Древние финно-угры в границах Орловской области

                Статья из Интернет-сайта
На нижеизложенные рассуждения меня подтолкнула всего одна фраза в книге ведущих археологов Орловской области (см. литература - основные источники). А именно: «По Орловской области памятники древних финно-угров не выявлены».

Как же так? Неужели, думаю, я всё время столь сильно ошибался, а все встречавшиеся мне когда-то давно упоминания о былом присутствии финно-угров неверны? А как же топонимика?

Дополнительные сомнения для меня предоставила фраза в другой краеведческой книге: «Лингвисты определили, что названия рек с окончаниями на «-ма», «-ша», «-ча», «-са» являются балтскими. Но ведь есть же в Мордовии реки Мокша и Шокша, в Карелии — реки Илекса и Луокса, на карельском перешейке река Вуокса и т. д. А уж рек с окончанием на «-ма» в местах давнего и современного расселения финно-угорских народов и вовсе полно: Поньгома, Кузема, Охтома, Кулома, Клязьма, Кострома, Кама... Продолжать можно долго.

Но раз ведущие археологи области утверждают, что памятников древних финно-угров не выявлено, стало быть так оно и есть. Но как же так? По некоторому размышлению я выдвинул аж четыре версии того, как объяснить несовместимое, затем перечитал обе книги в интересуемых частях, построил по ним карту расселения народов по территории Орловской области с неолита по древнеславянский период, заглянул в справочные материалы. И по окончанию этого своего рода мозгового штурма обнаружил, что... в тех же самых двух книгах финно-угры в границах Орловской области таки упоминаются. Точнее говоря, упоминаются в книгах народы, которые, скорее всего, являлись финно-угорскими по языку. Авторы же книг не обозначают их языковую принадлежность, исходя, вероятно, из всевозможных нюансов, проистекающих из неидентичности понятий «археологическая культура» и «языковая семья/группа».

Ну, вот уяснил я это, и для себя вопрос исчерпан. Но остались наработки в виде карт и гипотез. Карты, которые я набросал, конечно, имеют очень генерализованный характер, но в качестве наглядного материала едва ли будут лишними. Во всяком случае, при чтении краеведческих книг по археологии этих карт мне недоставало для лучшего понимания материала.

Версий, объясняющих наличие финно-угорских топонимов при отсутствии выявленных археологических памятников финно-угров, я, повторюсь, сгенерировал четыре. Забегая вперёд, отмечу, что отдаю предпочтение второй версии. Остальные же, на мой взгляд, разве что частично могут иметь значение. Но пойдём теперь по порядку.


Версия 1) А это вовсе и не финно-угорские топонимы. В сущности, почти все гидронимы, предполагаемые как финно-угорские, при желании могут быть объяснены также балтской и/или славянской основой, а в некоторых случаях ещё и скифо-сарматской.

Прежде, чем перейти к следующим версиям, посмотрим, что же это за гидронимы.

Ока — финно-угорское jokki («река»), балтское akis (в значении «водоём»), славянское око (в значении «источник» или «глубокое место на реке»).

Раха — финно-угорское раахата («волочить»). Об этом пересохшем ныне озере на истоке Оки и Свапы я уже писал (Глазуновка - Свапа 2011 (вело) ч.3: Курган). Топоним дошёл до современности, трансформировавшись в урочище Раковые колки.

Крома — финно-угорское происхождение топонима если когда и было, то разве что сохранилось неявно в виде окончания «-ма». Более явно балтское «krama» («кремень»). Из множества славянских трактовок упомянем две. Славянское крома («край», «рубеж», «граница») наиболее популярно, но не убедительно, т.к. может отсылать разве что к условной границе между вятичами и северянами. Более весома версия, производящая название от славянского кром или кремль. Каменная крепость, конечно, ни при чём — какая там каменная крепость в XI – XII вв.? Для понимания, вероятно, поможет аналогия с селом Кремль Шаблыкинского района, крестьяне которого издавна находили в своей местности кремневые отщепы былых времён.

Ицка — финно-угорское iksa («ручей»).

Цон — финно-угорское sose («болото», «грязь»), славянское тесна («узкая»). Стоит отметить, что долина Цона на общем фоне других рек орловской лесостепи отличается в геоморфологическом плане и имеет довольно широкую и до сих пор ещё местами залесённую долину с широкой поймой. Упоминается ещё и возможность балтской этимологии гидронима.

Орлик — финно-угорская версия отсылает к озёрному формату «-ерха», который в русской топонимической системе может принимать вид «-ерча», «-ерка», «-ерки», «-орки», «-ери» и т. п. Финно-угорское «-ор» может означать как возвышенное место, так и овраг — по аналогии с верхами (оврагами). Славянская версия производится от орель («угол») или орь («конь»). В любом случае в славянской среде гидроним трансформировался сначала в Орёл, а затем — в Орлик.

Мезенка — финно-угорский топоним Мезень имеет неясное происхождение. Также есть и балтская версия происхождения топонима.

