9. 22. Пушкин. Странности дуэли 8

 Дуэльная Формула Пушкина-Онегина – А до смерти 4 шага

Свою роковую дуэль Пушкин описал в романе Евгений Онегин, где привел формулу убийцы-победителя - минимум минус один шаг ...

Дуэльная Формула Пушкина-Онегина – А до смерти 4 шага
или бывают все ж, фра, странные сближенья

Дантес (ЖШД) формулу «4 шага из 5» с точки старта до барьера усвоил как исправный студент – слушатель высшей военной школы Сен-Сир и умный читатель романа Евгений Онегин: после отмашки Данзаса головным убором о начале стрельб поединка, он сделал 4 шага, не дошел до барьера 1 шаг и выстрелил на поражение Пушкина, державшего уже его на мушке своего пистолета!
Готовясь с ноября 1836 к неизбежному жесткому по условиям и «русскому» по стилю дуэлю (*) с русским поэтом, француз – поручик (**) кавалергардского ЕИВ полка тяжелой кавалерии охранников императорской четы:
(а)  изучил внимательно с помощью инструкторов Штаба Заговора тактику поведения своего непримиримого, возмутительно ревнивого и гневливого противника на всех предыдущих дуэлях и
(б) проштудировал тактику проведения  дуэльных поединков литературными героями Пушкина, достоверно отражающих тактическую его подготовку к противоборству в поединках с непременным летальным их исходом. В частности, свежеиспеченный в декабре 1836 поручик хорошо усвоил урок Евгения Онегина в одноименном романе и «формулу 4-х шагов» (или точнее – формулу «минус один шаг»!), которую автор по неосторожности раскрыл читателям как свою собственную в описании январского же дуэля  Онегина с Ленским (фрагмент главы VI «Поединокъ»:

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полок сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерял с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

************************************
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет,

***********************************
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!...
 ***

Анализируем  ход дуэля и тактику дуэлянтов:

1) расстояние меду стрелками = 32 шагам (один шаг = порядка 60-70 см), а расстояние между барьерами = 12 шагов (12*0,7 м = 8,5 м максимум), которое предполагает неизбежное и верное в тактике каждого стрелка: если для тебя это не суицид и ты не утратил рассудка и его оружия – воли, то «Бей первым, Федя!»
2) по команде (словом «Сходитесь!» или “Commencez!” (Начинайте!) или тремя хлопками ладошек одного из секундантов (***) стрелки от исходной позиции делают две пары шагов по 5 в сторону отметок барьеров (обычно ими служили шпаги, верхняя одежда самих секундантов или ограбленных по дороге пьяных зевак)
3) каждый стрелок должен был сделать 10 шагов (5+5), дойти до барьера, но нив коем случае не пересекать отмеченную им условную линию разграничения доступа …
4) производить выстрел имеет каждый противник в любой момент после команды о начале стрельб поединка (****)
5) Онегин делает 4+5 шагов: сделав 4 шага, он начинает плавно без рывков поднимать пистолет, делает еще 5 шагов и, увидев, что Ленский уже начал целиться в него, а не в Гильо, производит первым опережающий выстрел на поражение …
6) всего Онегин сделал 9 шагов (*****), а не10 и, не дойдя ОДНОГО (!) шага до барьера, у которого его ждет наивный элегик Ленский с прищуренным уже левым глазом стрелка-правши, и затем произвёл  роковой опережающий выстрел на поражение цели.

Аминь

Прим.
(*) слово дуэль тогда употреблялось в мужском роде = дуэля, ибо на родном франц/языке это “le duel”
(**) поручик на русской военной службе – звание младшего офицера равное лейтенанту (две звезды на каждом эполете или погонах) французской армии
(***) на дуэли Пушкина с д'Антесом эти обязанности стартера выполнял почему-то Данзас, который нарушил правила, сделав в сумерках отмашку «шапкой» (двууголкой мундира? цилиндром д'Аршиака или папахой гей-папы Геккерна)
(****) если это была стрельба не по жребию или без оговоренного договором правом первого выстрела оскорбленным
(*****) остается вопрос:  почему Пушкин указал нелогичный как-бы »обратный» счет шагов = не 5+4, а наоборот 4+5… вероятно он поспешил сделать акцент на сути его тактической для поединка формулы с летальным исходом; но более верна и очевидна иная версия – свои коррективы внесла строгая несносная поэтика страстная любовь поэта к напевности стихов

Что еще, кроме тактики 4-шагов или тактики «минус один шаг» и непременно опережающим выстрелом в противника  только на его поражение, мы находим совпадающим до пушкинской дефиниции  «бывают странные сближенья»  в этом описании и в ходе реальной дуэли 27 января 1837 года:
1) январская дуэль
2) тактика стрелков – ожидающая у жертвы и опережающая «онегинская»
3) поражение поэта и  его безвременный конец (у Ленского с пощадой — умер сразу, у Автора — в жуткой агонии скоротечного сепсиса)
4) место дуэли Пушкин назвал АЛТАРЕМ – алтарь – это жертвенник = пораженный на дуэли поэт – это жертва некоторого ритуала = ритуал это умысел… умысел – след Заговора. Пушкин в 1826 (год VI-ой главы ЕО и год решающего для его судьбы Перекрёстка  с исходом с него в сторону заборов дач на Черной Речке).

Пушкин, конечно, был не столь опытен  в реальных стрельбах да дуэлях (как гласит абсурдный миф о нем как дуэлянте (см. спец.. статью «Хроно дуэлей или дуэльные ситуации в жизни Пушкина» Но гений словесности и мысли был в тот вечер явно не в своей тарелке: угнетала мысль, что на вопрос «По ком, женка, плакать будешь?», та, не задумавшись, ответила как пулю выпустила »По тому кто будет убит?». Пришлось попасть под манящее паранойей: «Пусть буду убит – ну хоть тогда женка проявит ко мне хоть какое-то чувство…». Пришлось ждать выстрела Жоржа – чемпиона стрельб по голубям как по летающим тарелкам, а не сидящем и жиреющим на току элеваторов …

Существенное отличие дуэлей = литературная дуэль была рано утром – надо же успеть раненного отвезти к врачам в госпиталь пока те не ушли на блудки и пьянки; дуэль 27 января намеренно начата в сумерках – поэта не надо спасать, а шансы на спасение свести к нулю…

Погиб поэт – невольник чести…

И все же, фра,  поражает вновь и вновь эта точка-пуля в конце пути Пушкина  и его точное знание о ней за 10 лет до … юбилея Смены Династии …   

Эти его странные сближенья…


Рецензии