Свободные Отношения

На входе нас встретила хостес.

— Здравствуйте, вы бронировали?

— Да, на имя Олег.

Мы сели за столик. Не успели мы изучить меню, как к нам подошёл официант и спросил:

— Готовы сделать заказ?

— Пока нет, — сказал я. — Подойдёте через пару минут.

— Да, конечно.

В итоге мы с Витей заказали мясо, Марина пасту, а Юля ограничилась салатом.

Официант настойчиво рекомендовал нам какое-то чилийское вино. По красочному описанию мы быстро поняли, что его слишком много завалялось в «погребе», но девушки решили, что сегодня можно и чего-то такого. Я же присмотрелся к джину. Витя предложил распить одну бутылку на двоих. Я не отказался.

Пропустив по несколько бокалов, мы заговорили про отношения.

— Слушай, всё никак не могу понять, что такое свободные отношения? Как это вообще? — спросила Юля.

Витя насторожился. Возможно, его смущало любопытство с её стороны. А вдруг это не просто любопытство? Я чувствовал, словно меня спрашивают, действительно ли так сладок сыр в мышеловке. Если в его представлении это было именно так, боюсь, что я совсем не желал быть тем, кто этот сыр будет всем рекомендовать.

— Слушай, я не очень хочу об этом говорить.

— Почему?

— Не, ты не подумай. Я не скрываю чего-либо. И не считаю эту тему слишком личной. Наоборот. Я только рад буду.

— В чём проблема тогда?

— Просто я уверен, что все мы останемся при своём мнении, что бы я не сказал бы. Никто никого не поймёт до конца. А вместе с тем, разгоняя взаимное недопонимание мы лишь усилим дискомфорт. И зачем?

— Почему ты думаешь, что мы обязательно будем осуждать?

— Потому что таковы люди. Общество осуждает любое отклонение от нормы. А нормой считается самый средний человек. Откуда мне наверняка знать, что вы сами достаточно отклонены от представлений о нормальном человеке?

— Очень странно это слышать от тебя! — сказала она будто бы с обидой.

— Почему?

— Ты всегда в открытую говорил обо всём, о своих взглядах и отношении ко всему, какого бы мнения не был кто угодно. Тебе без разницы, что подумают о тебе. Что изменилось?

— Ничего. Просто чаще всего я выражаю своё мнение без необходимости его доказывать. А тут ты поднимаешь такую тему, которая нуждается в разъяснениях. Ну, например, если я был бы сторонником инцеста. Просто заявив об этом и никак не комментируя, я рискую привлечь отвращение. А распинаться в аргументации в том, что никого ни в чём не поменяю, не вижу смысла.

— А как же просто беседа? Поддержать диалог? Нет?

— Хорошо! Если ты так хочешь.

Порой девушки начинают вести себя так, что их парни начинают косо смотреть на них. Особая форма испанского стыда. Я поглядывал на Витю и боялся найти этот взгляд у него.

— Начнём с начала. Разберёмся, что такое свобода? — спрашиваю. — Если не пытаться умничать. Простыми словами.

— И? — спрашивает Юля.

— Нет, я хочу от тебя услышать, как ты представляешь значение этого слова?

— Ну когда всё можно.

— Вот именно. Кто-то скажет, что это вседозволенность. Что хочу, то и делаю, и в этом суть свободы. Другой же скажет, что это независимость. Когда я свободен от остальных. Ты свободен от родителей, когда есть своё жильё и свои доходы. Ты свободен, когда другой не имеет право сделать тебе что-то. Ты свободен, когда не испытываешь негативные эмоции. Свободен от гнева. Свободен от ревности.

— А разве это не так?

— Это две противоположные точки зрения. Не может одно и тоже слово означать разное.

— Что? В смысле? А как же омонимы?

— Это как?

— Ну, например, лук. Есть лук, который ты добавляешь себе в рагу. А есть лук, из которого ты стрелами стреляешь. То и другое лук по идее.

— А! Точно! Мы же тут собрались правила русского языка перебирать!

Юля посмеялась. Марина закатила глаза. Витя же слушал отстранёно, будто бы делал вид, что ему это вовсе неинтересно.

— Смотри, — говорю я, — омонимы пишутся одинаково, но имеют разное значение. В случае свободы же мы предполагаем два разных значения одного и того же слова. То есть это не два разных слова с одним написанием. Это два принципиально разных значения одного и того же слова. В этом проблема. Да, философию можно спутать с филологией, но не стоит этого делать.

— Так всё же. Что такое свобода?

— Это всё стереотипное представление о свободе. То и другое. И я могу дать более наглядный пример, чтобы вы поняли меня. Но вы должны быть готовы к этому. И должны выслушать меня до конца, прежде чем вообще решите выразить как-то своё мнение.

