Социософия, 11

31. Петр Первый и Ленин: две матрицы истории
32. Идеология владения. Единица
33. Кризис четверки

ПЕТР ПЕРВЫЙ И ЛЕНИН: ДВЕ МАТРИЦЫ ИСТОРИИ

Есть люди, которые закладывают основание движения общества вперед на века. Они матрицы истории. Такими лидерами были у нас Петр Первый, а позже Владимир Ленин. Петр заложил матрицу пятерки (конец XVII-начало XVIII века). Он жил в царстве, четверке, и страстно желал для России современности - пятерки. Перед ним был пример стран Западной Европы, которым он старался подражать. Он переименовал царство в империю, а царя стали называть императором. Весь строй жизни в России изменился, страна прокладывала рельсы идеологии преуспеяния, которую россияне воспринимали как близкую им и полезную для отечества. Новая идеология заряжала патриотизмом, так как величие России начали связывать с ее процветанием. В этой матрице Россия жила без малого двести лет.

Другую матрицу заложил Владимир Ленин в 1917 году. Сквозь плотную завесу новой политической идеологии, которая проникла во все сферы жизни в России, можно видеть матрицу нового царства, новой четверки, в которой произошли перемены. Подобно генным инженерам большевики убрали в ней единицу (Бога, религию, церковь), явив миру новый облик российской четверки.

Матрица истории определяет образ мыслей людей, то, какими категориями они мыслят - верят ли они в преуспеяние, стремятся ли к нему или им ближе категория достатка, а, может быть, для них органична ситуация, когда в их мире правит сила.

О четверке без единицы уже немало сказано. Повторим, что она определяет облик современного российского общества. Несмотря на то, что на церкви сегодня нет никаких запретов, это не влияет на облик общества. Влияния единицы в нем не ощущается, зато все мы ощущаем влияние тройки, например (армии (той же идеологии силы)). В матрице Ленина идеология силы занимает важное место. Он сместил Временное правительство силой, затем использовал силу для утверждения своей власти на всей территории бывшей империи (была гражданская война). Идеология силы была важным элементом его матрицы, поскольку речь шла о диктатуре пролетариата (что предполагает применение силы, насилие). Сталин опирался на тройку, на террор (революционный террор в Российской Империи перешел в красный, государственный террор в Советской России и СССР). Путин для воодушевления людей использует армию. Мы видим отсылки на ее победы, опору на ее славу. Все это признаки матрицы Ленина, в которой мы продолжаем жить.

Советский Союз стал достоянием истории, но не матрица Ленина, по которой сегодня выстраивается жизнь.

Если в эпоху Петра центр тяжести, внимание общества переносится с единицы, религии, на другие цели, то в эпоху Ленина и вовсе отказываются от религии и духовных задач, общество переходит на орбиту иных представлений о реальности и путях ее развития. Религия, духовное исключаются из жизни, остается только душевное. Душевное в СССР достигает своего апогея и на выходе дает всеобщий энтузиазм, ставя задачи преобразования мира - целина, БАМ. Эти признаки душевности переняло современное российское общество, которое не спешит возвращаться на орбиту единицы.


ИДЕОЛОГИЯ ВЛАДЕНИЯ. ЕДИНИЦА

Идеология единицы (первого качественного этапа истории, который связан с Адамом, первым человеком, в также Вторым Адамом - Иисусом Христом, который должен стать новым основанием мира) - есть идеология владения.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», - говорится в Книге Бытия, первой книге Пятикнижия, Ветхого Завета.

Еще из Нового Завета мы знаем, что «народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

Иисус называл себя Сыном Божиим, царем Иудейским и мессией, в чем тоже выражена идея владения.

Следует ли сводить единицу только ко временам Адама? И почему мы ее вообще рассматриваем как цикл, когда она, вероятно, относится к временам доисторическим, связана с ранними этапами священной истории, которую сегодня многие вообще склонны рассматривать как миф?

Священная история все-таки является сакральным пространством (человечества). К тому же единицу мы также связываем с Иисусом Христом, которого называют Вторым Адамом, и историческую реальность которого сегодня никто не отрицает.

