Душечкины

 
            В Караганду.
            ------------
        Георгий старался неотрывно смотреть в окно вагона. Поезд мчался, выбрасывая черные клубы дыма из паровозной трубы, вагон раскачивало и подбрасывало на стыках. Поезд приближался к Челябинску, к точке где Европа сменялась на Азию. Поезд шел в Караганду.
       Запах паровозной гари не мог заглушить запаха еды, которую разложил перед собой сосед по купе,  Юра , как называли его родные, почти в полуобморочном состоянии,  сглатывал слюну и старался унять колики в животе.
       Сосед-попутчик обратил внимание, что скромный паренёк лет 15-ти ничего не ест уже вторые сутки.
          - Парень, ты давай присоединяйся.
    Юра, всё ещё не смотря на столик, отрицательно покачал головой.
           - Да не стесняйся ты, ешь! - уже приказал сосед.
    Юра учился в педагогическом техникуме в Орле, когда его семью в деревне Кузнецы Орловской области  комитет бедноты решил раскулачить, согласно  пришедшей разнарядке.
       И вот бабушка Ненила, отец Василий Иванович , мать Мария Ивановна, брат Сеня  1919 г.р., сестра Тоня 1923 г.р. и брат Иван с 1926 г.р. были отправлены в Казахстан, в Караганду.
       Старший брат Алексей 1909 г.р. служил в это время в Красной Армии, а сестра Галя 1911 г.р. была уже замужем и жила под  Одессой.

      С собой захватили скудные пожитки, а дом, живность, инвентарь всё было отобрано. Шел 1930 год. Назывались они спецпереселенцами. Стране нужно было добывать полезные ископаемые, развивать промышленность, осваивать огромные необжитые территории.
     Парализованный дед Иван Душечкин, по деревенски «Хорь», был оставлен в  деревне у дальних родственников. Как и у Тургенева, «Хорь» был хозяйственный и рачительный. Держался от односельчан на дистанции, не пил, всё время был занят по хозяйству, ковырялся в земле, даже не ходил по воскресеньям в церковь. Односельчане его не любили. Когда ему удавалось накопить денег,   то покупал сельхозинвентарь:  косилку,  молотилку. А дети зимой ждали своей очереди надеть единственные валенки, чтобы побегать по улице.

        Осенью в техникуме начали отчислять детей раскулаченных. Проводилось это как бы с одобрения учащихся на общем собрании, но Юра не стал дожидаться  этого позорного действа, а сам забрал документы и решил поехать в Казахстан. Денег хватило только на ж.д. билет, на еду в предстоящем почти 5-суточном пути  денег уже не было.

             Василий Иванович.
             -----------------   
      Старший сын Хоря — Василий в отличие от отца  был совсем другого склада. Весёлый и общительный, он отлично учился в школе и обликом походил на красавицу мать. Иван ещё до революции после окончания школы отправил его учиться в Киев на учителя. В Киеве жил брат Хоря — такой же хозяйственный, владелец ресторана. Вася приоделся по моде тех лет и вёл достаточно весёлый образ жизни. Он привлекал внимание женщин и жертвенно им отдавался.

       Был такой курьёзный случай: Вася сидел на скамейке, разглядывая прохожих и манипулируя тросточкой. На этой скамейке он часто сидел один или с друзьями, коротая время.
       Вдруг напротив скамейки остановился экипаж. Из него вышла девушка, по виду — горничная и сказала:
       - Знаете, молодой человек, Вы понравились моей барыне, она давно уже Вас наблюдает, едемте с нами, барыня хочет от Вас иметь ребёнка.

     В коляске сидела хорошо одетая красивая дама лет под 30.
     Выяснилось, что дама никак не могла забеременеть от своего престарелого мужа и поэтому решилась на такую крайнюю меру. Вася не мог остаться равнодушным к женскому горю.
     Даже когда он женился на кроткой красавице Марии, то всё равно   периодически исчезал из семьи, уводимый какой -нибудь тёткой, и появлялся вновь.  Марья Ивановна его очень любила и  всегда прощала Васеньку без каких-либо упреков.