Все согласились с моими условиями. Хоть у меня и были сомнения, что все понимали, на что мы в тот момент шли.

Я взял Юлю за руку и посмотрел ей прямо в глаза.

— Что такое свобода? Представим, что я испытываю какие-то чувства. Чувства очень сильные. Я чувствую влечение к человеку. И я им не владею. Более того, который предан другому человек. В какой момент я проявляю свободу?

Юля засмущалась и подумала, что я жду от неё ответа.

— Я не знаю, — сказала она. В её голосе звучала дрожь.

— По идее, если пользоваться твоим представлением о свободе, я проявляю её тогда, когда делаю всё, что захочу. А что если мне взбредёт в голову прямо сейчас проявить к тебе интимные чувства?

Я начал медленно вести свою руку по её запястью.

— Если я свободный человек в твоём представлении, то я это сделаю.

Моя рука дошла до её плеча. И я уже почти коснулся её лица.

— А с другой стороны есть мужчина, — продолжал я, не сводя глаз с Юли. — Он также может испытывать чувства, наблюдая это всё. А что если этому молодому человеку взбредёт в голову врезать мне по лицу за то, что я делаю? В какой момент он проявляет свободу? Когда ударяет меня по лицу?

Я повернулся и посмотрел на Витю, пытаясь увидеть в его лице реакцию. Он пытался сдерживаться, не проявлять эмоции, хотя не мог найти себе места.

А потом посмотрел на Марину.

— А ещё есть девушка, которая проявляет чувства ко мне. И наблюдать ей за происходящим обидно или мерзко. И в какой момент она проявляет свободу?

Юля резко вырвала свою руку.

— Хорошо. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого, — сказала Юля.

— О, нет, — я показал указательным пальцем. — Ты хочешь оправдаться. По умному. Но делаешь это некорректно.

Юля пожала плечами, словно пытаясь сказать: «Что ты несёшь?»

— Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Эта фраза создана, чтобы дать понять разницу между правами и обязанностями. Мои права — чужие обязанности, мои обязанности — чужие права. Свободы здесь и близко нет. Мы говорим не о юриспруденции. Так что забудем. На чём я там остановился?

— О том, что ты что-то сам свободен проявить к кому-то там чувства, — скрестив руки на груди, сказала Марина.

— Ах, да! Вот я проявляю свободу и целую тебя, например, — говорю я Юле. — А Витя проявляет свободу бьёт меня по лицу. Но я не хочу получать по лицу. Я хочу быть свободным от этого. Как тогда поступить? А Витя с другой стороны заложник своих чувств. Способен ли он сдерживаться, наблюдая за происходящим? Способен ли он не ударить меня? Понимаете о чём я?

— Пока как-то не очень, — сказала Марина, явно заняв пассивно-агрессивную позицию.

— В одной и той же ситуации, я проявляю свободу, когда поддаюсь своим чувствам, и при этом теряю свободу быть не избитым. А Витя свободен ударить меня по лицу, но при этом лишается свободы от ревности. Таким образом одно представление о свободе противоречит другому.

— Так что же тогда такое свобода, по-твоему? — недовольно спросила Юля. — Если для тебя свобода это не вседозволенность и не независимость, тогда что?

— Вы ждёте от меня простого ответа на сложный вопрос о том, чего даже материально не существует. О том, чего нет в законах физики и неспособно быть обосновано математически. Чего от меня ждёте какого-то одного слова?

— Да, — сказал Витя. — Почему бы и нет? Скажи сначала одним словом, а потом обоснуй.

«Кажется, я останусь без премии в этом месяце,» — подумал я.

— Ну, хорошо. Если одним словом, то свобода — это ответственность. А вернее, чувство ответственности.

Все тут же посмеялись. Словно почувствовали облегчение. Такая интрига и, бац, я сморозил какую-то глупость.

— Чего вы смеётесь?

— Ответственность? Серьёзно? — посмеялся Витя. — По-твоему человеческая свобода выражается в ответственности?

— Хорошо. Смотри. Для начала давай согласимся с тем, что свобода это в первую очередь чувство. Как добро является явлением, которое нужно почувствовать. Вот бабушка кормит тебя своими пельменями. Заботы материально не существует, но ты её чувствуешь. Также со свободой. Мы это признаём?

Все промолчали. Но я последовал правилу, что молчание — знак согласия.

