Пиры от Афинея 1

- «Что же прекрасней всего для всех, - приступающих к делу или завершающих труд? То, что желанно для них!». (Пир Афинея)

- «Бог веселый винограда позволяет нам три чаши выпивать в пиру вечернем: Первую во имя граций, обнаженных и стыдливых. Посвящается вторая краснощекому здоровью, третья дружбе многолетней. Мудрый, после третьей чаши все венки с главы слагает и творит уж возлиянья благодатному Морфею». (перевод А.Пушкина на слова Диониса)

Предисловие 1: Апокриф на «Пир» Афинея, меня побудило написать не только большая информативность произведения, и не только то, что в нем мы найдем множество характеристик пиров разных народов и характеристику людей, на них присутствующих. Меня не интересует историчность произведения (когда и где оно было написано), как и сам автор, который как всегда и подозрительно не известен истории (был ли он механиком, математиком, ритором, сыном Пергамского царя или учеником Платоновской Академии (Синедриона), все эти интересности биографии автора, только уводят от сути произведения. Но более, меня интересует связь этих пиров с Библейской темой о пирах. Мы уже не можем и не имеем права отрицать, что созданные вначале - мужчина и женщина, а в конце Книги (Библии) приглашены на брачный пир и брачную вечерю Сына Человеческого. Иисус говорил о необходимости познавать тайны Царствия Небесного, в которую входят все те же - брачный пир и брачная вечеря, и которые все еще остаются сокрытыми в молочной пище некоторых апостолов, которые утверждали, что нам лучше не знать «Христа по плоти, если даже знали». Но, эта цитата, принявшая форму аксиомы Евангельского учения,  только разрушает наш поиск тайн Царствия Небесного. Мы помним, что у Бога Отца обителей много и все они под одной крышей Царя всех царей, и «спасенные народы будут там и цари земные принесут в него славу и честь свою». То есть, в каждой из обителей будут свои пиры, со своими особенностями, и если какой-либо «киник», «софист» или «парасит» скажет – это не мое, то это его не лучший выбор о котором мы подробно узнаем у Афинея.

В книге «Пир на краю вселенной» мы очень коротко характеризовали пиры древних философов (Платона, Плутарха, Ксенофонта и другие), здесь же заметим, что «пир» Афинея в основном напоминает, как приготовление к пиру. Именно, приготовление к пиру, является главным достоинством книги Афинея. Участниками пира являются софисты, ученые академики, толкователи законов, поэты, киники, риторы, философы и те, кто претворял философию пира в жизнь. Был на пире и тот, о котором Афиней сказал, что он изучал древние законы «запечатанных книг», в которые юристы больше не заглядывали, в результате чего случился упадок общественного вкуса. Нет сомнения, что этими запечатанными книгами были библейские книги, о чем, по случаю, мы еще скажем. Объем произведения очень велик (15 книг), поэтому мы опустим многие гастрономические детали повествования. Хотя, надо заметить, что в них заложены многие характеристики людей в брачных (сексуальных) отношениях. Возможно, чтобы достичь некоторой полноты характеристики людей (нечестивых), мы приведем некоторые примеры без комментария к ним.

И так, хозяин пира назван щедрым человеком, держащий двери своего дома широко для друзей, все богачи должны быть такими и «три кущи полны вина». И одна из этих кущ древними стихотворцами посвящена Моисею (Мусе): «Так же сын Луны Моисей радетель Харит, не оставил свою избранницу (Сепфору): дар её истинно свят, тайну вещих словес являла она, должным образом верша служение мужу. Слава не меркнет её даже во тьме». В другом месте упоминается академия Моисея (Платона), где софисты-ученые, приверженцы закона и аскетизма кормятся из «корзинки Моисея и беспрестанно грызутся». Далее, Афиней приводит высказывания других философов, которые утверждают, что за роскошным столом должно быть три-четыре участника, или пять, но не более, «иначе не пир это будет». Это все друзья, приглашенные, внесшие свою долю в подготовке к пиру. А о других сказано – «никто тебя, «как друга, к нам на пир не приглашал» и о тех, кто питается в одиночку – «Ты ешь один? Одним уж этим мне вредишь». Гемеровские герои представлены скромными и умеренными в пище, довольствуясь малым, они не увенчиваются венками и умащенными миррой. При этом, девушки и женщины омывают гостей, полагая, что людей живущих в благородной скромности ничто не может распалять. Зенодот считает, что разделение пищи поровну на пирах (от глагола делить), означает добрый и справедливый пир. Другие философы считают, что гомеровское выражение «пир изобильный получено перестановкой букв из слов «образ жизни», и возведенное к глаголу «поделить» является надуманным. А слово «нечестие» произошло из древности, когда не хватало пищи и сильные отнимали ее у слабых. Другие считают, что от изобилия произошло нечестие. Любопытным на свадебном пире определяется «стража», которая состояла из певцов, чтобы они, рассуждая о женских добродетелях, возбуждали в ней стремление к совершенству и отвлекали ум от дурных помыслов. С другой стороны, если певец (страж) по принуждению, то как правило, ненавидит женихов.

