Агрессия. Ч3. Против лома есть приёмы

Говорят, что нет в истории законов: всё, дескать, уникально, всё неповторимо. Но общее, единое там всё-таки находят – есть, говорят культурологи, фундаментальный ЗАКОН ТЕХНО-ГУМАНИТАРНОГО БАЛАНСА (ЗТГБ), который увязывает стабильность с культурой и технологиями.
Выглядит он примерно так:

        .        .        .    Культура
Устойчивость = ----------------               
        .        .        .  Технологии               


Иными словами, культура УКРЕПЛЯЕТ устойчивость общества, а технологии его развивают, но РАСШАТЫВАЮТ, поэтому
 
//
//       УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ДОСТИГАЕТСЯ БАЛАНСОМ ТЕХНОЛОГИЙ И КУЛЬТУРЫ               
//

Необходимо уточнить, что проблемы в развитии общества возникают из-за внешних и внутренних причин, но ЗТГБ имеет в виду только    в н у т р е н н и е   ,    а н т р о п о г е н н ы е    кризисы - те, которые порождены деятельностью человека и угрожают самому его существованию.


РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ

Действительно, исторический опыт подтверждает, что новые технологии (военные и мирные) не раз приводили племя, страну, цивилизацию к кризису.
Так, в частности, случилось, когда бронзовый топор вытеснил каменный. Так повторилось в «осевое время», когда на смену бронзе пришло железо (его даже окрестили «оружием массового поражения» из-за резкого увеличения числа жертв)
Так повторялось раз за разом: всякое военное усовершенствование, задуманное для истребления     в р а г о в,    вскоре обращалось против    с в о и х    (трудно удержаться от устранения соперников, заполучив средство, разящее наповал) Новые вооружения меняли соотношение сил, одних повергали, других возносили…
Не удивительно, что стабильность общества нарушалась.

Особенно трагична судьба тех сообществ, которые     в н е з а п н о     получили смертоносное оружие, а тормозить свою агрессию ещё не научились.

        В 1970-х годах в руки первобытного племени кхмеров попали американские карабины. И что в итоге?
        За несколько лет охотники истребили фауну и друг друга.
        Нечто подобное случилось с американскими индейцами.

Но если с влиянием оружия всё более-менее понятно, то почему дестабилизацию вызывали и сугубо мирные открытия?
Да потому, что они тоже были средством борьбы – борьбы со средой обитания. Они вооружали людей против природы и отнимали у неё ресурс за ресурсом.
Вспомним, как на заре человечества первобытные охотники придумали загонную охоту и едва не истребили всех мамонтов, а сами оказались на грани вымирания.
Потом земледелие, скотоводство хищнически использовали земли, а это вызывало голод. Промышленная революция, города ускорили истощение и загрязнение природной среды. 

        В Ирландии широкое распространение картофеля привело в сер.19 века к страшному голоду, от которого
        погибло около 1 млн. человек и 1,5 млн. эмигрировали.
        В Англии «овцы съели людей»: мануфактуры нуждались в сырье (овечьей шерсти), овцеводы гнали с земли
        крестьян, а те бунтовали.
        В городах рабочие ломали ткацкие станки, которые лишали их работы.
        В XX в. вспашка целины вызвала пыльные бури, опустынивание земель и массовое разорение фермеров.
        В Чернобыле «мирный атом» убил, покалечил или лишил крова тысячи людей.
        Даже медицина имела оборотную сторону: неумеренное потребление антибиотиков снижало иммунитет
        и благоприятствовало распространению инфекций.

Хотели как лучше, а выходило… Боролись с недоеданием, а получали голод; защищались от болезней, а навлекали эпидемии…
Человек оснащался и побеждал, но нередко победы оборачивались поражениями. Враги консолидировались, природа мстила… Улучшение качества жизни умножало население и, как следствие, - его плотность, но скученность вызывала болезни, эпидемии и… сокращение населения. Короче, - шаг вперёд сопровождался шагом назад…

Стало быть, кризисов не избежать? Увы, это так – за каждое улучшение приходится платить.
Так может, ну их – технологии, прогресс ненавистный – не лучше ли вернуться в старое доброе время?
Звучит заманчиво, но ведь и там угроз не счесть: и хлад, и глад, и мор, и вор, болезни, войны и раздор, и две извечные напасти - «внизу – власть тьмы, вверху – тьма власти» …
Нет, не откажемся мы ни от медицины, ни от электричества, ни от «подземки» и «самодвижущихся повозок». И воду вёдрами таскать, печь дровами топить да дерьмо выносить охотников мало.
Иначе говоря, и хочется, и колется…


РОЛЬ КУЛЬТУРЫ

        .        .        .        Все - яд, и все - лекарство. Вопрос в мере.
        .        .        .        .        Парацельс

Выход из тупика подсказывает сама жизнь: если нельзя остановить прогресс и избежать кризисов — значит, их надо СГЛАЖИВАТЬ/КУПИРОВАТЬ, и тут подспорьем служит нам культура.

Закон техно – гуманитарного баланса утверждает, что она смягчает отрицательные последствия военного и технического прогресса и уводит общество от пропасти. Каким же образом?
В первую очередь – с помощью норм. Культура устанавливает барьеры («Не убий», «Береги природу», «Жадность губит, зависть разрушает», «Перекуём мечи на орала»), которые сдерживают экспансию новых технологий и защищают от рукотворных катастроф.
Если оглянуться назад, таких купированных обострений, почти катастроф, история накопила немало.
Я уже упоминал, что древние охотники варварски истребили 90% крупных животных. А почему не 100%? Тяжело было вечно голодным пращурам затормозить свой охотничий инстинкт, но ведь затормозили! И помогли им такие изобретения, как анимизм и тотемизм, которые одушевляли зверей, отождествляли с людьми и их родоначальниками. А с «породнёнными» приходилось обращаться осторожнее.

