Гранатовый браслет. Или нет

Александр Куприн. Гранатовый браслет

Главный, с позволения сказать, герой, Желтков — сумасшедший, обыкновенный, городской. (Такие, ныне распущенные демократией из психичек, особенно заметны).

Желтков влюбился в Веру, вернее в её внешность, не зная ничего ни о характере, ни о привычках, ни о нравственном её облике. Вся его любовь ограничилась воровством предметов её обихода, да назойливым преследованием замужней женщины, притом, равнодушной к нему. Как можно назвать это любовью? Ну, ладно, допустим, влюбился как мальчишка. С кем не бывает?! Считал Веру идеалом. Но она же не была идеалом, иначе бы в нее были влюблены все мужчины, да и все женщины тоже, одновременно её же и ненавидя. Да, что там говорить! Сам Господь Бог был бы в неистовом восторге от своего творения. Но это же не так. Вера обыкновенная женщина, не лучше и не хуже, со своими достоинствами и недостатками. Мужчина, действительно влюблённый, в этом случае любил и страдал бы молча, не омрачая жизнь ни возлюбленной, ни близких ей людей. Пошёл бы на войну там, занялся бы благотворительностью здесь, или просвещением народным вообще. Заставил бы общество уважать себя и хотя бы этим заслужил малую благосклонность любимой женщины. Но Желтков сумасшедший, да ещё гипертрофировано самовлюблённый, лелеявший свою сумасшедшую любовь. Все его поступки вызывают отторжение.

В своём рассказе «Allez!» Куприн описывает схожую ситуацию. Только там женщина, Нора, кончает жизнь самоубийством из-за неразделённой любви. И её любовь, и её смерть производят сильное впечатление. Назвать Нору сумасшедшей язык не повернётся. Она достойна восхищения, потому что она женщина!

Глупо восхищаться Желтковым, неправильно его презирать. Желтков вовсе не герой. Повторю – он сумасшедший. Он – никто.

Повесть Куприна хороша лишь тем, что сталкивает лбами в яростном споре апологетов шекспировской любви и суровых патологоанатомов. Других достоинств в ней я не вижу.

Первая публикация на ФанЛабе 5 апреля 2017 г.


Рецензии