Эмоциональный интеллект. Практика

Недавно я задумалась об эффективности своего рабочего планирования и нашла в Интернете  свежую статью  Джастина Барисо,  предназначенную для  эмоционально умных или эмоционально интеллектуальных людей , к которым я себя определенно не отношу. Эмоциональность – да, присуща. Ум – да, в какой-то степени. Но вот в таком сочетании …

Общепринятый  термин для такого сочетания - эмоциональный интеллект. ЭИ - это умение человека заставить эмоции работать на себя, а не против себя во всех областях жизни.  У Джастина Барисо  много книг, в которых он пишет об  ЭИ  и   дает практические методы,  которые помогают избегать конфликтов, развить понимание других людей,  более продуктивно работать. Передо мной стояла определенная задача, которой короткая и ясная статья Барисо вполне соответствовала.
 
Здесь ссылка на указанную статью Барисо на английском.
 

Возможно, вы тоже найдёте для себя интересное и полезное в этой статье. Привожу  мой авторский перевод статьи, которая привлекла  меня своей краткостью, конкретностью и  оказалась весьма полезной для тех моих друзей, кому проще читать на русском языке.

Автор: Джастин Барисо

Эмоциональные интеллектуалы принимают эти 10 простых правил. Применяйте эти правила на практике и заставляйте эмоции работать на вас, а не против вас.

 «Как я могу улучшить свой эмоциональный интеллект?»

Мне часто задают этот вопрос.  Для ответа на этот вопрос  я использовал колонку в Сети EQ Applied @ JustinJBariso, чтобы ответить  на него чисто практически, дав простые правила.  Они  легко запоминаются.   И вы  сможете сразу применять  их на практике.

Вот 10 правил эмоционального интеллекта, которые помогут вам заставить эмоции работать на вас, а не против вас.
 
1. Правило 25/5

Согласно  легенде, личный пилот миллиардера Уоррена Баффета однажды обсуждал карьерные приоритеты со своим боссом.  Баффет посоветовал своему пилоту сначала составить список из 25 его главных целей в карьере, а затем выделить пять наиглавнейших. Затем, чтобы оставаться сосредоточенным на достижении целей с первой по пятую, пилот по совету Баффета  должен держаться подальше от других целей.

Идея правила 25/5 заключается в том, что мы часто отвлекаемся на интересные вещи, которые мешают нам добиться прогресса в более важных вещах. Правда, Баффет  заявил, что этой истории никогда не было, но принцип остается:  успех придёт тогда, когда вы  научитесь говорить «нет», чтобы  сказать «да» только самым важным вещам.

2. Правило «обратного письма»

Писать в обратном порядке просто: вы должны изменить свою роль как автора  (электронного письма, отчета, целевой страницы и т. д.) на роль получателя (вашей аудитории). Это полезно, потому что удерживает вас от того чтобы:

    писать с чрезмерно эмоциональной точки зрения,
    писать слишком много, или
    писать вещи, которые не помогут вашему делу и которые не волнуют получателя.

Писать наоборот - это полезно, потому что помогает развить  сочувствие.

3. Золотой вопрос

На самом деле золотой вопрос - это пять вопросов в одном. Когда вам нужно принять решение, но вы чувствуете, что эмоции берут верх, спросите себя:

Как я буду к этому относиться  через:
    день?
    неделю?
    месяц?
    год?
    пять лет?

Этот вопрос чрезвычайно полезен, потому что, заставляя себя «видеть будущее», вы «встряхиваете» свой мозг и меняете то, как он обрабатывает эмоции.

4. Правило пяти минут

Когда-нибудь бывало с Вами такое: перед вами стоит огромная задача, и вместо того, чтобы работать над ней, вы все утро сидите и смотрите видео на YouTube?  Да, я тоже.

Есть причина, по которой мы это делаем: мозг настолько перегружен мыслью о выполнении этой задачи, что заставляет вас избегать ее любой ценой.

В подобных случаях вы можете использовать правило пяти минут: договоритесь с собой, чтобы поработать над задачей всего пять минут. Это работает, потому что заставляет  мозг «обманом» рассматривать вашу большую задачу как маленькую. Конечно, обычно вы работаете дольше пяти минут. Более подробно  важнейшая тема откладывания первоочередной задачи на потом рассмотрена ниже (см. правило 7).

5. Правило отсева

Если вы похожи на меня, то вы считаете работу своим приоритетом. Но как уравновесить этот приоритет с еще более важными приоритетами, такими как ваша семья или ваше психическое и физическое здоровье?

