Несбыточный мой друг. Продолжение

Когда я училась в институте, билеты в театр, кроме театральных касс, распространяли специальные театральные кассиры. Они продавали билеты на популярные спектакли с «нагрузкой». В качестве нагрузки были билеты на спектакли, не пользующиеся спросом. Так мне удалось посмотреть многие балеты. Иногда «нагрузка» была очень даже неплохой. Правда, места, как правило, оказывались на галерке.

Так на галерке я просмотрела балет А. Хачатуряна «Спартак». Простояла весь спектакль, присаживаясь только в антрактах, так хотелось видеть все, что происходит на сцене. Это был потрясающий балет. Все-таки, его надо смотреть, не думая о чьих-то мешающих головах.

И вот однажды мне повезло сидеть во 2-м ряду в партере. Мне достали билет на балет « Дон Кихот» Л. Минкуса. Но его заменили на «Жизель» А. Адана. Этот балет я уже смотрела раньше. Жизель - чистое невинное создание, ее танец в конце первого акта - крик обманутой души. А потом она - белое невесомое перышко, как у Пушкина: « …летит, как пух от уст Эола».

И вот снова «Жизель». Но в этот раз Жизель танцевала юная балерина, на ее лице читалась одна мысль: не забыть. Она была собранной и сосредоточенной. Тут прыжок, теперь поворот, посмотреть вверх, поддержка, не упасть. Я не могла оторвать от неё глаз, я сопереживала и боялась за неё, вдруг забудет исполнить какой-нибудь элемент, вдруг упадёт.

Это было похоже на соревнования по фигурному катанию, когда болеешь за спортсмена. Но там спорт, хотя иногда фигурное катание становится искусством. Вспомнилась Людмила Пахомова.

Техника исполнительницы роли Жизели была на высоте. Она только совершенно забыла о том, что ее героиня умирает, умирает от любви. Любви не было, партнёр нужен был ей для поддержки. Музыку мне мешал слушать стук пуантов о пол. Волшебство пропало. Опять вспомнился Пушкин: «…душой исполненный полёт». Полёт был, а вот души не было.
С тех пор не покупаю билеты близко к сцене.

В 90-е годы я редко ходила в театр из-за нехватки времени и денег. И вот после большого перерыва я снова в Мариинке. «Баядерка» Л. Минкуса с Викторией Терешкиной в роли Никии.
Стройная, невесомая, каждое ее движение грациозно и исполнено смысла. Замечательно танцевала она и в балете «Легенда о любви» А. Меликова, и в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, и в «Медном всаднике» Глиэра.

Когда подросла моя внучка, мне очень захотелось познакомить ее с балетом. Я долго подбирала. Подруги посоветовали балет «Дон Кихот» Минкуса. Накануне внучка все волновалась: вдруг ей будет плохо видно! (У неё был печальный опыт просмотра «Щелкунчика» со 2-го яруса, да ещё и сбоку.) Но у нас были хорошие места, сейчас можно выбрать. Да, это дорого, но иногда можно себе позволить, особенно если идёшь с ребёнком. До сих пор она вспоминает этот наш поход в театр: прогулку по весеннему городу, по Крюкову каналу, садику возле Никольской церкви, театр и балет, где ей все было видно и слышно.

А потом мы с ней ходили в Михайловский театр. В балете «Тщетная предосторожность» нам посчастливилось увидеть «танец в сабо», исполненный с таким азартом, весельем и мастерством Николаем Цискаридзе. Вспоминаю и улыбаюсь.

Для меня в балете важно все: и танец, и декорации, и костюмы, и оркестр.

Несколько лет назад я смотрела балет «Щелкунчик» П. Чайковского со Светланой Захаровой в роли Маши. Спектакль шел в Кремлёвском Дворце с’ездов. Все было замечательно, кроме, пожалуй, отсутствия «живой» музыки. Почему-то мне не хватало оркестра, дирижера, взмаха его палочки.

Я люблю классический балет. Современный балет пыталась смотреть по интернету, но либо мне попадались не лучшие образцы, либо мое понимание прекрасного не совпадает с современными тенденциями развития балетного искусства.

Основы современного балета были заложены еще в прошлом веке Джорджем Баланчиным, американским хореографом русско-грузинского происхождения (Георгием Мелитоновичем Баланчивадзе 1904-1983). Он закончил Вагановское училище. В 1924 году будучи на гастролях в Германии, остался там. Получив предложение С. Дягилева, стал хореографом, а позже балетмейстером «Русского балета». После смерти Дягилева труппа стала распадаться. В 1933 году Баланчин переехал в США. Там он открыл балетную школу, а потом основал труппу «Американский балет», просуществовавшую до 1940-х годов. В 1948 году он руководит труппой «Балетное общество», которое затем становится Нью-Йоркским городским балетом. В 1950-60-х годах Баланчин поставил несколько балетов, в том числе и «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Не чужда ему была и классика. В конце 1970-х Джордж Баланчин тяжело заболел, вылечить его не удалось.

В современном балете хореографы, пытаясь вырваться за рамки классического балета, смело экспериментируют со всеми его составляющими. Иногда сводят до минимума сюжет, иногда вовсе от него отказываются. Кстати, Баланчин как раз это пропагандировал, призывая убрать из балета «ненужные»  детали, избавиться от декораций, упростить костюмы, чтобы зритель сконцентрировал своё внимание на самом танце.

Все это я и увидела в современном балете Уильяма Форсайта. Костюмы упрощены до трико у мужчин и женщин. Я бы не сказала, что это украшает. Декорации или вообще отсутствуют, или являют собой нечто странное. Какой-то кубизм, абстракционизм.
Хореографы изощряются в изобретении самых невероятных поз и движений. Порой танцы напоминают движения роботов или марионеток, которых дергают за ниточки. Важной составляющей классического балета была ещё и пантомима. А тут я не увидела чувств, только иногда эмоции, а чаще неподвижные маски.

