Ч. 303 Прощай, Япония!

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/01/16/1050
 
3 марта в Симоду с Сандвичевых островов прибыла американская шхуна «Caroline E. Foote». В Симоде находился русский пост в составе мичмана Казина и пяти матросов для  охраны имущества с фрегата «Диана».

Мичман немедленно отправил одного из матросов к Лесовскому с сообщением о прибытии шхуны. Степан Степанович сразу же доложил об этом адмиралу. Тот отправился в Симоду в сопровождении своего помощника Посьета и посыльного матроса.

Прошли сильные дожди, тропинки в горах размыло, шли, рискуя поскользнуться на глине и сорваться вниз. Но этот опасный поход Ефим Васильевич Путятин совершил не напрасно.

Он выяснил, что владельцы шхуны, американцы Уильям Рид и Томас Догерти, доставили в Симоду купцов, которые решили первыми воспользоваться договором между Японией и США, открывшим Японию для американской торговли.

Предприимчивые торговцы прибыли со своими семьями, рассчитывая надолго поселиться в Японии. Они надеялись неплохо заработать, открыв магазины по продаже москательных товаров, а также различных вещей и провизии, необходимых экипажам китобоев, и, конечно, торгуя с японцами.

На шхуне находился и один из первых американских путешественников в стране Восходящего Солнца, Эдвард Эдгертон,  адвокат и фотограф-любитель. Кстати, на «Диане» тоже были два фотографа-любителя – Можайский 1-й и Гошкевич.

Фотоаппараты и принадлежности к ним в те времена были столь громоздкими и тяжёлыми, что к печали их владельцев, они навсегда остались на фрегате.

Но в Симоде, где 3 марта бросила якорь «Caroline E. Foote», американцев ждало жестокое разочарование. Дело в том, что министерство иностранных дел США ещё не успело разработать совместно с японцами подробные правила торговли и не прислало своего консула.
 
Поэтому японские власти вежливо, но твёрдо предложили заморским купцам отправиться туда, откуда они прибыли. Ефим Васильевич сразу оценил обстановку.
 
Он понимал, что пребывание в стране нескольких сотен вооружённых иностранцев великой радости японским властям не доставляют, а торговцы уже подсчитывают свои убытки.

Адмирал сообщил свой план японским чиновникам, и те охотно согласились, даже пообещали содействие.

Путятин предложил американцам заключить контракт на фрахтование шхуны для перевозки в три рейса команды фрегата.

Он уже знал, что на Петропавловск готовится повторное нападение английской и французской эскадр и торопился туда попасть с матросами и офицерами, чтобы укрепить ряды защитников.

Донгерти  и Рид попытались включить в контракт требование о покупке всего их груза, но не на того напали. Адмирал сразу отмёл это требование. Ему удалось убедить японских чиновников разрешить выгрузить товары из шхуны и позволить остаться в Симоде американцам и их семьям.

Местные власти предложили тем временно расположиться в храме Гуокусен, где  раньше жили русские моряки.
 
Товар выгрузили в другом храме, Гиоксензи, в деревне Какисаки, а шхуна перешла в Хеду, где её нагрузили японским рисом, спасённым с фрегата оружием и всем, что может быть полезным при обороне Петропавловска.
 
Лесовский предложил Путятину купить в Японии провиант, справедливо рассудив, что при нехватке продовольствия в Петропавловске прибывшие моряки станут не усилением, а обузой. Так и сделали.
 
Денег, имевшихся у Путятина и Лесовского, на все расходы не хватило. Поэтому адмирал договорился с японским правительством, что оно предоставит кредит до тридцати тысяч рублей серебром.

Путятин предложил японской стороне погасить этот долг передачей японцам шхуны, как только позволит обстановка.
 
Уорд, шкипер шхуны «Caroline E. Foote», опасаясь льдов, предложил выйти в море в конце марта. По его расчётам,  Авачинская бухта ко времени их прихода очистится ото льда. Путятин с ним согласился.
 