Вы можете сделать это, научившись «уходить с работы»: установите рабочее время на каждый день, а когда наступит конец рабочего дня, уходите с работы, даже если Вы работаете дома. Относитесь к этому как к важной встрече, которую нельзя пропустить.

Работодатели, сотрудники, и творческие личности применяющие правило отсчета времени, находят правильный  жизненный баланс.

6. Правило написания

У вас  был вопрос к коллеге, но когда вы его задаете, он не может на него ответить? Пытаясь объяснить задачу, вы понимаете, что сами не до конца продумали эту идею.

Пережив это достаточно много раз, я начал следовать правилу написания:  Если вы хотите прояснить свое мышление, вспомнить что-то важное или четко сообщить что-то, запишите это.

Правило написания дает много преимуществ: оно проясняет ваше мышление, улучшает память и понимание, а также помогает лучше общаться.

7. Правило пяти шагов против прокрастинации.

Если правила номер четыре, оно же правило пяти минут, оказалось недостаточно для выполнения вашей задачи, попробуйте  мой  метод борьбы с прокрастинацией.

  Прокрастинация — это склонность человека откладывать важные дела «на потом», заменять их на неважные, чтобы потянуть  время. Остановимся подробнее на  методах, которые  я использовал, чтобы избавиться от давней привычки откладывать дела. Откладывал  дела  не потому, что мне не хотелось над этим работать, а потому, что я был так занят, что отдавал приоритет срочному, а не важному.
 
Раньше я был мастером прокрастинации.  Я очень занят, говорил я себе. А поскольку у меня так много дел, я отталкиваюсь от этого важного, чтобы сосредоточиться на срочном (также важном).

Я хорошо знал  эффект «закона Паркинсона» (Прим. пер. Из книги Законы Паркинсона. Автор Сирил Паркинсон):  «работа расширяется, чтобы заполнить имеющееся время». Чтобы бороться с этим, я часто ждал, пока у меня образуется  достаточно времени, чтобы выполнить задачу, прежде чем начинать работу над ней.
«Вот так я могу сделать максимальное количество вещей», - сказал я себе. Но  всё оказалось не так просто.

Прежде всего, я был склонен недооценивать масштабы предстоящей работы. Я думал, что знаю, сколько времени потребуется, чтобы выполнить определенную задачу ... но  часто на это требовалось больше времени, поэтому я опаздывал. Или же я торопился с работой, чтобы успеть выполнить её за отведенное время, но не уделял ей столько времени, внимания или глубоких размышлений, сколько она заслуживала.

К тому же я жил в постоянном стрессе. Я был очень занят - вел бизнес, проводил время с женой и детьми, даже работал волонтером несколько часов в неделю. У меня была высокая производительность. Но экстремальная производительность сопровождалась экстремальным давлением.  И вот однажды я это осознал  и сказал себе - «Я не могу так продолжать».

Итак, я начал вносить изменения. Эти изменения привели к положительным результатам, таким как снятие стресса,  повышение качества  моей работы, увеличение проведенного с семьей времени, приумножение моей радости.

Каждый из следующих советов основан на принципах эмоционального интеллекта, способности понимать эмоции и управлять ими с целью добиться реальных изменений.

- Первый совет. Признайте необходимость изменений. Если вы мастер прокрастинации, как я, вам нужно перестать оправдываться за прокрастинацию и признать причины, по которым  это плохо. Иначе вы решите ничего не менять.

Прокрастинация - это  зло, потому что она часто заставляет нас не отводить на проект столько времени, сколько он реально требует. Но есть и другие проблемы.
Она делает жизнь намного более трудной и обременительной, делает жизнь намного менее увлекательной, так как увеличивает беспокойство. Я постоянно беспокоюсь из-за того, что нужно всё время следить, как сделать всё правильно и вовремя, вместо того, чтобы просто спокойно работать.

Прокрастинация - это плохо. Прокрастинация - это плохо. Прокрастинация - это плохо.
 
- Второй совет.  Определите и поймите свои чувства.  Есть несколько эмоций и чувств, которые могут способствовать  вашей привычке откладывать дела на потом.

Это может быть страх.   Страх делать что-то, что вам не нравится, или же размер задачи или проекта вас пугают. Страх перед огромным проектом - это естественно, хотя  на самом деле вы могли бы разбить этот проект на отдельные обозримые задачи для себя или же распределить выполнение между несколькими людьми.

Это может быть гордость: Я настолько продуктивен, что сосредоточусь на других, более неотложных делах, и займусь этим завтра. В какой-то степени гордиться своей продуктивностью - это нормально. Но может быть, вам придется  чаще,  чем вы думали, отрываться от работы и  уделить  время и внимание более важным вещам?