Хореограф Королевского балета Великобритании У. Макгрегор является доктором наук и к балету он подходит с научной точки зрения, экспериментируя с возможностями человеческого тела и применяя компьютерные технологии. Очень интересный человек, обладатель всевозможных наград, профессор хореографии, имеет почетную степень доктора наук Плимутского университета и почетную степень доктора литературы Университета Лидса. В 2018 году возглавил список самых влиятельных людей Лондона. Его студия работает в области танца, кино, театра, оперы, моды, технологий, тв, образовательных программ и научных исследований. А ещё осуществляет постановки во всех  самых крупных театрах мира, в том числе и в Большом и в Мариинском театрах. Самые известные его балеты: Qualia, Engram, Chroma, Инфра, Порог, Учения по боевой стрельбе. Вот такой балет, такой прорыв. В 2014 году он поставил свой балет Инфра на сцене Мариинского театра. И ещё один момент: этому человеку 51 год, а сколько же он успел! Кстати, в той постановке Инфры участвовала и Терешкина. Я посмотрела этот балет по интернету, и он мне понравился. Роботов там не было, а были обычные люди, их эмоции и чувства, мимика присутствовала и движения были красивыми.

А мне бы, все равно, хотелось видеть на сцене красивые сказки. Конечно, я рассуждаю, как дилетант, как зритель. Но ведь искусство балета и живет для зрителей. Вкусы у людей меняются. Когда-то импрессионистов тоже не понимали.

Главное, чтобы искусство рождало в душе чувство соприкосновения с прекрасным.

Однажды я, немного сомневаясь, все же купила билеты на балет «Анна Каренина» Р. Щедрина, в котором танцевала Виктория Терешкина.
Моя родственница, которую я пригласила, весьма скептически отнеслась к этому балету. Ей был более привычен классический сюжет балета. Слегка улыбаясь, она даже спросила:
- А паровоз там тоже будет?

И вот мы в зале нового корпуса Мариинки. Недалеко от нас мужчина с женщиной (им около 40 лет). Мужчина сидит с хмурым лицом. Обращается к спутнице:
- Слушай, давай, я подожду тебя в буфете? А то вдруг засну тут.
- Посиди, пожалуйста, тихо. В буфет пойдём в антракте, - метнула она на него сердитый взгляд, - ты же мне обещал.
Видимо, это были муж с женой.
Муж поджал губы и тяжело вздохнул. Мы с родственницей переглянулись. Ну вот, будет теперь (не дай Бог!) храпеть, мешать и настроение портить. Зачем она его взяла? Он, по-моему, ещё и «под мухой». Сидящая рядом элегантно одетая дама посмотрела раздраженно в сторону мужчины, закатила глаза, но ничего не сказала.

Начался балет. Он завладел вниманием настолько, что я забыла о мужчине, о родственнице, обо всем, что осталось за стенами театра.
Опустился занавес, артисты вышли на поклон. И тут мы услышали мужчину. Он вскочил с места, аплодировал, громко кричал «браво» и переводил восторженный взгляд со сцены на жену и обратно. Элегантная дама улыбаясь смотрела на него. Другие соседи тоже улыбались.
- Класс! - говорил он жене, когда они выходили в антракте из зала, - это надо же так танцевать, можно и роман не читать, все понятно без слов! А я думал, спать буду.
А моя родственница в конце спектакля даже смахнула слезу.

«Несбыточный мой друг» был несбыточным для меня. А вот для Виктории Терешкиной он стал сбывшейся мечтой. Она родилась в далеком Красноярске, но приехала в наш город, поступила в Вагановское училище, блестяще его закончила и вскоре уже стала примой-балериной Мариинского театра. Балеты с ее участием доставляют истинное удовольствие.

Последний спектакль с ее участием я смотрела в декабре прошлого года. Он и сподвиг меня на написание этого репортажа. Это был «Дон Кихот» Минкуса. Замечательная постановка, где музыка, танец,  костюмы, декорации и даже живые лошадь и ослик составляют единое прекрасное целое. В первый раз была свидетельницей и участницей аплодисментов… декорациям.

2 действие начинается:

Занавес поднят: на сцене нарядный
Ярко-оранжевый сказочный лес,
Замерли феи, амуры, наяды.
Зрительный зал в ожидании чудес.

Звуки оркестра, заполнив пространство,
Ярусы, ложи, партер и раек,
Души уносят в волшебное царство.
Суетный мир так отсюда далёк!

Музыка с танцем слились воедино,
Пачки, пуанты, прожектора свет,
Скуки, унынья растоплены льдины,
В душу на цыпочках входит балет!

Как хорошо, что несбыточный мой друг - классический балет ещё существует и доставляет столько радостей своим поклонникам.


Рецензии
"И вот после большого перерыва я снова в Мариинке." - остаётся только по доброму
позавидовать Вам, Людмила! А внученьке Вашей несказанно повезло с такой бабушкой.
Снова узнала много нового о балете, за что СПАСИБО! Об "Анне Карениной" особенно мне запомнилось.

С большим уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   22.04.2022 12:46     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Галина! Не всегда, конечно, удаётся попасть. Билет - треть моей пенсии, а хороший половина. Но я ещё работаю, поэтому позволяю себе. На драматические спектакли уже не хожу. Или тоска, или юмор ниже пояса, или новое прочтение классики, когда и старое не знают. Несколько раз сходила и поставила точку. Последний раз в БДТ на уже старенькую Фрейндлих. А я помню ее блистательную игру в театре Ленсовета. Стареем.

Людмила Петрова 3   22.04.2022 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.