Самый знаменитый страус Парижа

В продолжении нашего разговора о европейском и русском символизме в психоанализе, а именно о символах- птицах, начатого в статье «Лучше ли синица в руке?», мы поговорим о человеке с символом необычным и не ординарным. О символе-страусе.
У кого может быть символом птица гигант, не умеющая летать, бегающая со скоростью 60-70 км/час? Не смотря на расхожий миф, в песок голову страусы не прячут, но при любой опасности, голову наклоняют к земле и стараются слиться с ландшафтом, а потом убегают. Научное название птицы в переводе с греческого звучит как «воробей-верблюд». Воробей в 270 см высотой, 150 кг весом. Да, на страусе можно ездить. Раньше многие дамы любили фотографироваться, сидя на страусе.
А сейчас вернемся к нашей героине. Многие, возможно, помнят в 2010 году нашумевшую историю с парижской квартирой, которую окрестили капсулой времени. Хозяйка квартиры в возрасте за 90 лет умерла, наследники неожиданно обнаружили, что у бабушки в собственности была квартира в Париже, в которой она проживала, будучи молодой женщиной, и спешно покинула в 1942 году, когда немцы входили в Париж. Она уехала на юг Франции, больше в квартиру не возвращалась. Звали владелицу Соланж, она была драматургом, квартиру свою наследовала от своей знаменитой бабушки Марты де Флориан- актрисы и светской львицы, необыкновенно красивой, имевшей связи с рядом высокопоставленных лиц Франции, и в том числе с одним из самых знаменитых художников своего времени Джовани Болдини, который нарисовал ее портрет, оцененный и проданный более, чем за два миллиона евро.
Соланж платила коммунальные платежи за парижскую квартиру около семидесяти лет, ни разу не вернувшись в нее, ни сказав ни слова о ценной собственности своей семье. При этом женщина была драматургом. То есть человеком, который умеет и любит рассказывать истории, она не нуждалась, могла себе позволить содержать большую квартиру в центре Парижа, не пользуясь ею, не желая сдать ее в аренду.  Соланж реализовала себя также в семье.  А дальше мы можем только догадываться. Причина, по которой молодая девушка убежала от оккупации, абсолютно понятна. Почему она не могла отпустит эту квартиру, открыть ее для себя или своей семьи, или хотя бы перевести из пассива в актив. Почему ни разу за 70 лет ни приехала? При этом не продала квартиру.
Она считала своей отъезд- предательством? На не простила себе его и не могла говорить о своем бегстве? Предпочитая, как будто забыть? Что она не смогла отпустить?
В психологии есть пресловутые два вопроса, определяющие уровни взросления психики. Их делят на мужской и женский. Для мужчин: готовы ли вы пойти на войну, если на вашу родину нападут. Для женщин- готовы ли вы сделать аборт при нежелательной беременности. Для мужчин уровни зрелости определяются ответами: Нет-да-нет. А именно, незрелая инфантильная позиция- нет, я не готов рисковать своей жизнью ради чьих-то интересов. Следующая над эгоистическая стадия- да, я буду защищать свою землю. И стадия самая высокая- ценнее человеческой жизни ничего нет. Не может быть причины для убийства людей и риска для своей жизни и своей семьи, никакие государства или земли этого не стоят.
Известно, что человек охотно, со снисхождением признает стадию, предшествующую собственной позиции. Но яростно отрицает более высокую, так как она аннулирует и обесценивает собственную позицию. Очевидно, что первый и третий ответ совпадают, но эти ответы даются из совершенно разных позиций. Путь от первой через вторую к третьей ступени может занимать годы или не быть пройдённым за всю жизнь. Для женщин на вопрос про аборты, ответы звучат наоборот: Да-нет-да, но к нашей теме это отношение не имеет.
Разделяла ли хозяйка квартиры вторую стадию психологической зрелости: «Я должна была остаться и быть с моим городом в несчастье», и так и не смогла психологически преодолеть ее и простить себя? Возможно, была романтическая история, например, он ушел в сопротивление, а она в спешке уехала. Я не знаю.  Но я лишь могу видеть то, что находится при самом входе в ее квартиру. В то время- до второй мировой войны таксидермия- чучела были в моде в Европе. В коридоре стоит огромное чучело страуса. Лично мне, как специалисту, работающему с символами, сразу становится понятно многое о хозяйке. Единственно ли верное прочтение этой истории, которое предлагаю я?
Например, я встречала иную точку зрения. Где автор статьи-рассказа считает хозяйку квартиры необыкновенно романтичной и героической женщиной. Она якобы на Юге, куда ухала, спасла какого-то ребенка, была отважной, даже безрассудной, могла ради любви рисковать жизнью.  И упоминает о ее квартире, в которой, когда открыли наследники, обнаружили среди антиквариата чучело павлина в натуральную величину. Павлина! Это очень симптоматично. Наш ум так играет с нами. Мы видим героиню и царскую птицу.
 Но посмотрите на фотографию из квартиры. На ней чучело огромной птицы, которую почему-то древние греки назвали воробьем. Это не павлин. Это страус.
Что делать, если в какой-то момент жизни стало очень страшно и захотелось спрятаться и убежать. Это нормально. Не естественно себя корить за это, тем более всю жизнь. Бессмысленно. В этом случае придется писать всю жизнь пером, сделанным из страуса.
В любой момент вы можете себе простить все. Исправить то, что можно исправить. Оставить в покое то, что нельзя. Вернуться в свою квартиру, разобраться со своими вещами, навестить тех, с кем дружили, кого любили. Пройтись по знакомым улицами самого красивого города в мире. Поесть мороженного, посмеяться или поплакать в театре. Попросить грузчика из ближайшей бакалеи вынести чучело на помойку. Привезти в квартиру свою семью, показать им город, который вы любите. Да мало ли что еще можно сделать. Быть воробьем в два с лишним метра высотой не стоит.
Нет такой истории, из которой нельзя вырасти. Решаем только мы сами. Мы сами себе судьи и палачи. Мы сами выбираем мучить и не прощать или любовь, страуса или лебедя. Каждый день. Выбирайте любовь. Не ошибетесь.


Рецензии