Волейболисты Полтавский и Панченко

В времена существования советской власти наряду с Российской Федерацией готовили много хороших спортсменов в Украине. Это были и футболисты, в чемпионатах СССР участвовали команды "Динамо" из Киева, донецкий "Шахтер", "Днепр" из Днепропетровска, "Заря" из Луганска, "Карпаты" из Львова, "Черноморец" из Одессы.  Грозную силу представляла команда "Строитель" из Киева на баскетбольных аренах страны,  волейбольные клубы из Киева,  Харькова и других городов Украины. Но если футболистам было куда стремиться в своей республике, где для них делалось очень много, то вот волейболистам для роста мастерства надо было переезжать в Россию и многие игроки так и поступали.  Когда СССР распался и переехать стало сложнее, все равно находились лазейки сменить спортивное гражданство. Например, один из сильнейших волейболистов мира, гигант Дмитрий Мусэрский с ростом 219 см родился в Харьковской области, но  уже много лет гражданин России и выступает за сборную нашей страны.  Сегодня речь пойдет о двух уроженцах Украины, которые долгие годы выступали на сборную России и СССР.

В профессиональном спорте у каждого есть мечты, но не у всех они сбываются. Волейболист Семен Полтавский выиграл с юниорской и молодежной сборной России чемпионат мира и Европы, но так и не смог взять золото на каком-нибудь турнире с национальной командой.

Сын известного игрока Владимира Полтавского вряд ли должен грустить, что его мечта не сбылась: останься он в сборной Украины, у него не было бы и этого. А так после сезона в «Питер-Ладе» волейболист сменил спортивное гражданство и дебютировал в основе «Автомобилиста», став одним из лидеров команды. Тогда ему просто хотелось играть на серьезном уровне. О том, чтобы стать одним из самых устрашающих диагональных мирового волейбола, речи не шло.

В 2002 году Полтавский уехал в Италию, чтобы играть за «Модену». На тот момент 21-летний Семен еще и близко не был звездой российского чемпионата и национальной сборной. Больше того — он даже не был диагональным, его использовали в доигровке. Засверкать на топ-уровне в Италии Семену не удалось, помешала сумасшедшая конкуренция. Он отправился в более скромную «Габеку» из Монцы. И вот там Полтавский стал одним из самых результативных игроков. Правда, этот успех не удержал его от возвращения домой.

«Итальянский чемпионат тогда уже начал сдавать позиции, и почти все российские игроки стали возвращаться на родину, где стали предлагать примерно те же финансовые условия. Ко мне подошел Юрий Николаевич Сапега и предложил перейти в „Динамо“. Я долго не думал и почти сразу согласился. Считаю, что правильно сделал», — рассказывал Полтавский.

До начала выступлений за «Динамо» Полтавский провел первый официальный матч за сборную в рамках Мировой лиги, а также стал третьим на Евро. В 2006-м у волейболиста появился титул и с клубом. Москвичи стали чемпионами страны. Это звание Семен получил, став диагональным нападающим.

Тогда же Полтавского чуть не выгнали из сборной, но обошлось.
— Было такое в 2006 году. Мы играли в Италии. Выиграли первый матч, затем был выходной. Вечером почти все игроки взяли по бутылочке пива, причем 0,3. Получилось, что к нам в номер заходил доктор, а там замок заедал и дверь не захлопнулась. Тут зашел помощник тренера Ярослав Антонов. Ну, пожурил естественно немного. На следующий день Зоран Гайич объявил, что я отстранен и лечу в Москву. Было обидно. Я потом Антонова в «Динамо» еще долго подкалывал: «Зачем своего-то сдал? Надо было кого-нибудь из белгородцев!». Мне даже дисквалификацию какую-то хотели оформить. Обошлось. Ребята из сборной за меня вступились, подошли к тренеру и поручились. Более того, выбрали капитаном. Правда, на чемпионате мира мы сыграли плохо, заняв лишь седьмое место.

Полтавский выступал за национальную команду до 2010-го. За это время россияне стали бронзовыми призерами Олимпиады в Пекине, дважды вторыми на Евро, чуть не выиграли Кубок мира, а еще пять раз брали медали Мировой лиги. Если бы не травмы, Полтавский, наверное, мог бы быть чемпионом Игр-2012, но не сложилось.

Именно в эти годы волейбол стал появляться на телевизионных экранах, и я увидел игру Семена Полтавского. Высокий, рост 205 см, стройный, с высоким прыжком,  он был одним из сильнейших диагональным в стране и в мире. До появления в составе сборной совсем молодого Максима Михайлова он считался первым номером в сборной России на этой позиции.

После сезона в «Ярославиче» Полтавский на год пропал из спорта, потому что не смог найти клуб в сезоне 2014/15. Его хотели видеть в «Белогорье», но руководство все же отказалось от этой идеи. В это время волейболист был с семьей, работал прорабом и занимался делами в загородном доме. Когда болельщики начали думать, что Семен завершил карьеру, он вернулся.

Осенью 2015 года Полтавский вошел в состав краснодарского «Динамо». Он хотел доказать, что его рано списали со счетов, но не смог. Как и вернуться в сборную. Его хватило на один сезон, а потом агент диагонального сообщил, что спортсмен принял решение завязать с волейболом из-за проблем со здоровьем.

