, и попросил за сына своего друга, коим оказался и этот Марат. Поймите, отказать ему я не мог.
- Вот потому и страна рассыпалась, уважаемый товарищ бывший первый секретарь. В вашу партию пролезали воры, взяточники и бездарности. Неучи, беспринципные люди. И вы сами только что это доказали, признав, что принимали в свои ряды людей по телефонному знакомству. А теперь по существу. Все, что можно, мы для вас сделаем. И учтите. Будь на вашем месте простой рабочий, мы сделаем то же самое. Никакого кумовства, никаких знакомств. Бизнес и только бизнес. И, кстати, мне даже в голову не придет нанять на должность механика какого-то бывшего бухгалтера даже по звонку из администрации президента. Потому что здесь надо знать, уметь и работать, а не баклуши бить. Вот так вот.
Чинуша выглядел оскорбленным и побитым.
- Вот и отлично. Так где же ваша машина? Ага. Будьте любезны, подождите немного.
Костя нажал на кнопку.
- Лена, позови-ка мне Гарика. Да-да, механика. И побыстрей.
Через минуты две, вытирая грязные руки, в кабинет зашел небритый, нечесаный механик в замасленом фартуке.
- Ага. Гарик, это господин Арамян. И тебе, Гарик, надо осмотреть его машину, поменять масло и вообще, привести машину в достойный вид. Ясно?
- Конечно. Пройдем, покажете машину.
Через минут пятнадцать в кабинете раздался звонок.
- Слушаю.
- Константин Михайлович, машина в нормальном состоянии, надо только поменять масло.
- И все?
- Все.
- Ты там один?
- Один.
- Значит сделаешь так. Подождешь еще час, а потом скажешь, что поменял масло не только в двигателе, но и в трансмиссии, добавил тормозную жидкость, заменил фильтры и прокладки цилиндров. В приемной скажешь, чтоб все это оформили по прейскуранту, а заодно приплюсуйте смену покрышек местами. Понял?
- Как не понять!
- Действуй.
Положив трубку, Костя подошел к окну, поймал взглядом расхаживающего по двору чинушу и усмехнулся.
- Так тебе, старая сволочь. Партеец...


Рецензии