Колхозное собрание

КОЛХОЗНОЕ СОБРАНИЕ российской интеллигенции.

Почему "колхозное"? - Да потому что у нас все собрания "колхозные". Хорошо это или плохо - даже и не знаю. "Колхозное" - и всё тут!

Вот в моей родной деревне (давно, до меня ещё, конечно, было) в начале 30-х идёт собрание членов колхоза "Бедняк". Колхоз создан был "Комитетом бедноты", бедняками, жившими в землянках на краю деревни. Мужик - ему бы только работать, всегда работу найдёт: то сундук девкам под приданое сколотить, то наличники на окна навырезывать красивые, то сеять, то жать... А в землянке и дров-то почти не надо, не надо бегать с топором по лесу, как мужик! В землянке живёт деревенский "интеллигент"! Богема...

На собрании решили-постановили: всем членам завтра весь свой скот свести в колхозные конюшни! Кулакам и середнякам (таким-то) из своих пятистенных изб (пять окон в улицу) переселиться пока в свои бани, а в пятистенники заселятся из землянок колхозные активисты, "интеллигенты", им нельзя ничего строить, кроме социализма...

Никита воевал у Чапаева в ветеринарном дивизионе, в колхозе сразу был назначен "санитарником", потом про него пели частушку:

Эх, ... твою мать,
Никита-санитарник!
Поспать, полежать -
На это он ударник!

У Никиты в конюшне стояло семь отменных рысаков, он без памяти был влюблён в лошадей (как потом его сын и внуки), и что теперь? - Всех в колхоз?.. Ночью его конюшня заполыхала, рысаки сгорели, и дом сгорел, и ещё пол-улицы вдобавок... Говорили всякое: то ли прощался да огонь от фонаря заронил, то ли специально поджёг...

А самым "интеллигентным" бедняком, членом "Комбеда", был Михайло. Его поселили в освобождённую кулацкую усадьбу. Мужик-кулак, почуяв "неладное", в одну из ночей всей семьёй "дал тягу" в Сибирь. И вот лежит "интеллигент" Михайло на печи, смотрит в окошко во двор и ломает голову: ну куда этим мужланам столько всего надо было? Ворота - одни для человека, другие - для повозки, два амбара, завозни, изба - устанешь шагами мерять да отапливать... И за двадцать пять лет Михайло сжёг в печи всю усадьбу: все "лишние" постройки - это само собой, но он сжёг и половину избы, оставшись в двухоконной её части. сжёг пол, крышу, а на потолок насыпал земли для тепла... Получилось, как в землянке. Ну не с топором же по лесу бегать да дрова рубить! Правда, потолок через три года намок и рухнул, "интеллигенту" этому колхоз выделил часть какого-то строения, чтобы состряпать избушку...

Поэтому когда говорят про какое-то собрание да ещё "интеллигенции" - внутри сразу настороженность: убогая, мужланская, кулацкая, какая хотите... Потому что разве бедняк Михайло не был "интеллигентом"? - Он всячески избегал физического труда, в комитете бедноты (а потом на колхозных собраниях) решал только умственные вопросы: кого раскулачить, кому продать на сторону очередной пустующий пятистенник - для пустой колхозной кассы...

До сих пор вопрос что и кто такой интеллигент - в работе (поглядеть с одной стороны, поглядеть с другой стороны...). И называть себя интеллигентом - не принято. Это вопрос был и есть ПЛАВАЮЩИЙ, и всякий грамотный человек это знает. Вот Маяковский прямо утверждал: "Я - поэт!/Тем и интересен!.." - Этим он отсылал публику не к себе-поэту, а к своим стихам: сыщете ли в них что-то интересное. Да, он был интересен, уже названием стихов, например "Скрипка и немножко нервно".

