Прививка

Нет!
То есть, как это нет?!
Не подпишу.
Валентин Павлович, это невозможно. Такая удача, мы три месяца работали, продавец на всё согласен.
Молодцы, чтобы так Мишу Рувинского опустить, действительно хорошо надо было потрудиться.
Валентин Павлович, ещё раз повторю: территория санатория на берегу залива около 20 га, сосновый бор, песчаный пляж, трёхэтажное здание площадью 3750 квадратных метров, коммуникации.
И всё это за 250 миллионов – даром! Рувинскому деньги нужны позарез, иначе – арест за мошенничество. Он не только на всё готов, но рассчитывает на них. Вы же прекрасно знаете планы развития территорий. Через год – полтора, этот объект будет полтора миллиарда стоить!
Эх Миша, Миша… Всегда любил пыль пустить. Ещё в 90-м на кадиллаке раскатывал, затем мерседес с борзыми на Гелендвагенах на хвосте. Потом и вовсе Роллс-Ройс. Парень необычайно ловкий, но всегда вызывал раздражение и у коллег, и у властей. Фанфарон. Так и допрыгался, проглотил кусок не по чину. Впрочем, жаль. Мы с ним, бывало, приличные дела делали.
Так что же – вот авторучка…
Ольга Валерьевна, Вы давно со мной работаете, научились, видимо различать оттенки – когда меня можно убедить, а когда этого делать не стоит.
Валя! Заклинаю. Меня, в конце концов, пожалей. Я эту сделку заслужила. Я на ней, наконец, самостоятельно заработать могу. Это тебе 250 тьфу, а мне 5% от них – это 2 года жизни.
Оленька, ты успокойся, милая, возьми себя в руки.
Я тебя ценю не только за то, что ты меня можешь по имени и на Ты называть. Деловые твои качества выше похвал. Получишь ты свои 5% и без Рувинского.
Но, чтоб тебе спокойнее было, расскажу притчу из самого далёкого своего детства.
Мне 5 лет было, когда я сделал первые деньги. И бесславно по детской глупости разрушил бизнес, а деньги потерял.
Зато получил прививку. Прививку от глупости.
Ты же прекрасно знаешь, что вокруг этого санатория нешуточные страсти. В большой мере и Миша из-за него влетел.
Во власти достаточно людей, которые глаз на это дело положили. Денег на сделку у них нет. Чтобы всё надёжно оформить, эти ребята срубят изрядно. А через год-два, от силы три, всё равно придут. СК, прокуратура, кто угодно. Не оставят в покое. Обездолил пенсионеров, отнял санаторий. И не докажешь тогда, что эту пакость до меня сделали, я, мол, добросовестный покупатель.
Но главное другое. Ты же мне предлагаешь поставить там особняк, сделать вертолётную площадку, конюшню. Короче – полный набор для «советского» миллиардера.
Всей округе видно – вот как «Они» живут.
Вот от этого у меня – надёжная прививка.
Деньги, как жизнь учит, появляются тремя способами: их можно заработать, можно украсть или «сделать». Зарабатываются деньги потным, тяжёлым трудом. Воровать запрещает уголовный кодекс, если помнишь, ещё Остап учил – уголовный кодекс надо чтить. А вот сделать деньги – это творческий процесс, это элегантно и приятно. Вот, не было денег, а вот, они появились. В наш век «банкстерства» этот способ процветает.
Есть в таком приятном деле один недостаток. Не всегда можно объяснить на какие средства появляется у вас недвижимость и прочие регистрируемые безделицы.
Поэтому-то я и говорю – Нет!
Так вот – о прививке.
Отчётливо я себя помню с 3-х лет. Траурные флаги 5 марта 1953 года висели на каждом шагу, создали точку отсчёта. Той же весной стукнуло мне 4 года, началась по-детски «взрослая» жизнь. Жил я в Тихвине с дедом и бабушкой, папа умер, мама работала в Ленинграде, приезжала навещать. Послевоенная жизнь была очень скудной. Дед и бабушка учительствовали с дореволюционных времён, по тем временам были уважаемыми и прилично оплачиваемыми людьми. Это сейчас преподавателей всех уровней унизили позорными зарплатами, самые дельные подались на заработки. Спрос на них, правда, восстанавливается, но выращивание преподавательского корпуса дело десятилетий. А тогда я вроде как барчуком считался среди дворовой ребятни.
Однако тянуло меня в эту разношёрстную уличную ватагу, хотелось завоевать там своё место, отличиться, доказать и себе, и пацанам, что постоять за себя сумею. Это, напомню, в 4 года. Школу я там прошёл для жизни очень полезную. Словарный запас, как нетрудно догадаться, приобрёл самый, что ни на есть, народный.
Летом сложилась тесная компания. В те времена Тихвин был деревянным. В одном из двухэтажных домов, неподалёку от дедова, народу жило – не счесть. В том числе многодетная семья, как сейчас помню, Ивановых. Было в семье трое сыновей. Старший лет шести, средний моего возраста, а младший помоложе меня на год. Младшего Серёгой звали, а остальные имена стёрлись из памяти. Вот с ними я больше всего и тусовался, как сейчас бы сказали.