Это может быть беспокойство.  Нужно так много сделать, я устал, мне нужен перерыв. Беспокойство - это естественно. Но вы можете установить ограничение по времени для перерывов, может быть, от 15 до 20 минут? Без конкретизации времени  вы отправитесь в кроличью нору YouTube, и ваше беспокойство породит ... ну, скажем, еще больше беспокойства.

В этих  чувствах нет ничего плохого и, выявляя и понимая их, вы сможете справиться с ними.

- Третий совет. Начинайте работайте над материалом как можно раньше, делая  задел. Для продвинутых  прокрастинаторов идея работать над задачей слишком рано - глупа. Они думают:

Что, если что-то изменится и заставит меня захотеть сделать это по-другому?
Или,  что если мне вообще не придется этим заниматься?
На самом деле: то, что вы начинаете над чем-то работать, не означает, что вы должны закончить.

Прелесть в том, что, начав, вы заставляете течь свои мысли в определенном направлении. Это позволяет вам быстрее достичь состояния прорыва, чтобы вы успели сделать больше, чем ожидали.

Кроме того, вы повышаете качество своей работы, потому что каждый раз, когда вы пересматриваете свою вещь, она становится лучше. С другой стороны, чаще всего прокрастинаторы обращаются к своему первому черновику.

    Только что закончили встречу? Начните планировать следующую.
    Есть идея? Не просто записывайте её, начните прояснять её.
    Получили задание? Начните готовить его прямо сейчас или в тот же день, если возможно.

- Четвертый совет. Поместите новый  проект в календарь. Раньше, если я не мог сразу работать над задачей или проектом, я добавлял их в свой список задач на день. Это уменьшило мое беспокойство, поскольку заставило меня почувствовать, что задача будет решена.

Но это оказалось плохой идеей.  В итоге я получал огромный  список,  его невозможно было завершить в ближайшее время. Поэтому задачи ближе к концу списка переносились на следующий день, и на следующий день, и на следующий день ...

Поэтому вместо добавления важных задач в список на день запланируйте их в своем календаре. Обязательно выделите достаточно времени, чтобы действительно выполнить свою задачу или, по крайней мере, добиться значительного прогресса.
 
- Пятый совет. Используйте известное вам правило пяти минут.
Наконец, если у вас появилось немного свободного времени и вам нужно убедить себя приступить к работе над сложной задачей, следуйте правилу пяти минут, то есть заставьте себя поработать над задачей всего пять минут, понимая, что вы можете бросить это через пять минут, если хотите. Этот простой мысленный трюк обычно нужен только для того, чтобы вы начали, и на него может уйти больше пяти минут.
Но даже если спусковой крючок не сработает, вы сделали самое тяжелое из всех: вы положили начало борьбе с прокрастинацией.
 
Начало положено. Но помните: борьба с прокрастинацией - это борьба на всю жизнь! Но это выгодно.  Итак, последовательность действий:

- Вы признаете необходимость изменений.
- Определяете и понимаете свои чувства.
- Помещаете его в календарь.
- Используйте правило 5 минут.

Используйте эти методы, чтобы резко повысить качество своей работы, снизить беспокойство и стресс и избавиться от привычки откладывать дела на потом - раз и навсегда.

8. Правило трех вопросов.

Несколько лет назад я смотрел интервью с Крейгом Фергюсоном (американский писатель, актёр, телеведущий – прим. пер.), и он сказал то, что мне запомнилось:
Прежде чем что-то сказать, вы всегда должны задать себе три вопроса.

    Об этом нужно говорить?
    Мне нужно это говорить?
    Должен ли я сейчас говорить об этом?

Это гениальный инструмент, он необыкновенно  прост. Я использую его каждый божий день, и это спасало меня бесчисленное количество раз.

9. Правило переоценки.
 
Каждый раз, когда вы чувствуете себя непродуктивным, застряли в колее или просто боитесь того, что впереди, вам нужно вспомнить правило переоценки:

Не сосредотачивайтесь на пути впереди. Вспомни, как далеко ты зашел, сколько ты сделал.

Этот простой сдвиг в перспективе может превратить разочарование в удовлетворение, а тревогу - в признательность.

10. Правило первоочередного внимания.

Мне снится повторяющийся кошмар. Обстоятельства сновидения меняются, но основная проблема остается прежней: У меня слишком много дел и недостаточно времени.

Столкнувшись с такой ситуацией наяву, я научился следовать правилу «главное – это  главное». Я сужаю список задач до двух или трех пунктов, максимум. Затем я сосредотачиваюсь только на первом  и начинаю  пахать.


Рецензии