Итак, недавно прошёл КОНГРЕСС (это вам не собачья свадьба!) так называемой "российской интеллигенции". Почему "вам не собачья свадьба" и "так называемой"? - Да потому что если вы собрались - кто-то! там! где-то! сколько-то! - и считаете себя российскими интеллигентами - так и называйте своё собрание - "собранием (некоторых) интеллигенТОВ", а не интеллигенЦИИ! Может, настоящая интеллигенция с вами на одном гектаре протокол не сядет писать?!.. Так нет же, надо выступить не от кучки, а от ВСЕЙ интеллигенции. А по какому праву? Какая же вы интеллигенция, если со словами так обращаетесь. Сразу выдали себя с головой...

(Вспомним из фильма "Место встречи изменить нельзя": Е. Евстигнеев с бабочкой и тростью, с дамой "в боа", ну "интеллигент" с головы до пят! А оказалось... А вот Шарапов с Глебом - это интеллигенты в погонах, своего времени...
А вот как лихо и уничижительно бросаются словом "интеллигент" воры в песенке А.Розенбаума: (оставляют записку хозяину в его квартире, а тот на даче)
"...Профессор, поздравляем!
Мол, дарим вам презент.
Мы на презент бухаем,
Интеллигент!")

Повторяю: интеллигенция (если допустить, что мы в общем и целом знаем, кто это) - она разная (по происхождению, роду занятий, и прочее), и отношение к ней разное в разные периоды у разных людей. Или кто-нибудь попробует дать краткое, но исчерпывающее определение интеллигенции? Поэтому "вольно" обращаться с этим словом (в общественном пространстве) вряд ли допустимо. Вот пример противоположно иного отношения к интеллигентности, нежели в приведённой песенке. Дело было в 19-м веке.

По рассказу Писемского, барыня, подустав блистать, вернулась в усадьбу - и решила строить школу (традиция тогда была такая). Спросила приказчика, как это сделать? Тот посоветовал сразу начать возить песок, а это с берега реки за 15 км. Приехала туда барыня на коляске: верно, стоят у песка три подводы, ждут заказа. Барыня всё объяснила, спросила про оплату - и очень подивилась, когда шустрый мужичок сделал "расклад": нам двоим по рубль двадцать за воз, а этому - рубль восемьдесят. Потому что он два курса консистории окончил!.. Вот такое отношение к культурности, образованию... По согласию в душе. Продолжим.

Есть "военная интеллигенция", "школьная интеллигенция" (учителя), "техническая интеллигенция", и так далее. Этот самозваный "конгресс" - от нашего общего имени выступает (раз собрание "российской интеллигенЦИИ)? Лично я - а уж я-то почему не интеллигент? - никому такого не доверял! - Заявлять, что Россия должна вступить в НАТО, и что не надо было входить в Казахстан... А вот если интеллигенты ИНТЕЛЛИГЕНТНО уточнили бы, что было собрание лишь НЕКОТОРЫХ интеллигенТОВ, - да кто же против?!!! Никто не против, потому что интеллигенция разная бывает, а точнее - разные взгляды на то, что такое интеллигент. Вопрос глубокий, как омут, с историей, поэтому прошедший "конгресс российской интеллигенции" - звучит претенциозно, очень неинтеллигентно!..

Первоначально термин "интеллигент" ввёл писатель Боборыкин в середине 19-го века, имея в виду образованного человека.
"intelligens" (лат.) - это умный, ПОНИМАЮЩИЙ, мыслящий человек, занимающийся умственным трудом.
Но уже в том же 19-м веке в России к понятию "интеллигент" добавилась характеристика: человек высокой нравственности и культуры.

Не говоря уж о 21-м веке, в 20-м веке в СССР феномен (явление) и понятие интеллигенции много и серьёзно изучалось, обобщался опыт оппозиционных настроений в рядах советской интеллигенции, задача интеллигенции виделась не в абстрактном противостоянии с властью, а в помощи власти - помогать видеть разные изъяны в стране. Нынешняя организация "российскОЙ интеллигенЦИИ" (оказывается, формально и я там без меня меня женили) - это сатирическое самомнение, не более того. Уж начинали бы со скромности: "собрание ЧАСТИ интеллигенции", - было бы по-интеллигентски честно. Но чего с публикой возиться? Вешай ей лапшу на уши, вешай ей на уши "презент... интеллигент!"..

