9. 23. Пушкин. Странности дуэли 9

Пушкин. Странности дуэли 9.  Причина дуэли 27 января и право на нее у дуэлянтов

Как это не покажется парадоксальным, но причина дуэли 27 января не так очевидна и проста, как она мнится. Реальная почва и мотивация дуэльной ситуации 24-26 января и самой дуэли 27 были иными и более серьезными, чем прописано в традиции

Разбор истории дуэльной ситуации, ее причин и права на нее у противников остается актуальным на том основании она не является столь водевильной, как ее подает часть пушкинистики, и такой глупой, какой она выглядит в пушкинской мифологии, обросшей небылицами и выдумками чистоты мундира ради.
Начало же этой мифологии положил сам А.С.

Что стало причиной дуэльной ситуации в 20-х числах января после святок 1837-го года?
Публичные ухаживания Дантеса за женой поэта и его каламбуры об их связи? За это не зовут на дуэль, не рискую себя же и опозорить. Отношения в паре Натали+Жорж были именно отношениями ПАРЫ, были именно с плюсом и были на основе взаимности — это был флирт, а многим виделось, что это настоящая любовь столь подходящих друг другу любовников. Сам А.С. отметил, что Дантес тронул женке ее сердце, не одну лишь мозоль (corps), о которой шутил Жорж, намекая на иную часть тела. Жена поэта Натали охотно принимала эти ухаживания, а на вечере 24 января в доме Вяземских они были более откровенными и ответными, окончательно взбесив мужа.
Может Пушкина оскорбило свидание женки с поручиком в казармах (Боже правый, какой позор!), которое она представила как ловушку ревнивой Идалии Полетики? Так Натали, придя с повинной в 50-х, сама призналась в том, что это было именно свидание = т. е. сознательный с ее стороны поступок встречи с любовником! И муж конечно об этом деянии женки и его (главное) мотиве знал. Пришла пора — жена влюбилась. Как же же молода и как божественно красива внешне она была — совсем недавно его Мадонна…
За такой поступок на дуэль ухажера не зовут да и в пах или грудь ему не целят. За такие отношения жены с кем-то ею же выбранным не вызывают ею полюбившегося на дуэль. Такую жену либо учат уму-разуму, либо запирают в деревне или монастыре, либо дают ей свободу. Ведь в свое время Пушкин царя в 1833-1834 на дуэль не вызвал, а только без конца пенял женке: Не кокетничай с Ним? И переживал за свое придворное звание, за его "заслугу", за весь кокюаж и за деньги царя — главного кредитора его семьи.

До этого весь 1836 год Пушкин кого-нибудь да звал к барьеру и все по поводу публичной жизни его жены и намеков на ее фаворитство при дворе Николая I и доходный кокюаж. Дом Пушкиных и до Мойки-12 был завален анонимками соответствующего содержания о блуде, гареме и рогачестве.