      Василий Иванович, когда вернулся из Киева и женился, то работать на земле с отцом не имел никакого желания. У него постоянно  зарождались в голове авантюрные проекты, одним из таких было открытие ресторана на Дальнем Востоке.   В канун Октябрьской революции в 1916 году он с женой и тремя детьми едет во Владивосток. 
      Естественно, в силу  бесхозности и доверчивости, он лишился своих с трудом собранных денег, и через полгода, спасаясь от банкротства, вернулся в Орёл.
     Ещё до революции, на волне народного энтузиазма вступал в партию большевиков, затем вскорости то ли сам из неё вышел, то ли его исключили, не найдя в нём достаточной беззаветности.
     Балхашский комбинат он строил с самого начала, но в силу его, по тем временам, высокой образованности тяжелым физическим трудом не занимался,  женщины это чувствовали и не оставляли его в покое.    
      Уже на старости лет Василий Иванович высказал сакраментальную для него фразу: «Вот ведь, детей у меня много, но ни один не похож на меня —  скучно живут!».
     И правда, все дети были очень серьёзными и нравственными по жизни.
      
          Балхаш.
          -------
       В Караганде семейство задержалось недолго.    Ещё в  1928 году,  в сопках Конырата ленинградским геологом Михаилом Русаковым были обнаружены огромные запасы руды. И с этого открытия началось поэтапное строительство медного гиганта на берегу озера Балхаш.
      В октябре 1931 года создано управление «Прибалхашстрой». Главной его задачей было строительство медеплавильного комбината. Требовались люди. Так на берегу озера Балхаш появились «завербованные» рабочие со своими семьями.

      На сотни километров простиралась бесплодная, покрытая солью солончаковая равнина с суровыми климатическими условиями - палящая жара летом и лютые морозы зимой.
     Жилья не было, пресной воды тоже. Приближалась зима с  40 градусными морозами и шквальными ветрами.  Начальником стройки был назначен Василий Иванович Иванов. Коммунист с 1917 года. Участник гражданской войны. Начальник строительства Сталинградского тракторного завода. Кавалер ордена Ленина.
    Он собрал рабочих и сказал: «Отступать нам некуда, надо жить и работать».

    Приняли решение строить бараки из камыша, обмазанные глиной.  По обе стороны длинного коридора были маленькие комнаты.
    В один барак заселялось до 100 человек. Мария Ивановна занималась приготовлением пищи на весь барак. Воду и продукты доставляли из Караганды на лошадях и верблюдах, преодолевая 400 км.

    Страна крайне нуждалась в меди, которая тогда в основном завозилась из заграницы. Невероятным трудом уже в 1938 году была получена первая Балхашская медь. С началом войны медь  для патронов и снарядов приходила уже в большом количестве из Балхаша. Кроме того с 1942 года начали получать молибден, который был необходим для брони танков. У немцев молибдена не было,  запасы в Африке отстояли англичане.
       Василий Иванович Иванов в 1938 году, по сфабрикованным обвинениям,  был арестован и расстрелян как «враг народа». На заводской площадке собрали рабочих и объявили об его аресте. Люди мрачно молчали, никто не верил в его вину.

    Качество воды и в 60-е годы было плохим. Родственники из Балхаша, бывая в гостях в Орле,  просили Галину принести им холодной воды из-под колонки и пили её с жадностью и наслаждением.

          С Блюхером  и без.
          ------------------
     В 1935 году Георгий Душечкин был призван в армию. Служить его направили в Маньчжурию. Командующим войсками на Дальнем Востоке тогда был маршал Василий Блюхер.
     Вот как вспоминал то время Георгий Васильевич: «Служить было очень тяжело.  Над солдатами просто издевались. Например, водили зимой в баню, требовали стирать нижнее бельё, после чего в   сыром  нижнем бельё бежали  в казарму. Бельё смерзалось и при беге отдиралось вместе с кожей. Кормили очень плохо. Многие просто пухли от голода. Часто случались самострелы. Не знаю был ли в этом виноват Блюхер, но после его ареста армейская жизнь изменилась к лучшему».