В Уральском госуниверситете первым деканом философского факультета (1962-72) был М.Н.Руткевич (с войны пришёл старшим лейтенантом, военным и техническим интеллигентом), у него было много работ на тему интеллигенции (например, "Интеллигенция в развитом социалистическом обществе", 1977). Потом он перешёл на работу в Москву, вторым деканом стал К.Н.Любутин. я учился у него. Помню один экзамен по диамату, сидим несколько человек у него в кабинете, он разрешил закурить, если кто хочет, он смотрит на нас, будущих философов, с некоторой "рабочей усталостью": как поведёте себя, парни, в переломный момент, хватит ли образования всё правильно ПОНИМАТЬ?..

Любой интеллигент знает, что "диамат" - это "диалектический материализм", ядро философии марксизма. Но важно и знать про отличие "диамата" - от мата! Исходя из интеллигентского "чёрного юмора", отличие тут вот в чём:
- диамат никто не понимает, но все делают вид, что знают!
- мат понимают все, но делают вид, что не знают!..

Кстати, "конгресс" - это в переводе и впрямь "собрание" (обычно, международное). Сразу видно, куда клонят участники этого "колхозного собрания": мы выступаем от международного "состава" российской интеллигенции! Нет, ребята, вы выступили со своими требованиями (вступить в НАТО, вернуть Крым, не пресекать терроризм у наших границ, и  другие) - только от себя, от нескольких интеллигентов (списком не напугаете!).

ВЫСТУПИЛИ С ОТСЕБЯТИНОЙ! (В расчёте на темноту публики, на пропагандистский бум). А на колхозных собраниях, в избе-правлении на стене обязательно был плакат "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Господа из "Конгресса", НИЧЕГО ЛИЧНОГО, но я (и многие другие) в ваш колхоз не записывался, а вдруг и я интеллигент? Господа "российские интеллигенты", соедините сначала тех, от лица кого вы посмели так саморазоблачительро выступить со своим "обращением"... (хоть и приятно иногда "поглядеть в наполеоны" (российский интеллигент А.Пушкин)).


Рецензии
Очень хороший памфлет.
Но не отличный, есть "шкрябующие" детальки, особенно в части мужицкого быта.

1. Принадлежность к "кулачеству" определялась по количеству лошадей - больше двух.
Владелец семи лошадей (кстати, их прокорми ещё, строевая лошадь потребляет зерна в три раза больше здорового мужчины плюс покос, площадью вдвое больше, чем среднее едоцкое поле)- это "сверхкулак" по определению. С избранием кулаков на колхозные должности велась последовательная борьба.
Ещё дальше от реальности то, что бывшему кулаку позволяют в колхозе бездельничать и лишь поют про него частушки. Реальность - исключение из колхоза с высылкой за пределы области.
Никаким красноармейством описанное Вами не покроешь.

2. Мужик, свободно бегающий с топором в лес за дровами - в европейской части России - абсолютно не реален. В сельскохозяйственных районах леса и дров жесточайшим образом не хватало. У некоторых деревень вообще леса не было, дрова полностью покупали, а если у деревни был свой лес, то его рубка и потребление строго нормировалась.
Свободная заготовка дров была в НЕКОТОРЫХ регионах Сибири и Дальнего Востока, да как исключение в очень ограниченном числе лесобогатых и бедных на людей мест Севера и Белоруссии.
Более реален Михайло, сжигающий свою усадьбу не потому, что ему лень с топором в лес сбегать, а потому, что по сибаритству не укладывается в скудную норму общественной дровяной выдачи.

Принципиальной смысловой нагрузки ошибочные параллели не несут, поэтому, мне кажется, их будет несложно поправить.