Морскую провизию купили у американских купцов, чему те, по понятной причине, были безмерно рады. 14 марта Путятин на нанятой американской шхуне пришёл в Хеду.
 
В рапорте Путятина великому князю Константину говорится: «До отплытия шхуны, в Хеда прибыл Кавадзи Сайемен-но-дзю, один из прежних полномочных в сопровождении бывшего губернатора Нагасаки Мизно-чи-когони и других лиц,

с протестом от японского правительства насчёт съезда американцев на берег, а также для некоторого добавления или пояснения статей трактата. Я уклонился от  этих новых объяснений, и после нескольких свиданий со мною означенные лица возвратились в Едо».

Наверное, у местных чиновников после этого были большие неприятности по службе.

Когда шхуна пришла в Хеду, русские строители шхуны, которые, как и японцы, были дилетантами в строительстве корабля, получили возможность осмотреть устройство «Caroline E. Foote» и внести необходимые  изменения в конструкцию своей строившейся шхуны.

Путятин приказал Лесовскому оставить всех мастеров для продолжения работ по строительству шхуны и распределить команду и офицеров на три партии. С первой партией он назначил отправиться и самому Лесовскому. Видимо, сделав это с большим облегчением.

Оплату продовольствия и доставку своей партии людей в Петропавловск должен был произвести Лесовский по имевшимся у него векселям.

Он был аккредитован в банке «Макондрей и компания» в Сан-Франциско. В случае  невозможности прибытия в Петропавловск требовалось идти к Амуру. Тогда владельцам  «Caroline E. Foote» подлежала доплата 500 долларов.

В первую партию вошли 150 матросов и восемь офицеров. Степан Степанович взял с собой обоих лейтенантов Можайских, лейтенанта Энквиста, мичманов Бутакова, Казина, Генинга, Свиньина и корпуса флотских штурманов прапорщика Карандашова.

Навигационные инструменты фрегата оставили Путятину. Перед отправлением командир фрегата выдал всем офицерам, гардемаринам и юнкерам часть жалования.

Расстались с японцами очень тепло, каждый подарил своим знакомым какой-нибудь подарок из уцелевших вещей. Японцы тоже в долгу не остались. Путятин и Лесовский произнесли торжественные речи и на том распрощались.

30 марта шхуна вышла в море. Лесовский предложил шкиперу, чтобы тот на время плавания передал шхуну в его распоряжение.

Американец, не колеблясь, согласился. В случае захвата судна союзниками он мог сказать, что русские захватили шхуну против его воли, и протестовать в случае объявления её военным призом.

Была довольна и американская команда, получавшая своё жалование, но находившаяся в положении пассажиров. Единственное, что омрачало их быт - невероятная скученность людей на маленьком судне.
 
Степан Степанович с первой же минуты пребывания  русских моряков на американской шхуне организовал службу, как положено на военном корабле.

Своим подчинённым он объявил, что в случае встречи с неприятельскими судами он сначала высадит американцев на шлюпки, а затем экипаж будет защищаться, сколько сможет.

В случае угрозы захвата судна он его подорвёт. Сдаваться капитан-лейтенант не собирался. С собой он забрал из Хеды судовые журналы и документы погибшего фрегата.

Своими планами Лесовский с американцами, естественно, не делился.

Когда прибыли в Петропавловск, выяснилось, что гарнизон оставил город и отправился на Амур. Шкипер Уорд заявил Лесовскому, что он свою часть контракта выполнил, в Петропавловск русских доставил, а их дальнейшая судьба его не интересует.

Идти к Амуру он категорически отказался.

Продолжение http://proza.ru/2022/01/20/1433


Рецензии
Почти как детектив. А в каком году это было?

Вадим Владимирович Зайцев   21.01.2022 18:31     Заявить о нарушении
Спасибо! Это было в 1854 - 1855 годах.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.01.2022 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.