Идеология владения является базисом современного культурного и цивилизационного типа. Хотя это не всегда явно. Люди часто забывают об единице, об основах и склонны видеть свои начала в четверке, в которой им комфортно психологически. Четверка возникла в III тыс. до н.э. в результате перехода к оседлому образу жизни, к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве.

Но городская стена, которую воздвигли люди, стала щитом, защищающим не только от агрессивной природы и враждебных племен, но часто и от здравого смысла, основанного на единице. Защищенные городской стеной люди стали строить новый мир, который приобретал уродливые формы.

Иисус вступил в борьбу с духом этого мира. Он хотел восстановить единицу (живую связь с Богом), напомнить людям об их основе, вывести из лабиринта заблуждений, где они потерялись. Для этого у Иисуса была религиозная традиция, которую он не нарушал. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить», - говорит Иисус в нагорной проповеди. Но это не помогло, потому что за городскими стенами люди отошли от традиции и приняли другие законы, несмотря на внешнюю религиозность. Недостатки, яд нового образа жизни, оседлости в виде бенефитов такого образа жизни, первый из которых - обеспеченность, проник в них, в их душу, психику, изменил их модели поведения, реакции, мышление, повлиял на их способность любить, увы, в худшую сторону. Можно сказать, что за городскими стенами цивилизация обрела новое направление, и оно, увы, не лучшее. К цивилизации, к жизни людей примешалась ложь. Видимо, это была ложь обеспеченной жизни, иллюзия реализованности, иллюзия того, что цели достигнуты, но это были цели выживания. За городскими стенами для человека стоит новая задача - переориентироваться с целей выживания на цели произрастания. До сих пор этой перестройки не произошло.


КРИЗИС ЧЕТВЕРКИ

Четверка очень древняя, она насчитывает более пяти тысяч лет. Одним из выходов из нее является пятерка. Люди в Западной Европе не стали дожидаться, пока все ресурсы четверки, все ее возможности, потенциал будут исчерпаны и начали движение к пятерке, обществу свободной конкуренции, предпринимательства, свобод и прав, дерзаний, новшеств. На этом пути не все так гладко, но это уже не тема четверки. По уровню организации пятерка выше четверки, где в организации общества важную роль играют элементы патриархальности, как-то командный метод управления.

Пространство четверки привлекает к себе интерес людей, она комфортна, люди склонны считать ее своим психологическим домом.

Проявлением кризиса четверки был режим Гитлера в Германии. Когда в саду «Европа» началось цветение пятерки, Германия вернулась на стези четверки, она искала смыслов в четверке, там возникла политическая идеология, которая стала каркасом новой немецкой четверки, и началась экспансия четверки.

Другим проявлением кризиса четверки стала марксистская идеология и, в частности, те плоды, которые она дала в России и других странах в виде коммунистических государств и их идеологий. Здесь искания в области четверки привели к тому, что из нее исключили единицу (в таком виде четверку еще не видели), и объявили это новым типом общества, самым передовым, самым справедливым.

Искания в области четверки еще возможны - это могут быть и разные формы крайнего национализма, которые могут овладеть массами, и другие политические идеологии.

Четверка - это царство, формация, которая во многих случаях может бороться за выживание до конца. Одно из ее качеств - стабильность. Четверка в геометрии - квадрат - символ стабильности. Пока четверка не убедится, что все формы ее существования испробованы и держаться в этом формате больше не за что, ее попытки сохранить себя могут продолжаться.

Потому что некоторые люди считают четверку своей родиной (психологическим домом), и патриотизм для них есть даже не национальный патриотизм, а патриотизм качественного этапа истории - четвертого. Даже нации внутри одной четверки могут сменяться, антропологический тип радикально меняется (такую перемену заметил философ Бердяев после 1917 года в России), а четверка остается. Так, в одних стенах могут жить разные поколения, которые совсем не похожи друг на друга, как будто они от разных предков.


Рецензии