А то замысел хороший, главная аналогия подобрана исключительно удачно, а детальки "шкрябуют".
И, на мой взгляд, это существенно. Людей интересующихся историей и сведующих в "детальках" на этом сайте много.

Беднарский Константин Викторович   18.01.2022 13:09     Заявить о нарушении
С Вашим впечатлением спорить не буду. Потому что много совершенно разных географических (и промышленно-экономических) зон было (и есть). Я повествую о своей деревне в 70 км от Екатеринбурга на восток. Вероятно, в других местах что-то происходило по-другому. Но в части неполного или искажённого знания "мужицкого быта" в своей местности меня упрекнуть сложно.
Родился в крестьянской избе в середине того века, в ней и сейчас пишу эти строки. Изба построена в 1875-м, по всем правилам мужицкого быта: русская печь, полати, кольцо в потолке для жерди (для подвешивания люльки детской), сундуки горкой, лавка 5м во всю стену, стёкла 1,5мм с разводами старинные в окнах...
Дед и прадед собирали "свидетельства времени": на стене висят кандалы с Демидовского завода, два цепа, кусок рельса с отлитыми буквами "з-д Демидова"...
Лично я скатал руками 300 пар валенок (в "голодные" 90-е), сложил соседям 20 разных печей... Держал и овец, и коров, и лошадь (с 2002 по 2021), и рубил дрова в лесу, и сено косил 2,5м ширина прокоса, и с дедом работал и говорил (дед 1882-1965), и отец кое-что рассказывал (1919-19860... Но главное - занимаюсь с коллегами краеведением, прочитали все газетки 30-х годов, составляем "родословные" деревень...
Моя основана беглым пономарём (от реформы Никона, моим прямым предком), в 1711-м. То есть почти вся деревня была потомки "разночинца", на Урале приписаны были к государственным крестьянам. А вот соседняя - это беглые крепостные от Вологодского князя Бестужева-Рюмина, здесь тоже приписаны к госкрестьянам...
Значит, докладываю: известно, что в империи было около 20-ти "разрядов" крестьян: поморские рыбари, вольноотпущенные (свободные пахари), заводские крепостные, казённые (государственные), ещё какие-то, - и только 17% непосредственно КРЕПОСТНЫЕ при помещиках. Отмена крепостного права была по сути раскрепощением помещиков...
На Урале хлеб не рос и не растёт. Деревни были - для охраны заводов, для "жжения угля" для заводов, для перевозок литья (пушек, ядер) с Каменского завода (1701) - в Екатеринбург (1724), 50 тыс. конных подвод в год! А там по Чусовой на 80-метровых баржах до Камы, потом Волга, Москва... Баржи волокли мужики, заработок! И только ремонт дорог лежал на мужиках "бесплатно".
Каждый деревенский четыре дня должен был отработать на заводе, к которому приписан. Остальное время - "свободен", с учётом, что ты должен своим трудом обеспечить: крепкие сани, крепкую телегу с крепкими колесами, сытую лошадь и овес с сеном для неё, себе одежду рабочую, всякие верёвки... Поэтому уральский "крестьянин" - это особый класс. На 1850 год наша деревня была "военным поселением", и рядом тоже. Это когда "солдат" живёт дома, а в деревне присланный офицер, и в случае чего (набег башкир, грабёж купцов) солдат прыг на лошадь (с хорошим купленным седлом!!!) - и на устранение непорядка.
Занимались всяким продаваемым трудом, имели деньги, не жили натуральным хоз-вом, для "хлеба" были амбары (магазейны), покупай, крестьянин.
В 1925 де Геннин и Татищев инспектировали путь от Екатеринбурга до Каменска: "Дома хорошие, люди не пьяные, скот сытый, в 20-ти верстах увидели хорошие овсы, некоторые УПРАЖНЯЮТСЯ в земледелии..." Земледелие - на любителя!
Поэтому у нас в колхоз "загоняли" иначе. Условием было - имел ли батраков, но и это "по доносу". Принуждали экономически: не член - тогда плати за покос, коси исполу... Раскулачить ветеринара и выслать в конной деревне? А где взять другого? А зачем тогда колхоз? Конный санитар был "неосвобождённый" от работы, а что бабы поют - не в том дело.
Дров рядом в лесах было завались! Это только в 1941-45 страдали больше от холода, чем от голода. Лошадь вывезти дрова давали только раз в год, поэтому берёзовые чурки в лесу... ошкуривали, чтобы быстрей сохли, чтобы увезти больше...
Усадьбы были на одном дворе пятистенок плюс трёхоконная "малуха", ворота под крышкой, амбары, замкнутый квадрат. Только земляночный захребетник решился сжечь дармовой дом и прочее в печи!
Как мне сказал отец перед уходом, в 30-е в деревне нашей было убито 15 разных толкачей и активистов, кто убил - не нашли. Но и комбед уничтожил (арестовал под расстрел) столько же парней и мужиков... Жалко всех в этой суматохе колхозного строительства. В конце концов всем пришлось прийти в колхоз, а в войну всей деревней катали пимы на фронт (пимокаты на дороге е валяются. Кстати, у меня есть "Словарь пимоката", почитайте). Вот так с моим знанием НАШЕГО мужицкого быта.