Особо отметим, что около половины возможных финно-угорских топонимов области (Ока, Крома, Ицка, Цон, Орлик, Мезенка) сконцентрированы на небольшом участке левобережья Оки. Остальные разбросаны по всей территории области.

Нугрь — созвучно финно-угорскому этнониму угры. Но балтская версия выглядит убедительно в силу распространения балтских гидронимов по притокам Нугря — а это реки Локна, Цкань, Орс, Машок.

Навля — финно-угорское нав лей («окунуть» «речка»), славянское навла («русалка»).

Мецна ( и соответственно город Мценск) — финно-угорское metsaan («лесной»), славянское мцела («пчела»), скифо-сарматское цаенд («куча камней»). Ну, и действительно, сильно пересечённая и более лесная местность, чем окружающее пространство. Пчёлы вполне могли иметь место. Обрывистые склоны горы Самород тоже в наличии. Существует ещё и балтская версия топонима.

Раковка — по аналогии с озером Раха возможна сходная топонимическая трансформация. Тем более, что от истока Раковки вполне мог существовать волок на исток Любовши.

И ещё три топонима, возможное финно-угорское происхождение которых выглядит сомнительным.

Зуша — скифо-сарматское зушидан («просачиваться из-под земли). Автор упомянутых книг по археологии (см. литература — основные источники) говорит о балтском окончании «-ша», и В.Н. Топоров производит гидроним от балтского зуши. Славянская версия отсылает к корню сушь («маловодный»), что как-то неубедительно в сравнении со всеми ближайшими водотоками. Финно-угорским топонимам свойственно окончание «-кша», но, наверное, гипотетически, звук «к» мог быть и редуцирован при смене одной языковой общности в бассейне Зуши другой.

Любовша — корневая основа славянская (или балтская?), а вот насчёт окончания можно сказать тоже самое, что о Зуше.

Сосна — финно-угорское sossen («болото», «грязь»). Или калька со скифо-сарматского топонима. Или производное от славянского сусьныи («противоположный»). Но только не от дерева сосны: естественных сосновых лесов по реке нет и не было, и почвенный слой тому в подтверждение.

Ну а теперь обратимся к карте, составленной на основе тех самых двух краеведческих книг (наличие культуры ямочно-гребенчатой керамики по красивой Мече указано по книге «Тульские древности»).

Про палеолит и про мезолит речи не ведём: там по мере изученности дифференцировать пока нечего.

Что мы видим в позднем неолите? По Оке проживают племена белёвской культуры, по Навле — племена деснинской культуры. Стоп!.. Но ведь белёвскую культуру исследователи полагают относящейся к финно-угорской языковой семье — наряду с близкими ей клязьминской, рязанской, волосовской, балахнинской. Это и есть финно-угры. Более обобщённо к финно-угорской семье относят племена ямочно-гребенчатой керамики. А таковая в области обнаружена не только по Оке, но и востоке области.

Кроме того, и деснинскую культуру полагают близкой на начальном этапе — льяловской, а на позднем — волосовской культурам ямочно-гребенчатой керамики. Т.е. не исключено, что и деснинская культура может оказаться финно-угорской.


Ну, так стало быть, финно-угорские племена на территории Орловской области всё-таки были. Однако, уже в раннем бронзовом веке исчезли.

Что случилось? С северо-запада в бассейн Оки вторглись племена фатьяновской культуры. Известно, что между вооружёнными бронзовыми топорами фатьяновцами и аборигенными финно-угорскими племенами нередко происходили ожесточённые столкновения. Во всяком случае известны таковые между племенами фатьяновской и волосовской культур.

И вот теперь излагаю следующую версию.

Версия 2) Можно предположить, что в ходе вооружёной экспансии фатьяновцы теснили финно-угров белёвской культуры с севера на юг. Соответственно, дольше всего белёвская культура должна была задержаться на самых южных рубежах. Тем более, что весьма облесённый и несколько заболоченный водосбор Цона способствовал защите это своего рода последней «цитадели». Т.е. на пространстве от Мезенки до Кромы, как раз посередине которого Цон и протекает. Южнее отступать было некуда — с той стороны подступала индоевропейская по языку среднеднепровская культура. Представители белёвской культуры могли или уходить на юг, растворяясь среди племён среднеднепровской культуры. Либо последними силами держать «цитадель». Не исключено, что они вступали в вынужденный военный союз со среднеднепровцами. Не исключено, что они перенимали элементы среднеднепровской культуры, не покидая своей «цитадели». При этом, перенимая элементы материальной культуры соседей, они ещё могли некоторое время оставаться финно-уграми по языку: ведь археологическая культура и языковая семья — понятия не идентичные. Затем среднеднепровская культура, распространяясь на север, поглотила последних «белёвцев», оттеснила фатьяновцев (или тоже их ассимилировала?) и с течением времени трансфомировалась в рассматриваемом регионе в балтскую сосницкую культуру. Финно-угры как таковые исчезли с территории области, но их потомки передали названия некоторых рек следующим поколениям.

Вот эта версия и представляется мне наиболее убедительной.

