8. 21. Аристос Пушкин и его дуэль с д-Антесом
Схизис №1 Пушкина и его дуэль с д-Антесом
К какому виду дуэлей относится дуэль Пушкина с д-Антесом со стороны нашего поэта, а не наемного кавалергарда?
Читая предисловие Ловатовой С.А. «Пленники чести» к книге «Русские дуэлянты», я кажется нашел ответ на этот вопрос,встретив рассуждение об @aristeia@ = личном поединке, схватке, битве, войне двух благородных персон (дворян, аристов) для того, чтобы (по Й. Хейзингу) « … через испытание победой либо поражением с оружием в руках добиться от богов освященного решения своей судьбы неопосредованно».
У Нашего Всего было много @бзиков@ (странностей или причуд типа чрезмерные самолюбие (формула Любите самого себя в Евгении Онегине) или тщеславие = буквально жажда мирской славы, стремление к публичному почёту, похвалам референтной группы общества, потребность признания окружающими, стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождающееся желанием слышать от других людей лесть, переходящие в спесь и высокомерие….) некоторые из которых со временем приобрели характер маний (безумств по Платону, а не по Фуко) как его поэтическая мания, сделавшая из него гения русской поэзии.
Но главным "психобзиком" Пушкина была его мания казаться аристократом, быть узнаваемым, встречаемым и признаваемым именно таковым и в первую очередь таковым, его неустанная потребность признания окружающими его мнимых достоинств аристократа по происхождению и натуре.
Друзья и близкие с досадой отмечали это стремление втереться в круг т.нзв. «львов настоящей столичной аристократии», его зависть и одновременно желчь, обильно выливаемая в едких злых эпиграммах…
Но Пушкины не были ни аристосами (лучшими, породистыми, титулованными) среди дворян, ни кратами — власть предержащими. До 1830г они не имели даже своего герба - их род отсутствует в Российском Гербовнике.
рис. Allegra Compagnia
Какие же есть основания отнести дуэль Gушкина с д-Антесом в январе 1837-го к аристеям?
Логика моих рассуждений на тропах ПИПИ такова.
1) Aristeia имеет корни в Арете = (греч: ;;;;; ), основной смысл означает «совершенство» любого рода или его «превосходство»;
2) аристократический класс предполагался, по существу, по определению, как образец arete: корень этого слова тот же, что и у слова "аристос", слова, которое показывает превосходные способности и превосходство, а аристос постоянно был используется во множественном числе для обозначения знати;
3) в персонификации богов Арета и Гомоноя вместе назывались Праксидикаи (Источники справедливости)
4) в Пайдейя (образовании и воспитании др. греков = см. Йегер Вернер - Пайдейя. Воспитание античного грека) арета — ее значительная часть: воспитание мальчика в зрелом возрасте = подготовка мужа включала физическую подготовку, для которой греки разработали гимназию; умственное обучение, которое включало ораторское искусство, риторику и фундаментальные науки; и духовное обучение, которое включало музыку и то, что называется моральную добродетель;
4) До гоплитов (этапе греческой военной эволюции) хорошо вооруженный аристократ был главным центром военных действий, находясь на вершине своих менее вооруженных иждивенцев. Это отразилось в гомеровском разделении на дворянство и простолюдин, а также в регулярных эпических битвах за доспехи первых, однажды павших в их аристее; затем классические армии гоплитов награждались призами (aristeia) за индивидуальное мастерство в действии;
5) в эпосе древних греков (у Гомера в Илиаде и Одиссее и позднее в Энеиде Вергилия) аристеями стали именовать сцены превосходства в схватке один на один воинов на поле битвы — а именно буквально «момент совершенства» aristeiai или момент превосходства и миг победы = лучший момент (aristos!), который переживает победитель – aristos! - и которым боги награждают своего избранника, отмечая его правоту и своё решение спору (суда) в его пользу;
Статуя Ареты в Библиотеке Цельсия в Эфесе
Итак,
по этой логике аретелогии Пушкин в своем оскорбительном для баронов письме от 25 января (которое, кстати ... или нет…, никто не видел … из нас) заявил, что бароны — греховодники, клеветники и блудари, попутно попинав русскими титулами их предков ( особливо мам).
Речь в разборках Пушкин-Дантес- Геккерн зашла, таким образом, о параметрах аристоса с переводом баронов так обожаемую сочинителем чернь!
Что оставалось делать гей-паре? Идти с письмом в суд? Юристы с их судами и толмачи с их талмудами Свода Законов Империи и окрест таких дел решать не умели. Дворянам для этого негласно и вроде бы как вне закона предлагалось решить спор на дуэльном поединке с оружием в руках в тихом укромном месте где-нибудь за мельницей или опустевшей даче, но на таких при этом равных условиях, что судьбу аристосов решал Бог.
27 января 1837-го в вечерних сумерках на аристейи Бог рассудил так, что пуля д-Антеса нанесла Александру смертельное ранение, а пуля Пушкина отскочила от тела Жоржа как от прокаженного и заговоренного …
Мы можем с пеной у рта проклинать Бога, сына-Спасителя которого мы позаимствовали на свою голову в чужих краях, но …
Вывод:
1) по двум параметрам — теме спора об аристосах, приведшего к поединку на Черной Речке и аристос-призу — Наталье Николаевне = дуэль Пушкина с Дантесом можно с достаточным основанием отнести к разряду @aristeia@
2) если в аристее мы встречаем:
- персональное превосходство и совершенство
- источники справедливости и моральной добродетели
- поход за призами = дорогими доспехами кандидата в аристос, павшего в аристее
- момент совершенства» aristeiai - лучший момент (aristos!) победителя - того, кто индивидуальным мастерством в поединке добыл победу у того, кто уже был в аристее,
то вероятнее всего Пушкин спровоцировал вызов Геккернов и пошел на дуэль с ними именно для того, чтобы принести жертву Арете и вкусить aristeia = этот лучший миг в его заблудшей жизни с женой -кокеткой, увлекшейся тем, кого она приянла за своего аристоса = миг торжества победы над заказным совратителем, поставщиком рогов и шантажистом …
Но боги в этом поединке выбрали в аристосы иного … или тот был мастером плутовства и обманул богов …
Важно одно: Пушкин пошел за этим мигом аристоса в аристеи
И не важно что Боги предпочли в ней иного
Свидетельство о публикации №222011800949