Второй игрок с Украины, о котором я хочу поведать, Юрий Панченко. Он пример того, как можно реализовать себя не только в качестве игрока, но и построить классную тренерскую карьеру.

Панченко начинал в республиканском интернате у Леонида Небылицкого, позднее ставшего заслуженным тренером СССР. А в профессионала своего дела молодого игрока превратил Борис Терещук, тренер киевского «Локомотива». В этом клубе Панченко заиграл в 1977 году. Интересно, что Юрий Чесноков во время просмотра молодых игроков в интернате и отборе в свою команду на Панченко внимания не обратил, но позднее тот все равно оказался в сборной СССР.

Выиграть тогда с «Локомотивом» ничего не удалось. Когда Юрий перешел в ЦСКА в 1981-м, быстро наверстал упущенное. В составе армейского клуба Панченко семь раз выигрывал чемпионат СССР, а также дважды был бронзовым призером. Помимо этого в его коллекции есть три Кубка страны и пять Кубков ЕКВ (1982—1983, 1986—1988), а также два Суперкубка Европы (1987, 1988).

Также в составе сборной Украинской ССР волейболист был третьим на Спартакиаде народов СССР в 1983 году. Тогда этот турнир был по уровню важности в одном ряду с международными соревнованиями. Тем не менее в национальной команде успехов у него было больше. За девять лет в команде Панченко смог стать олимпийским чемпионом (1980), чемпионом мира (1982), 5-кратным чемпионом Европы (1979, 1981, 1983, 1985, 1987), обладателем Кубка мира (1981). Турнир «Дружба-84» и Игры доброй воли (1986) тоже остались за парнями из СССР. Такому количеству побед сильнейшей сборной мира тогда могли завидовать абсолютно все.

Когда Панченко выиграл все, решил бросить себе новый вызов. В 1989 году доигровщик перебрался в Италию, как это делали многие топовые советские волейболисты, чтобы начать играть за «Равенну». Он провел в клубе один сезон, в результате которого взял шестой в карьере Кубок ЕКВ. Затем на четыре года вся его карьера была сосредоточена в другом итальянском клубе «Форли». Мало кто мог предположить, что эта команда станет последней остановкой в игроцкой карьере Панченко. Но так произошло.

Юрий порвал крестообразные связки в 35 лет. Восстановление заняло очень много времени, а в команде не готовы были ждать его так долго. В итоге он, не найдя нового клуба, завершил игровую карьеру.

Панченко мог бы стать кем угодно, но решил, что хочет приносить пользу волейболу и дальше, поэтому начал тренировать. С 1996-го по 2005-й олимпийский чемпион трудился в Италии. Он работал главным в «Вальданьо» и «Пьяченце», а также ассистентом в «Мачерате» и «Каллипо». Вернулся на родину он только в 2006 году, когда получил предложение из калининградского «Динамо-Янтаря». Работу в клубе Панченко совмещал с должностью старшего тренера в сборной России.

Затем в его жизни был «Локомотив-Белогорье» (2008-2011), там он помогал Геннадию Шипулину, и кемеровский «Кузбасс» (2011-2012), в котором Юрий был главным тренером. Кемеровчане всего второй год играли в элите, и им удалось остаться в Суперлиге, несмотря на жесточайшую конкуренцию. Для клуба и Панченко уже это было достижением.

Потом специалист попробовал работать с женщинами. И это тоже был определенный вызов.

«Мне кажется, что профессия волейбольного тренера допускает работу в двух направлениях: женском и мужском. Иначе зачем начинать. Впрочем, перестроиться не просто, есть определенные сложности. Женский волейбол отличается по тактике. Но примеров в мире предостаточно: в Бразилии и Италии есть много тренеров, которые работали и с мужскими командами, и с женскими.

В Италии у меня был опыт, правда небольшой. Тем не менее я представляю, как нужно действовать. Тем более в женском волейболе немало игроков, которые способны демонстрировать силовую игру. Не зря Юрий Маричев говорит о желании добавить некоторые мужские элементы в игру нашей национальной команды.

Я до сих пор учусь, и процесс обучения бесконечный. Есть масса нюансов, но самое главное, найти общий язык. Когда есть взаимопонимание, игроки тебе верят, проще решать те или иные задачи. С девочками, конечно, сложнее, нужно постоянно себя контролировать, быть в достаточной степени деликатным. Бывают рабочие моменты, когда приходится повышать голос. Так что, повторюсь, нюансы есть», — говорил Панченко «Чемпионату».

Панченко работал в новоуренгойском «Факеле» (2013-2015), а также в московском «Динамо», с которым добился главных успехов.
«Все произошло очень неожиданно. Но, если предложение быть главным тренером поступило — всегда приятно. Понимаю, что это большая ответственность.

Считаю, что женщины могут играть в более интересный и быстрый волейбол. Я не сторонник все ломать, надо оставлять все хорошее и добавлять новые элементы», — рассказывал специалист в интервью пресс-службе «Динамо».

Под руководством Панченко девушки дважды выигрывали Суперлигу (2016, 2017)

После успеха с бело-голубыми Панченко переехал в Казахстан. Там он смог поработать не только с командой «Алтай», но и с женской национальной сборной.


Рецензии