Гомеровские герои за трапезой сидят на стульях (скамейках) и не полагалось возлегать за столом, если он (македонец) не убил без сетей, одним копьем дикого вепря. В будущем стало правилом возлежание, которое приобрело другое понимание, как и сам пир. В Евангелиях много раз Иисус представлен возлежащим за пиршествующим столом, и никогда сидящим. Любопытно, что одни художники изображают вечерю Иисуса возлежащим с учениками, другие сидящими за столом. У Аристотеля тирренцы принимают трапезу, возлежа под одним гиматией с женщиной. Некто пишет, что гомеровские герои: «никто из них не тешился с подругами, друг дружку мяли десять лет без устали. В такой войне, что хуже не придумаешь. Один лишь город взяли и ушли с дырой в заду пошире тех проломов в крепости». Другие пишут, что у Гомера спят с женщинами не только молодые, но и старики Феникс и Нестор. И нет наложницы только у Менелая, ибо весь поход был предпринят ради возвращения его законной супруги. Говоря о вине, Афиней перечисляет и характеризует десятки вин, но мы остановимся на «старое вино и цветы новых песен». Чтобы как то понять слова «новых песен», философ вводит понятие – «финикияне нашли буквы – хранилище слов, соединили повозку с кузовом» и словосочетания – «плесни фасоского, питья лесбосского», или «не дам я пить вина пепаретийского, что отмыкает вам замки страстей», стали приобретать сексуальный смысл. И далее Афиней, в лице бытописателя пиров, говорит – «время старинное пить вино с седыми висками», а это вино «библейское я похвалю из святой Финикии, оно крепкое, но похмелья не предвидится». Так же упоминаются некие вина с Библейских гор, это вина темные, долго сохраняющие свои свойства от слова «парамонион» (длительность и упорство), как намек на библейскую книгу Паралипоменон.  Другие считают, что это означает название как «смягчающий душу». Трудно согласится, что древние пили кипяченые вина, вернее всего это намек на некие напитки от которых мужчины становятся безумными, а женщины беременными. В этот каталог вин входит ячменный напиток для бедняков, которым не хватило доброго вина. Аристотель говорит, что напившийся вина падает лицом вниз, а когда бедняки упиваются ячменным напиткам, то валятся навзничь (беременеют) или засыпают. Прохожим же через рай, течет рекой вино скафийское напополам с водой, врагам же вино Пепарета.

Предисловие 2: На этом месте был сон, который я не ожидал, но было беспокойство по работе с материалом. Дело в том, что где то в сентябре я распечатал текст Афинея на листах. Читал не торопясь, делал пометки в толстый блокнот, чтобы когда понадобиться быстро найти искомый материал во многих печатных пронумерованных листах. Начал работу вчера, встал вопрос, - какой привести эпиграф? Я помнил, что где то вначале книг были стихи Пушкина на пир, стал искать по пометкам и долго не нахожу. Только потом понял, что у меня разная нумерация листов по книгам Афинея. Во время поиска, наткнулся на ряд странностей текста, хотя бы о тыквах,  «которые они (пиршествующие) ели в январе». В общем, уже вначале работы (к вечеру) у меня закралось сомнение, - а справлюсь ли я с материалом? Было поздно, уснул, проснулся ночью, сон был до того простой, ясный и как бы в тему, что я не стал делать пометки на сновидение. Подумал, запомню пару ключевых слов и утром вспомню (забыл начисто). Второй сон под утро: Я сдаю экзамен в моем отчем доме. Вокруг (на столах, полках) разные артефакты – клипсеры, миксеры, подсвечники и прочие предметы пира из книг Афинея. Нас в комнате 10-12 человек, нам раздают листы с заданием, на что-то надо ответить и решить некую задачу, и все это на тему физики и химии. В бытность (в школе) именно эти предметы мне давались тяжело, решить задачу по химии (с валентностью) для меня была просто невыполнима. Все участниками экзамена справились с заданием и сдают листы на проверку, а я не решил ни одной. Мечусь между ними, чтобы списать решение задачи у них, или хотя бы помогли. Экзаменатор следит за мной и не дает воспользоваться подсказкой. Пора сдавать и мне листок, и я второпях вклеиваю какой-то документ (резолюцию) Трампа и отдаю экзаменатору. Преподаватель показался мне знакомым, не то евреем, а с другой стороны зятем старшей дочери, который по специальности инженер химик-нефтяник. В его доме нет Библии и он как бы чистый материалист, хотя дочери дарил Евангелие. Он смотрит в мой листок (резолюцию), показывает пальцем и говорит, что здесь мне нужно было хотя бы расписаться. И рвет напополам мой экзаменационный листок с резолюцией. Я сижу к нему полубоком и чувствую, что он пристально смотрит на меня и думает, - какую поставить оценку, зачет или не зачет? В своем журнале он ставит оценку, посыпает песочком, сдувает и захлопывает журнал (свиток). Я в растерянности, не могу понять и посмотреть итог экзамена, и просыпаюсь. Дело в том, что со времен окончания педагогического института, мне часто снится, что я еще учусь, все время сдаю экзамены, и я просто устал от этой учебы (в сновидениях). Не, открывая глаз, думаю написать письмо дочери и спросить, - есть ли у её мужа (иностранца) еврейские корни и как он относится к Трампу? Когда окончательно проснулся, подумал, что спрашивать дочь о зяте будет не серьезно.      