На следующий год повзрослели. Старший Иванов в школу пошёл, нам со средним – по пять лет, младшему четыре. Старший, понятно, верховодил. Летом, на каникулах он, обременённый школьными знаниями, и придумал дело (словечко бизнес тогда было не в ходу – капиталистические штучки).
Продуктовые карточки отменили, но ограничения всё время были. Завезут сахар, один килограмм в одни руки. То же с мукой, крупами, хлебом, почти со всеми продуктами. Каким-то образом тихвинские тётки про подвоз продуктов заранее узнавали, выстраивались с утра в длиннющие очереди.
Эти очереди и стали источником нашего дохода. Старший подходил к тёткам, предлагал постоять с ними в очереди. Такса – 1 рубль (это ещё до реформы 1961 года, то есть по-новому было бы – 10 копеек). Все довольны – нам рубль, тётке лишний килограмм. Возникали у продавцов сомнения по поводу примелькавшихся детских физиономий, но заинтересованная очередь поднимала крик – мол детей обижают, продавцы махнули на нас рукой. За 3 – 4 утренних часа мы рублей 15 собирали.
Всю выручку сдавали старшему, он её потом распределял. По старшинству, конечно. Мне – минимум, три рубля в день. Мороженое – 90 копеек, соки, газировка – по 20 – 30, пряники, конфеты – тоже сущие копейки. Поначалу отрывались на всякой такой дряни, но, когда по карманам десятки рублей рассованы, начинаешь задумываться о вещах более серьёзных. Бумажные деньги были тогда большущих размеров, карманы оттопыривались до неприличия.
Вот на этих размышлениях о серьёзных вложениях я и сам погорел, и бизнес ребятам разрушил.
Началось с малого. Послали за хлебом, вручили строго сосчитанные деньги. Так решил я сюрприз бабушке сделать, купил какую-то дорогую выпечку. Стали меня допрашивать, откуда деньги. Удалось выкрутиться – угостили, мол. Затем случился катастрофический прокол. Не удержался, купил заводной мотоцикл за 36 рублей. Тяга к рулю меня гложила с трёх лет. Все этапы прошёл, от трёхколёсного велосипеда до нынешних престижных машин. Из интереса все мыслимые водительские категории получил. Заводной мотоцикл был тогда вожделенным и недосягаемым.
Короче, застукали меня с этой покупкой. Раскололи, выложил всю схему. Бабушка в ужасе, но хоть успокоилась – не украл. Деньги отобрали, куда-то их бабушка умудрилась пристроить. То ли нищим и инвалидам раздала, то ли ещё что-то придумала. Родителям Ивановых наши художества обрисовали. Там разговор попроще, пацанов выдрали до рубцов на заднице. Меня на две недели посадили под домашний арест, проводили долгие беседы о нормах интеллигентности и порядочности. В общем погорело наше дело.
Через год увезли в Ленинград, советская школа, ВУЗ, диссертация, перестройка. В новой жизни без Советской власти творился совершенный беспредел, страну рвали на мелкие куски. Коммунисты, комсомольцы, хозяйственники в первых рядах. Потом стали обживаться, собирать по осколкам, кое кого наказывать за прошлые безобразия. Было и у меня множество соблазнов. На глазах вырастали очень успешные компании, люди делали изрядные деньги. Многих из них уже нет в живых. И, как ни странно, всякий раз, когда нужно было принимать рискованное решение, возникала в памяти эта история из розового детства.
Оглядываясь назад, понимаю, что жизнь сделала мне тогда прививку. В лёгкой форме удалось переболеть безрассудством, жадностью, тягой к незаслуженным удовольствиям и пижонству. Никак не могу утверждать, что все эти качества абсолютно мне не присущи. Но чувство меры привито пожизненно.
Ольга Валерьевна, забудьте и Рувинского, и мои россказни. Помяните моё слово – гиблое это дело.
Кстати, в следующем месяце нужно слетать в Венесуэлу на важные переговоры. На обратном – неделька на Мартинике. Водные лыжи, виндсёрфинг. В моём возрасте нельзя терять форму, рискуешь не восстановить. Ваш испанский и французский очень кстати будет.
Поедешь?

P.S. Снимок исторический - та самая братва 1954.


Рецензии
Интересный рассказ. Заставил задуматься. Читала недавно нечто подобное про современного мальчика, но совершенно с другими акцентами. В новом времени его действия (даже не труд нудного выстаивания в очереди, а прибыльные перепродажи) уже преподносятся как предпринимательские задатки. О времена, о нравы!
С уважением и пожеланием добра,

Ирина Родо   02.02.2022 17:07     Заявить о нарушении
Благодарю, Ирина, что заметили этот рассказик. Это быль, и пацаны на фото те самые. Нетрудно догадаться, что и автор среди них. И урок, оттуда извлечённый, на всю жизнь врезался. Внешнее оформление рассказа - это, конечно, фантазии - попурри из жизненных коллизий.

Геннадий Венедиктов 2   02.02.2022 17:46   Заявить о нарушении