Флорентин Тригодин   19.01.2022 02:46   Заявить о нарушении
Понятно.

В Европейской части было всё принципиально по другому.

Вокруг деревни, где родился дед по отцовской линии, до революции были преимущественно государственные леса в откупной аренде. Крестьян туда не пускали даже за грибами и ягодами. Строевой лес и дрова с них везли в Ригу и Питер.
Из шести деревень на ополье общинные леса был только у двух.
Имелся заповедный лес, в котором заготавливали смолу на переработку в скипидар и дёготь. Туда крестьян пускали на два месяца. Первый месяц из деревни, где жили лесники и сборщики живицы, во второй - всех без разбора. На дрова дозволялось брать только мелкий валежник, естественно, почти всё успевало подчистить население приписной деревни.
Итого, из шести деревень три на кизяке и покупных с отходных промыслов дровах.

Беднарский Константин Викторович   20.01.2022 01:26   Заявить о нарушении
Да, Константин, хорошо, что поняли друг друга и уточнили что-то. А у нас в принципе вокруг Екатеринбурга (за исключением иго-восток, где я, где лесостепь) - леса сплошные, камень в земле, горы-холмы вперемежку с болотами между ними, поэтому только заводские посёлки (вокруг многочисленных Демидовских заводиков), станционные посёлки, и прочее "не крестьянское". Поэтому и коллективизация велась кто как изобретёт, сверху видели, что пшеница-то все равно не растёт... Потихоньку зажимали "для общего процесса", а больше того сводили личные счёты...
А про этого Михайла: в войну бабы вырубили последний лесок чахлый в пойме реки. А сплошной лес был в нескольких км только, вокруг деревни выкорчевали всё для пашен. Когда в войну очень мёрзли, матери на работе, ребятня бегали весь день собирали "топливо", то старую раму с теплиц-парников колхозных утянут, то ещё что... Мать придёт с работы - надо топить, варить, а чем топить?.. Колотун!.. Но что ПОРАЗИТЕЛЬНО: от сложно устроенных изб-усадеб не оторвали ни дощечки, ни щепочки: старообрядческий порядок, терпи, крутись, но святое (дом) не тронь...
А лугов, травы (в том числе всякой болотной) было кругом навалом, поэтому организованные колхозы в нашей дислокации были животноводческого направления, не зернового (хотя ячмень хорошо рос, овсы, то есть фураж). А вообще на корову надо два га земли, это правда, чтобы без привозных кормов... У меня в одной публикации есть про работу адову на этих фермах. Ниже укажу. До свидания.

Флорентин Тригодин   20.01.2022 11:33   Заявить о нарушении
Почитайте мою публикацию "Кентавры". Не приказываю.

Флорентин Тригодин   20.01.2022 11:39   Заявить о нарушении