Разумеется, это версия. Ведь есть же и другие мнения среди исследователей на то, как развивалась история бронзового века. Например, есть точка зрения, что фатьяновцы не исчезли из региона, а наоборот положили начало последующим балтским культурам по Десне, Сейму и по верхней Оке. А если оно так было, то изложенную версию №2 следует рассматривать несколько иначе. Во что, впрочем, вдаваться не будем.

Рассмотрим оставшиеся версии.

Отметим, что в раннем железном веке балтская общность в рассматриваемом регионе подразделяется на две близкие культуры — верхнеокскую (зародившуюся в междуречье Оки и Десны и расселившуюся на Оку) и юхновскую.

В I - II в. н.э. в бассейн Оки проникают почепские племена. Из интересного — отметим их происхождение. Согласно Ю.В. Кухаренко зарубинецкая культура (включая почепскую) является прямым продолжением западных /славянских/ поморской, клёшевской и лужицкой культур с заметным участием представителей других народов. Интересно же это обстоятельство в связи с известным упоминанием в летописи: «…радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо два брата в лясех, - Радим, а другий Вятко, - и пришедъша седоста Радим на Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятъко седе с родомъ своим по Оце, от него же прозвашася вятичи». Это упоминание обычно ассоциируют с расселением славян в VIII в. Но расселение славян на верхнюю Оку в VIII в. происходило с юго-запада, юга и юго-востока, а совсем не «из ляхов». А вот проникновение почепских племён во II веке очень похоже на то, что записано в «Повести временных лет».

Вот только славянские почепские племена на верхней Оке растворились в балтской среде, и так сформировалась позднебалтская мощинская культура. Стало быть, славяне VIII века, расселяясь на верхнюю Оку, не принесли с собой самоназвание «вятичи», но, наоборот, восприняли его у местного населения.

Должно быть, я не первый, кому приходит в голову такая мысль. Во всяком случае, аналогичная мысль относительно радимичей высказана Г.Хабуровым.

Версия 3) Итак, а в бассейне Десны в VIII веке расселились северяне. Северяне представляли собой славянские племена, в среду которых влились в немалом числе степные кочевники — аланы, булгары, угры. Угры, кстати, обозначились в степях к северу от Чёрного моря ещё во время нашествия гуннов. Не исключено, что и они оставили след в топонимике: так, по одной из версий, название реки Нугрь выводят как этакий указатель направления на места поселения угров.

Можно взглянуть теперь, как формировалась материальная культура славян, пришедших на Оку в VIII веке. Согласно В.В. Седову, в IV в. — после гуннского погрома — представители славянской составляющей черняховской культуры переместились в Среднее Поволжье и положили начало именьковской культуре. К VII в. они переместились на левобережье Среднего Поднепровья и сформировали волынцевскую культуру. Волынцевская культура к VIII в. дала начало роменской культуре и борщевской культуре. Представители последних двух культур, перемещаясь на верхнюю Оку и ассимилируя мощинское население, составили ромено-борщевскую культуру, более известную нам как вятичи.

Версия 4) Не берусь утверждать наверняка, но выскажу предположение, что за время пребывания в Среднем Поволжье представители именьковской культуры могли вобрать в лексику некие слова финно-угорского происхождения. Подобно тому как в Карелии русское население пользуется в обиходе словами «вара», «ламбина» и т. п. Также обращу внимание на то, что племена борщевской культуры расселились на Дону там, где прежде была распространена городецкая финно-угорская культура. При расселении на Оку славяне могли дать названия небольшой части объектов посредством заимствованных слов, которые в последующем были утеряны. Как версия.

Ну, и приведу ещё одно соображение в рамках рассматриваемой темы. Исследователи не знают точно, где находилась предполагаемая столица вятичей — город Кърдно. Есть, например, предположение, что в Шаблыкинском районе.

Так вот, известны у представителей городецкой финно-угорской культуры преимущественно селища, а укреплённые городища — в очень небольшом количестве. Причём проявление городищ у них связывают с появившейся необходимостью защиты скота от угона.

Городецкая культура близка современным мордовским народам. В мордовских же языках карда, кардо, кардаз, калдаз обозначают «двор, загон для скота». Т.е. похоже, что предполагаемая столица вятичей возникла там, где прежде располагалось укреплённое поселение финно-угров Кордно.

А раз так, то, вероятно, правы те исследователи, которые помещают Кордно на восток Тульской области — ближе к истокам Дона.


Литература (основные источники при составлении карты):

Л.Н. Красницкий. Методические рекомендации для школьников — участников археологических походов по Орлоской области. Орёл, «Труд», 1993.

С.Д. Краснощёкова, Л.Н. Красницкий. Краеведческие записки. Археология Орловской области. Орёл, «Вешние воды», 2006.

В.В. Богуславский. Тульские древности. Тула, «Русский лексикон», 1995, стр. 26, 67.

Литература (вспомогательные источники):

А.А. Никольский, Л.А. Кононенко, И.Н. Хрусталёв. Топонимы Рязанской области. Рязань, 2009.

В.Н. Топоров. О балтийском слое русской истории.

Реестр геопортала РГО в республике Мордовия. Село Новлей.

Справочные материалы Википедии

и др.


Рецензии