Шубин

             
      В горняцкий посёлок Малышево я приехал в середине воскресного дня , устроился в гостинице и поспешил в пирожковую , чтобы купить несколько беляшей к ужину – завтраку , кипятильник и пакетики чая и кофе всегда с собой . По опыту предыдущих приездов знал , что в здешних магазинах кроме соли и консервов «Завтрак туриста» ничего нет , хотя с голоду в посёлке ни один человек ещё не умер и холодильники пустыми у них тоже не были . На следующее утро у главного инженера определили место установки нашей новой машины и он дал мне сопровождающего инженера , с которым мы должны спуститься в шахту и на месте сделать оценку соответствия реальных условий требованиям технического задания и провести кое – какие замеры . Это был новый довольно большой по площади и изрезанности горными выработками участок на фланге рудного поля , мы провели почти все необходимые работы , когда вдруг появились двое горнорабочих , отозвали в сторону моего сопровождающего и что – то оживлённо стали ему говорить , после чего он подошёл ко мне и сказал , что ему нужно срочно уйти и найду ли я дорогу обратно . Я видел где мы свернули с известной мне горной выработки на новый участок и сказал , что , конечно , найду . Но мы оба были не правы , он не должен был оставлять меня одного на месте , с которого я ещё ни разу не ходил – у меня не было обратных ориентиров , а я не должен был его отпускать . Доделав всё необходимое , я смело пошагал , пошагал , пошагал … и понял , что заблудился . Сразу полезли в голову всякие разные дурные мысли – иногда опытные горняки блуждали в лабиринте горных выработок часами и сутками , известны случаи когда  некоторые  вообще не возвращались и , как мне в данный момент кажется , свет моей  аккумуляторной лампы уже слабеет и ни каких внешних признаков , указывающих направление к стволу – нет дуновения вентиляции и нет водоотливных канавок с текущей в них водой , а меня хватятся только часа через четыре и ещё искать будут часа два , так как своими хождениями я им дополнительно усложняю задачу. Ну вот опять какая – то тупиковая выработка ! Стоп , хватит распускать сопли , сядь , успокойся ! Это я сам себе . Соберись с мыслями ! Дорогу к месту установки машины я представляю хорошо , а когда я пошёл обратно , то , очевидно, где-то пропустил поворот или не дошёл , или …    Попробуй восстановить в памяти путь обратно . Мне кажется , что мне мешает свет лампы , да и нужно экономить энергию и я выключаю свет и начинаю привыкать к кромешной темноте в тупиковой выработке сечением 2х2 метра. Очень неуютно . Ты опять не о том думаешь! Где ты ошибся и как отсюда выйти на откаточный штрек ?! Вдруг на стенке выработки как будто засветился экран эпидиаскопа , появился седобородый дед и сказал : «Иди обратно прямо и на третьем пересечении поверни направо» и всё исчезло . Я остолбенело сидел ещё какое-то время , потом закрыл глаза , думая что может это кино внутри меня , но теперь чернота была и внутри меня и снаружи, когда я снова их открыл . Потом я медленно включил лампу , я был один , медленно встал и пошёл куда мне сказали , скоро я был около ствола . После подъёма на поверхность и дУша я зашёл , как мы договаривались , к главному инженеру и сказал , что место для установки машины вполне подходящее и рассказал ему о "кино" . Он рассмеялся и сказал , что это дед Шубин , он вредит тем , кто не любит шахту , в которой работает , и кто не верит ему – Шубину, а хорошим делам и людям всегда помогает .

     Позже в интернете я нашёл легенды связанные с Шубиным .

     Шубин был молодым парнем , что – то не поделившим то ли с управляющим шахтой , то ли с самим хозяином – либо сказал что – то не то , либо с дочерью одного из них любовь крутить вздумал , но итог один – избили парня сильно и бросили в шахту умирать . А парень , которого звали Иван Шубин , почуял , что в шахте произошёл выброс рудничного газа и взорвал себя вместе с шахтой . Разорил , значит , своего хозяина , а сам остался навсегда духом подземных выработок ...

     Есть ещё такая версия , что Шубин не фамилия , а профессия . Были такие люди в шахте , которые проводили взрывные работы , углубляя горные  выработки . Они спускались в шахту в шубе , вывернутой наизнанку , чтобы предохранить себя от ожогов . В обязанности шубиных входило и выжигание рудничного газа . Эти работы нужно было проводить , когда концентрация газа была ещё не очень большой . Вот и послали одного шубина , а в это время произошёл выброс метана и он взлетел вместе с шахтой …

     В одной из легенд он предстаёт в образе старого шахтёра , кашляющего по стариковски , с ярко горящими глазами , любящего пошутить – пугает шахтёров , неожиданно разразившись во тьме смехом или хватает за ногу . Обитает он якобы в дальних или в давно заброшенных выработках , где может бродить незамеченным . Обладает огромной силой . Шубин – настоящий хозяин подземелий , он помогает шахтёрам в их тяжёлом труде , сам гоняя вагонетки с углём . А самодуру хозяину шахты , закричавшему : «Я хозяин ! Что хочу , то и ворочу!» , Шубин доказал , кто  на самом деле хозяин , совершенно разорив шахту взрывами рудничного газа , обвалами и наводнениями …
               
                Пятая линия , 2011г.


Рецензии