То есть ничего нового к январе практически не случилось. Ну не любит Пушкин свояка… бывает. Закон людской запрещает звать свояка на дуэль. Общество и самые близкие в нем к Пушкину потешались почти открыто над треугольником АСП+НН+ЖШД, но такой развязки никак не ожидали. А друзей у Пушкина было, как и полагается, мало, а рядом ни одного ... ни Нащокина, ни Соболевского, ни Пущина…
Ноябрьская 1836-го дуэльная ситуация с Дантесом, спровоцированная пасквилем от 4 ноября с Дипломом коадьютора Ордена рогоносцев и шантажом женки Дантесом и сводничеством Геккерна, себя исчерпала за две недели: 0) причина конфликта АСП-ЖШД - т.нзв. «проблема сестры жены» устранена 1) к 17 ноября Дантес стал женихом сестры Натали Екатерины и обладателем и её согласия, и спокойствия бурно растущей в ней «картофелины», 2) 23 ноября Пушкин был вызван на ковер к царю и дал слово более не бузить и к барьерам не тащить без высочайшего на то позволения 3) Итог ноября — Пушкин письменно отозвал свой вызов Дантеса на дуэль с неоднозначным по смыслу текстом … Инцидент был исперчен по Маяковскому и исчерпан по сути и истокам. Он более не имел никакого значения и роли.
Кроме одной:
с мушки пистолета Пушкин Дантеса, ставшего в декабре вне полковой очереди поручиком за «подвиги» под дулом мужа-ревнивца, не снял. Он выбрал себе стрелка и, вероятно, убийцу. Дуэль стала для него расчетливым пунктом плана выхода из сложнейшей небывалой по размерам, составу и глубине кризисной ситуации:
1)
отсутствие источников доходов, кроме кредитов и ссуд царя = эти деньги «пахли» и грозили обоснованным упреком в доходностью такого кокюажа в иерархической придворной интимности
2)
творческий кризис: поэт в нем обмер (по Белинскому), драматургом он был посредственным (Борис Годунов не пошел… и вызвал недоумение), прозаиком и историком он себя не прославил, а журналистом он был хоть и хорошим, но как редактором и издателем - никудышным … последний тираж его Современника лежал у него под диваном и не желал двигаться на прилавки книгопродавцев …
3)
в социуме он был язвой, изгоем, жертвой, нажив себе бесчисленных врагов в целых кланах сильных семей толпящихся у трона и обвинен ими использовании кокюажа как статьи безнравственного дохода = публично он был фактически опозорен и его упрекали даже в «узком кругу своих» - Вяземских-Карамзиных, членом которого был и … выбранный им в киллеры Жорж Дантес!
4)
финансы давно "пропели свои романсы" — Пушкин был фактически банкротом — сумма долгов превысила полторы сотни тысяч рублей, более половины которых были долгами чести = карточными...
5)
В жизни он стал монахом — одиноким стареющим и все еще тщеславным честолюбивым публичным человеком.

Вот именно такая ситуация кризиса и стала дуэльной. Самое тяжкое — семья не имела надежных источников дохода, а как поэт и писатель Пушкин не видел способа выйти из долговой ямы с честью и прервать свой творческий кризис также с честью: он вырос из поэтики и поэзии, его творения перестали быть фабрикой «стишистой (и доходной) торговли», он стал мыслителем, но его мысли не были публике нужны и не становились товаром. Семейная гавань, о спасительной тишине и любви в которой он мечтал, бурлила и кипела страстями, противоположными интересами и ненавистью. Сам он не раз увлекался какой-будь бабенкой и даже был бит за то женкой и оставлен без жженки.

Это была катастрофа. На всех фронтах бытия. Без просвета. Пушкин был в схизисе и психозе.

Он стоял на краю пропасти.

Выход был один — полет в Ад Запредельного. Нужен был кто-то, кто поможет это сделать - столкнуть в пропасть, скрыв крах жития и суицид.

Но Пушкин был болезненно честолюбив — и потому невольнику чести надо было сконструировать ситуацию, которая скрыла бы реалии безвыходного уже положения и убрать водевильный позорный антураж его ухода. Нужна была сцена защиты чести. И он это устроил. Сам. Он спровоцировал дуэль чести без правовых уже для нее оснований. Впрочем, этих оснований у него не было и в ноябре. И потому он был признан неправым.

Проблема семьи без кормильца его не волновала. Он знал суть отношений в паре Царь-Женка и знал, что этот покровитель и его личный Меценат в беде его семью не оставит: и долги за счет казны погасит, и женку пристроит, и будущее детей надежно обеспечит. То есть кокюаж доделает то, на что у самого Пушкина уже не было сил духа и воли.

Жизнь его была кончена.

рис. Пушкин в Петербурге. Петров-Водкин.

Поэтому его поведение в провокации дуэли 25 января, в ее подготовке 26-го и в самом поединке 27-го с прицельной стрельбой на поражение были не только не странными, а, наоборот, логичным и последовательными до конца. Летального.
Поведение двух баронов в этой ситуации не было решающим фактором. Да, была работа Конгрегации Клеветы против всей семьи Пушкина, его провоцировали и изводили, его терроризировали. Но почву для этого он создал сам и истоки дуэльной ситуации в его жизни к 1836 году он сотворил сам своими руками и словами.

Нам остается лишь обратить внимание на некоторые аспекты дуэли и ее правовой стороны.


Рецензии