Смехотворство убивает

  «Смеяться, право, не грешно, над тем, что кажется смешно». Эта всем знакомая фраза  недавно привела меня к размышлению. Оказывается, есть юмор, а есть  --  смехотворство, и оно, это второе, - крайне не безобидно.
  Стихотворение было написано Николаем Михайловичем Карамзиным  (1706-1826)  как дружелюбное «Послание Плещееву», -  о добром смехе, никому не причиняющем вреда и даже продлевающем жизнь. Только многие люди, живущие позднее, используют первую фразу, ставшую  весьма популярной, по своему усмотрению.
   Все, наверное, читали книгу  Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Лично мне она очень нравится. Эти рассказы из детства очень увлекательны, легко читаются и запоминаются. Они учат уму-разуму не только детей, но и взрослых. Я люблю читать их своим детям. Они всегда с удовольствием слушают, а после прочтения мы беседуем. Для них каждое очередное чтение – это как спектакль или пьеса, потому что я использую художественное чтение.
  Недавно прочитала им рассказ «Чики-брык». Коротко напомню его содержание. Семья Дениса Кораблёва едет за город, прихватив с собой Денискиного друга-одноклассника Мишку Слонова. В поезде Денискин папа стал показывать фокусы и, вошедши в роль, подшутил над простоватым Мишкой. Мальчик стоял возле открытого окна в шляпке их мамы и взрослый дядя, вошедший в раж, очень ловко разыграл мальчика. Он сорвал с него шляпу, быстро спрятал за спину и сделал на публику вид, что не при чём. Миша очень расстроился и пошёл просить прощение у Денискиной мамы.
  Мама, развеселившись, вместо того, чтобы пожалеть первоклассника, решила подыграть мужу и стала отчитывать ребёнка. Но папа вновь вышел «на сцену», Он снова произнёс  своё «чики-брык», и шляпа вернулась на голову мальчика, как будто никуда не улетала. Обрадованный Миша до такой степени уверовал в силу фокуса, что захотел увидеть повторение трюка. Он схватил эту чужую шляпу и выбросил за окно идущего поезда. Её хозяйка, вдруг навсегда лишившись свей любимой вещи, была в шоке. Разве могла она представить себе такое?
  А ведь бедная женщина сама была виновата. Ей бы вовремя остановить  разыгравшегося не на шутку мужа. Лучшее, что она могла сделать, чтобы успокоить расстроенного ребёнка, так это сказать ему: «Миша, успокойся, дядя пошутил, шляпа у него». Или хоть глазами или жестами она могла бы показать, намекнуть, что беды нет. Ей было смешно. Да и Дениска, и другие зрители охотно веселились. Никто не остановил смехотворство.
  Это очень наглядный пример, как нельзя делать. Смехотворство творит зло. Вторая часть в этом слове не означает, не подразумевает «творить по подобию Творца». Несомненно, положительные эмоции нужны людям. Юмор необходим в жизни людей, но надо так применять его, чтобы не было надсмехательства над другими людьми, что сродни издевательству, унижению чужого достоинства. Разве Богу нравится жестокое обращение к людям? Ведь Он любит каждого и дал завет: «Люби ближнего, как самого себя».
  Святой Иоанн Златоуст так сказал об этом: «Не смех зло, но зло то, что бывает без меры, когда он неуместен». И ещё одно его высказывание : «Не наше дело постоянно смеяться, забавляться и жить весело. Это дело… людей, …которые обрекли себя дьяволу. Это он ... изобрёл такое искусство, чтобы… ослабить силы духа. На то и построил он в городах театры и, обучая смехотворцев, этою язвою поражает целый город»».
  Иоанн Златоуст жил в 4-м веке. Но посмотрим на наше общество, как на себя со стороны. Немалая часть людей по всему миру, после работы садится к телевизору и включает развлекательные программы, всякого рода шоу, «смехопанорамы», которые не дают ничего полезного для ума и сердца. 
  Люди от скуки  всячески жестоко подшучивают дома и над своими родными, друзьями и подругами, пугают их, убивая их нервные клетки, и выкладывают эти ролики в интернет как шедевры, как произведения искусства, в поисках славы и одобрения. А что творится в День Дурака – 1-го апреля! Люди «дурят» друг друга, изобретая всё новые и новые каверзные шутки, не гнушаясь ни чем, не чураясь имитировать свою смерть и своих близких, друзей. От подобных шуток нередко случаются болезни и бывают даже летальные исходы. В Библии сказано: «Не искушай Господа Бога своего понапрасну».
  Если смолоду человек привыкает балагурить, шутить, он становится несерьёзным, лёгко поднимая на смех людей, не замечая, что вредит своим ближним. Да и самому весельчаку это не идёт на пользу. Святой Феофан Затворник сказал: «…болтливость, смехотворство, празднословие, шутки… Они налагают молчание на внутреннее слово духа – молитву».
   Бог создал человека для общения с Собой, поэтому Он создал и условия для его развития – вплоть до распятия Иисуса Христа. Доверившись личному Спасителю, человек через Него может общаться посредством молитвы с Богом. Но смехотворство разрушительно действует на душу, лишает возможности соединению твари с Творцом. Душа человека, задуманная Им как храм, захламлена всякими ненужностями и наполнена пренебрежением, презрением и даже злобой к людям. Такими людьми двигает потребность гордо возвышаться над другими. Они ищут сцену для получения своей славы. Они не способны полюбить  Бога – своего Отца Небесного и обречены на  вечное пребывание в аду.
   Многие не считают празднословие грехом, но Христос конкретно сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Евангелие от Матфея, 12:36). Сам Он никогда не смеялся над людьми. Он их любил и жалел, и старался как можно больше им сказать правды, предостеречь о приближающейся беде. Если Его не слушали –  Он плакал, молился Отцу. В Библии апостол Павел, говоря о смехотворстве, желает, чтобы наша речь была наполнена смыслом, шутки тоже были бы чисты и не имели бы целью причинить собеседнику боль или вызвать у него раздражение.
  Конец 20-го – начало 21-го веков… Развал Советского Союза и другие причины пошатнули устои морали в стране. Много развелось лентяев, бездельников, всегда ищущих развлечений. Силы зла атаковали людские души, предлагая им ядовитые «конфетки» с яркими этикетками. Многим захотелось жить весело, беззаботно по примеру западных стран.
   А ещё потребность в юморе возрастала от неустроенности быта, проблем с работой и т.д.  Хотелось среди серой скучной жизни чего-то яркого, острого, какой-то встряски, повышения адреналина. Поэтому в любой толпе были и есть люди-шуты, шутники, острые на язык. Они своими шутками пользуются очень умело, всегда находят своих жертв, подцепляя их «под девятое ребро» и доводят окружающих до смеха. Человек от обиды и злости бледнеет и синеет, а бригада хохочет. Ой, весело! И так бывает повсеместно, где находятся подобные мастера-острословы.
  Но ведь всем известно, что словом можно убить. И убиваем морально, убиваем сами всё своё общество, самих себя, как его членов. Убиваем, потому что мало в ком живёт любовь Бога.


Рецензии
Прочитал и как бы сама собой возникла фраза: " все хорошо в меру".

Павел Белик   24.02.2023 22:16     Заявить о нарушении
Да, как-то так. Бог нас учит всегда радоваться жизни, радость сдержанная. постоянная, без страстей. Она приносит человеку умиротворение.

Мила Садко   26.02.2023 17:36   Заявить о нарушении
Обратите внимание на год рождения Карамзина - 1766, у Вас 1706.

Левченков   06.12.2023 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.