А мы остановились на странице, где приведены такие строки: «Язык, столь долго ты молчал, как сможешь ты деянья эти изложить? Поистине, нет горше ничего необходимости, велящей выдать тайны сокровенные Господ». И опуская гастрономические тонкости винных напитков, которые с одной стороны человека губят, пьющих не в меру. А с другой стороны лечат душу, веселят и делают человека общительным: «Судьба вина не схожа с человеческой, угрюмый старец станет отвратителен, вино же чем старее, тем желаннее, - один нас мучит, а другое радует. Сладко на пире обильном нам наслаждаться беседой. Кто воду только пьет, тому слов мудрых не изречь». Так же из Библии мы узнаем, что Иисус пил и ел с мытарями (мы вам плясали и пели), а апостол советовал ученикам – «не пить только воду, но и употреблять немного вина, ибо оно полезно для жизни». Подчеркиваем, именно «жизни», а не только для здоровья тела. И прежде, чем мы поговорим о пирах у разных народов, немного остановимся на «треножниках». Афиней, выделив абзац «о треногих столах», почти ничего не сказал, как о тайне этого вида предметов пира: «кто-то из киников (аскетов) назвал стол треножником и один из гостей ученого пира, Ульпиан, говорит – сегодня я себе работу из безделья сделаю. Откуда треножник у этого бродяги? Разве что он посчитал Диогенов посох да две его ноги и назвал все это треножником, в то время как все называют поставленное перед ними столами». Далее, идут несколько цитат из древних писателей, где идет перифраз вопросов – почему четыре ножки у него, если он треножник? Говоришь загадками». И всё, далее речь идет о закусках. Прежде всего заметим, что Ульпиан, правовед из города Тира, того самого библейского города из которого был привлечен царь Хирам (он же сын вдовы из колена Вениамина) к постройке храма Соломона. В той же Книге сказано пророками, что начальствующий Тира был призван «осенять» и наставлять других, но он возгордился, впал в тщеславие и «умер смертью людей». Как «умер» (забыт и не понят) Ульпиан, после окончания пира Афинея. Некоторые историки говорят, что Афиней и Ульпиан одно лицо, и в этом есть резон, так как оба они вышли из одной академии Платона-Синедриона, которые религиозными историками расчленены на три великих собрания – до храма Соломона, в период храма и после него (мы живем в третьем периоде). Но не исторические розыски являются главными в их наследии, а в том что представляет их наследие в слове: О стульях треножниках мы уже заметили, что на нем сидели «герои войны» (убийцы людей), жизнь которых по сути бедна отношениями с другими людьми и не устойчива в полноте жизни, как не устойчивое в сидении седалище их жизни. А со столами «треножниками», которые по сути имеют четыре ножки, чуть сложнее: Философы от академии Синедриона, три ножки стола выводят из трех патриархов Библии, в главном людей семейных. Но в семейных отношениях мужчины и женщины, тоже не всегда гладко, потому в учениях появляется четвертая ножка от Иуды, как представителя закона и это-же ножка от Моисея, развившаяся в заповедях и тайнах слова – нельзя и можно. А если говорить о Диогенове посохе и две ноги, как треножнике (его смысле жизни), который живет в бочке, питается чем придется, то трудно назвать это нормальной жизнью в пресловутом слове «свобода», и тем более полнотой жизни в союзе мужского и женского, о которой говорится в Библии в лице апостола Иоанна, Филиппа, Фомы и Марии.

На этом, первом листке мы закончим, а в последующих будем много говорить о – пирах и ужинах (вечерях любви); жертвах и возлияниях; смоковницах, светильниках и многих других вещах, которые в той или иной мере отразились «тайной» в Библейском слове.


Рецензии