Позднее надо было сдерживать себя, чтобы не съесть сразу весь урожай, не зарезать всю живность, кочевникам - не разорить оседлое племя. Самые продвинутые уже понимали, что выгоднее     с о х р а н и т ь     ч а с т ь     (зерна, поголовья, данников), чтобы затем её преумножить, но для этого пришлось рассчитывать на несколько месяцев вперёд, делать запасы, беречь, охранять…Возможно, такое поведение подсказывал обряд жертвоприношения, когда часть отдавали божеству в надежде на благополучие.

Кое-как справившись с голодом, человечество столкнулось с угрозой самоистребления из-за повсеместного распространения железного (стального) оружия. В ответ на это в осевое время (сер. I тыс. д.н.э), произошёл настоящий взрыв культуры (конфуцианство, даосизм, буддизм, зороастризм, иудаизм, античная философия), который «обуздал» железо, грозившее уничтожением людей.

Помимо испытания голодом и железом человечество много раз переживало острые экологические кризисы, которые само и породило: истощение земель, обезлесивание, пандемии, отравление природной среды, климатические дисбалансы.
Вот лишь один пример: 40% площади Исландии составляли леса, но с появлением викингов леса стали быстро сокращаться, и ныне их площадь не превышает 0,5%.

Как правило, кризисы удавалось купировать, но они возникали вновь и вновь. Чего стоят хотя бы чумные эпидемии Средневековья, междоусобицы Нового времени и масштабные войны 20 века!
И всякий раз преодолеть их помогали кардинальные сдвиги в сознании, инициированные мощными религиозными доктринами, философами, политиками, деятелями науки и искусства.
С их помощью человечество осознавало причины своих бед и медленно перестраивало своё поведение.

        Менялись представления о гигиене, чистоте городов, борьбе с крысами, болотами, поэтому постепенно слабели
        вспышки «Чёрной смерти».
        Тридцатилетняя война унесла до трети населения, но выжившие создали для потомков Вестфальскую систему
        международных отношений.
        После Первой и Второй мировых войн все страны объединились в ООН, чтобы совместно препятствовать
        подобным катастрофам.
        В середине ХХ в. экзистенциальной угрозой стало ядерное оружие, но его нейтрализовали с помощью серии
        Договоров (о запрещении, нераспространении), которые подписали все страны.
        Совместными усилиями удалось подавить в зародыше новые опасности: бактериологическое, химическое,
        лазерное, климатическое оружие.

Очень важно, что наряду с запретами и карами, культура ПОЗИТИВНО мотивирует, то есть провозглашает новые ценности, поощряет миролюбие и чувство меры, предлагая различные (в том числе – иллюзорные) вознаграждения.
В результате, несмотря на стремительно растущую мощь средств уничтожения, численность населения планеты, как ни странно, тоже быстро увеличивается*. И продолжительность жизни также увеличивается**.  С некоторыми оговорками это можно считать косвенными признаками устойчивости индивидуального и общественного бытия.

------------------------------------------------------
        * За последние 100 лет энергетическая мощь боевых орудий возросла в 1 000 000 раз. Такая грандиозная
        милитаризация должна была вызвать огромную убыль населения, но нет, с 1900 г. население планеты
        УВЕЛИЧИЛОСЬ в 4-5 раз.
   ** С 1900 г. продолжительность жизни в мире выросла вдвое.
------------------------------------------------------
       
        *        *        *         *        *        *

Работая над статьёй, я опирался на авторитет и аргументы современных культурологов. Однако некоторые факты истории в их концепцию всё же не вписываются.
Нетрудно, к примеру, заметить, что технологии не только порождают кризисы, но и помогают преодолевать их, то есть стабилизировать общество.
Со своей стороны культура порой способствует разжиганию распрей, создавая учения о расовом, национальном, гендерном, интеллектуальном превосходстве, формируя культы, прославляя войны и завоевания.
Так что – увы - приходится признать, что стройная концепция ЗТГБ нуждается в серьёзной доработке.

        *        *        *         *        *        *


Рецензии
Всё эти законы подчинены главному закону природы. Численность населения планеты саморегулируется. Поэтому, что бы мы не делали, всё равно, численность население будет расти только до какого то предела, Войны, эпидеми неизбежны, вплоть до ядерной, а потом опять всё с начала.

Борис Рязанов   21.02.2022 12:01     Заявить о нарушении
Какой закон природы Вы называете главным - умножение численности?
Я согласен, что инстинкт размножения является очень сильным и важным. Численность популяций действительно саморегулируется. Однако способы регулирования могут быть разными. Например, рост населения в Германии давно близок к нулю, а в Азии заметно снизился. И это - без войн и эпидемий!
Демографы, например, утверждают, что одним из МИРНЫХ способов регулирования численности населения являются города. В них рост населения сильно замедляется.
Приведу ещё пример с саранчой: когда её плотность на какой-то территории становится критической, она перестаёт плодиться. Саморегулирование, причём МИРНОЕ.
С уважением,

Томас Твин   21.02.2022 12:12   Заявить о нарушении
Ещё один вопрос: до какого предела может расти население бесконфликтно? Сейчас нас 7,5 млрд.
В 17 веке, например, было меньше 1 млрд. Тем не менее, в Европе разразилась страшная 30-летняя война. Предел?
Интересно было бы проследить, как связаны войны и эпидемии с перенаселением.

Томас Твин   21.02.2022 12:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.