Фильм-катастрофа

       Есть такой жанр в масскульте, массовом искусстве, точнее, - в массовом кинематографе. Наиболее изощряется в этом жанре Голливуд, но и советские кинематографисты полностью никогда не отвергали понятия жанра, и в жанре фильма-кптастрофы тоже работали, не то, чтобы пахали, только и делая, не покладая рук, что снимали именно катастрофы, но всё-таки их снимали.

     Советские кинематографисты снимали,в основном, техногенные катастрофы, то есть рукотворные, связанные с буйством того, что сотворили шаловливые ручонки. Почему только техногенные катастрофы снимали? Да потому что вокруг природы становилось всё меньше, а технических устройста и сооружений, - всё больше, и потому ещё, что не было нам преград, ни на море, ни на суше, а природная стихия - это такая преграда, которая из всех преград, - самая непреодолимая преграда.

     Американцы и некоторые богатые европейцы, ничего не стыдясь и ни перед чем не останавливаясь, снимали катастрофы природных стихий, -землетрясеий, резкого охлаждения или повышения температуры поверхности Земли, смерчей, тайфунов, цунами и зубастых челюстей гигантских акул-переростков. Или вы мне скажете, что зубы акулы, - это не природная стихия? А по мне и стихия, и природная, хотя сами эти акулы, - техногенные. Изготовлены шаловливыми ручонками мастеров Голливуда.

     А тем временем у нас в стране снимали "Поезд вне расписания", "Тридцать четвёртый скорый", а "Остановился поезд", - вообще не фильм-катастрофа, хотя и про катастрофу, а фильм процессный, как говорят на Западе, то есть фильм-расследование, а никакая не катастрофа. Наш кинематограф тем и отличался всегда, что мы не столько смаковали силы стихий и  их последствия, сколько копались в человеческих характерах!

     Когда у наших, отечественных кинематографистов стали появляться какие-то возможности, был снят "Экипаж", ещё советский фильм, в котором на самолёте, как на советском техническом устройстве, лётчики преодолевали опасную угрозу от природной стихии. Лавина сошла с гор, что-то загорелось, взлетная полоса растрескались, резко сократив свою длину, так что не взлететь, Когда взлетели, - оказалось, что могут не долететь, - самолёт поврежден и его чинить нужно, прямо в воздухе. И все-равно в советском, да и в современном"Экипаже" всё-таки больше техногенного, изготовленного шаловливыми ручонками, чем природно-стихйиного. Советского кинематографа традиции, - бессмертны! И это хорошо!

     К тому же наши, отечественные, фильмы-катастрофы ещё больше, чем голливудская кинопродукция, показывают, что фильм-катастрофа есть последователь, наследник, средневекового ужастика, - гиньоля, о котором Зиновий Гердт говорил: "Боже, какой наворот!". Чем больше наверчено всяких там страшилок, истязаний, мучений, ужасов, нещадных поворотов судьбы, тем больше слёз гиньоль вызывает. А чем больше слёз вызывает гиньоль, тем легче,без существенных трудозатрат и слишком глубокого самокопания, тщательного копания в чужих человеческих характерах, можно вызвать кАтарсис. Таким словом,древних ещё греков,обзывается очищение души человеческой от всего наносного, грязного и тёмного.

     Уже современный отечественный фильм-катастрофа, про наводнение в метро, но с Белым, Дужниковым, Пускепалисом и Ходченковой, кАтарсиса может быть не вызывает, но показывает, что у отечественного кинематографа появились средства снимать не только техногенные, но и природно-стизицные, связанные, например, с грунтовыми водами, катастрофы! И нужно было бы закреплять успех, чтобы обогнать Голливуд в области съёмок фильмов-катастроф, но находятся, среди наших людей, нытики, которые говорят, что главная катастрофа происходит не в природе, и не связана с одними только техническими устройствами и сооружениями!

     "Главная катастрофа, - говорят нытики, - происходит в душах человеческих!". А катастрофы в человеческой психике - это не по части фильмов-катастроф. Катастрофами в человеческой психике занимаются такие жанры кинематографа, как драма, комедия и, что главнее всего, - трагедия. Сейчас сами съёмки фильмов этих жанров превращаются в техногенную катастрофу, и чтобы не получались, в массовом искусстве, совсем уж провалы с описанием психических катастроф, придуманы новые жанры,  - драмеди и трагикомедия.

     Драмеди, или драматическая комедия, по мнению знатоков, впитала в себя и опыт съёмок фильмов-катастроф, в которых мягкий, но очевидный юмор, удачно сочетался с описанием человеческих драм и трагедий, вызванных или техногенными, или природно-стихийными катастрофами. И так как в искусстве кинематографа всё взаимосвязано, то будущие мастера фильмов-катастроф могут стажироваться на съёмках драмеди, а будущие постановщики и продюсеры  драмеди могут начинать со съёмок фильмов- катастроф.

     А что можем мы? А мы только и можем, и тем и другим, - и мастерам фильмов-катастроф, и постановщикам драмеди, что пожелать успеха. Больше мы уже ничего не можем!


Рецензии