     В 1939 году Георгий Васильевич демобилизовался, но уже в 41 снова был направлен в Дальневосточную Армию, на озеро Ханка,  охранять границы СССР от японцев. Так и прослужил в артиллерии вплоть до 1946 года, участвовал в разгроме Квантунской армии, при наступлении довелось побывать в уже освобожденном  Харбине.
     Когда в 1917 году грянула Октябрьская революция,  в Харбин начало переселяться русское дворянство, интеллигенция и просто состоятельные люди. Строились церкви, театры, школы, учебные заведения.    
     Георгия Васильевича поразила архитектура города , чистота  улиц и  трамваи.

 
       Эпилог.
      --------
     Младший брат Иван в 44 году добровольцем пошёл на фронт. Было ему только 17 лет и он погиб в Белоруссии через несколько месяцев  после ухода в армию.
 
     В начале 44-го  Василий Иванович вернулся в Орел вместе с женой к своей сестре Клавдии, которая одиноко жила в своем доме в Орле.
     Василий Иванович навестил родное село Кузнецы и поинтересовался у своих односельчан, как они тут жили, что сталось с двумя особо рьяными членами комбеда, которые настаивали на раскулачивании Душечкиных. Ответ не особенно и удивил. За сотрудничество с немцами один из них был расстрелян после освобождения Орла,  а другой успел убежать. 
      С горечью сказал Василий Иванович: «А у меня четыре сына в Красной Армии».
      Односельчане просили прощения. 

     Георгий Васильевич после демобилизации в 46 году присоединился к ним. Но не сразу, сначала он поехал в Балхаш, где надеялся встретиться со своей любимой девушкой. Однако, она его не дождалась — вышла замуж за поволжского немца, который занимал в Балхаше номенклатурную должность, связанную со снабжением. Она была беременна, однако была готова бросить всё и уехать с Георгием Васильевичем. Но он не согласился.
     В Орле устроился на работу водителем. С ним вместе работал Иван Семенович Пирогов, который познакомил его с Ольгой Макаровной Овсянниковой — сестрой  своей жены Натальи. Ольга работала на телефонной станции. В 1947 году они поженились и стали жить вместе с родителями Георгия. Родили дочь Галину в  1950 и сына Володьку (Пончика) в 1954.

      После освобождения Орла в 43 году Ольга училась на курсах военных телефонисток. Преподавал им молодой младший лейтенант, который влюбился в неё. Чувства были взаимными. По завершении курса младший лейтенант уехал на фронт и никаких вестей от него не поступало. Только уже когда Ольга вышла замуж за Георгия, он приехал в Орел, пришел по известному ему адресу к Анне, старшей сестре Ольги, но та ему не выдала новый адрес  Ольги и той тоже ничего не сказала о визите.

     Сестра Георгия Васильевича — Антонина,  с началом войны пошла работать на комбинат. Было ей 18 лет.  За свой труд была награждена медалью.  После войны училась заочно и  потом всю жизнь  проработала в 1-м отделе Балхашского комбината.  Вышла замуж за отбывшего срок жителя Западной Украины. Он был призван в Советскую Армию после освобождения Волыни, но за высказывания, сочтенными антисоветскими, был осужден.
    После развала СССР жизнь в Балхаше сильно ухудшилась, комбинат почти не работал, с продуктами было напряженно, также усилились националистические настроения казахского населения. Муж уже умер, она продала за бесценок квартиру и вместе с сыном уехала жить в поселок недалеко от Омска.

    Умерли Василий Иванович и Мария Ивановна  в 1953 году.  Сначала Мария Ивановна, болевшая раком пищевода, а на следующий день от инсульта и Василий Иванович.

   

    Брат Сеня (Семен Васильевич) 1919 г.р. после окончания школы успел проучиться несколько лет в институте пушнины в Томске. Из Томска он и был призван в Армию.  Прошел всю войну, был тяжело ранен. После войны женился на хохлушке из Жмеринки, закончил академию тыла, служил в Германии  и потом осел в Виннице. У них родился сын Александр. Умер Семен Васильевич в 1968 году.

     Георгий Васильевич умер в 1983 году. Ольга Макаровна в 2005. 


Рецензии