— А теперь почему мы не можем почувствовать свободу, когда делаем что нам заблагорассудится? И почему мы не можем чувствовать свободу, когда кто-то другой делает всё, что ему заблагорассудится? В том примере, что я указал, есть два таких явления, на которых строится вся человеческая история. И в том числе каждая отдельно взятая личность. Это поступки и выбор человека. Они определяют, какова моя свобода. Да, свобода — это чувство ответственности. Потому что свободу ты способен почувствовать только в тот момент, когда совершаешь поступок или выбор, за который готов принять ответственность. То есть, если я максимально беру ответственность за всё, что я делаю, я свободен как в момент поступка или выбора, так и в момент, когда получаю ответ за них. Получая по лицу за поцелуй с тобой, Юля, я чувствую свободу, потому что принял ответственность за это преждевременно. То есть готов был к этому, но всё равно так поступил. Потому что это моя ответственность, а следовательно и свобода.

— Так, а свободные отношения здесь при чём? — спросил Витя.

— Если мы принимаем тот факт, что свобода — это ответственность за две единственные вещи, которые характеризуют нас как личностей, — это наши поступки и наш выбор, — то мы придём к выводу, что свободные отношения — это те, в которых мы принимаем ответственность за любые принимаемые нами поступки и выбор. Вы думаете, что свободные отношения, это в которых трахаться можно с кем угодно?

— Ну вообще, да, — сказала Юля. — Примерно такого мнения об этом многие.

— Если всё было бы так просто, это просто называлось бы, наверное, «встречаемся». Это у подростков встречаться подразумевает серьёзные отношения. Ну максимально серьёзные, какие только могут быть в пубертатном возрасте. А взрослые встречаются ради временных отношений. Сегодня я с тобой хочу по ресторанам, театрам и ночую у тебя, а завтра кто знает, что будет?

— Ну и чем это отличается от свободных отношений?

— Тем, что свобода подразумевает ответственность. А встречаются те, кто хотят этой ответственности избежать. Почему мужчины обращаются к проституткам? Неужели вы, девушки, думаете, что это всё ради секса? Мы живём в эпоху шлюх. Бесплатно потрахаться проще, чем бесплатно поесть. Еда дороже секса. Мы платим проституткам, чтобы после секса они не задавали лишних вопросов. Чтобы они просто оделись и ушли. Мы платим за отказ от ответственности.

— Ну я тут не согласна, — сказала Марина.

— Ну а это неважно, что ты думаешь. Проституток не вы снимаете, а мы. Нам виднее.

— А, да ну тебя.

— Так вот, в свободных отношениях мы принимаем полную ответственность за свои поступки и выбор. Я выбор эту девушку спутником своей жизни. И хочу, чтобы она была счастлива, чего это мне не стоило бы. А главное, это взаимно. Вы же понимаете, что отношения двух людей априори неспособны быть идеальными?

— Да ладно! У меня бабушка с дедом уже больше пятидесяти лет живут вместе, — сказал Витя.

— И эти отношения можно назвать идеальными?

— А какая разница? Они же живут вместе.

— Но не сказать, что они так уж и счастливы в этих отношениях. Всегда есть что-то, чего не хватает в отношениях между двумя. Кто-то другой всегда лучше тебя в чём-то, и вместе с тем ты в чем-то лучше его.

— И что теперь? Давать трахаться с кем хочешь?

— Да причём тут вообще секс? Ты делаешь, что хочешь, и даёшь такое же право другому, взаимно принимая ответственность за это. Если так тебе угодно, да, я иду трахаться с другой, беря ответственность за то, что она может пойти трахаться с другим.

— Это ужасно же. Я не выдержал бы. А как же ревность?

— Это как обязать себя общаться только с одним человеком. Есть темы, которые ты всё равно не сможешь с ним обсудить. Например, потому что ему элементарно это может быть неинтересно. А у тебя от этой темы всё кипит внутри.

— Секс и общение, это не одно и тоже. Ты пытаешься сравнивать несравниваемое.

— Нет. Это вы пытаетесь сравнивать. А я же говорю, что нет значения, о чём идёт речь. Об общении, сексе или даже о совместном проживании. Главное, что мы вместе взаимно несём ответственность за все наши поступки. Если мы не готовы принять какие-то поступки, мы их и не совершаем.

— Ну, слушай, я не знаю…

— Это нормальный ответ, когда больше нет аргументов. Я никого не хочу обидеть. Но давайте посмотрим, чьи отношения продержатся дольше?

Наступило неловкое молчание. Слышал шум, возникающий при внезапно образовавшейся тишине. Наверное также звучали нервишки, бегавшие по коже каждого за тем столом в тот момент.

Да, парное свидание оказалось совсем не таким, каким его ожидали.

Мы оставили после себя пустые тарелки и бутылки и наполненный чаевыми корешок со счётом. А на следующий день сделали вид, будто ни о чём никогда и не разговаривали.


Рецензии