О фильме Бойцовский клуб

   «БОЙЦОВСКИЙ  КЛУБ»
(«Fighting club»)
Режиссер – Дэвид Финчер, 1999 г.

   Наш герой, брошенный отцом в шестилетнем возрасте, воспитанный матерью, не ощущает себя «самцом». Он ассоциирует себя с черно-белым, бесполым на вид пингвином, птицей, у которой вторичные признаки выражены слабо.
   Он вполне успешен — работает в чистом офисе, живет в элитном кондоминиуме, разбирается в «галстуках от Армани» и чувствует себя «рабом стиля Ikea» при подборе предметов домашней обстановки. В общем, типичный представитель современного общества потребления.
   Почему же наш герой несчастен, почему страдает бессонницей и ходит, по совету врача, в разные группы взаимопомощи при Методистской церкви? Ему нравится плакать вместе с мужчинами, больными раком яичек, о невозможности выполнять свои мужские функции в группе «Remaining Men Together», нравится медитировать в группе «Tuberculosis: How We Can Fight It» («Боль — это белый луч исцеляющего света...»)...
   Видимо, он чувствует свою нереализованность и одиночество («Когда ты умираешь, тебя действительно слушают, а не только ждут своей очереди заговорить.»).
   Он приходит к выводу, что «свобода есть утрата всяческих надежд».

   Все в его жизни меняется, когда на его пути возникает женщина. Женщина по имени Марла Сингер.
   «Singer» по-английски значит «поющая». Намек на мифическую сирену, зазывающую моряков на рифы? Женщина на корабле — это всегда к беде. Близость самки пробуждает темные инстинкты и заставляет самцов драться между собой...
   Но наш герой еще совсем ребенок, выросший без отца и застрявший в своем шестилетнем возрасте. Присутствие дерзкой соперницы вызывает у него поначалу только жуткий дискомфорт. Она вторглась в «его пещеру» и ведет себя властно («Скользи!»).

   Он хочет «поделить группы», чтобы не пересекаться с ней, чтобы иметь свою территорию.

   Это первый этап становления мужчины: они с Марлой делят группы, прочерчивая между собой границу. Такую же извилистую и замысловатую границу, как между символами «Инь» и «Ян», похожую на разделительную полосу проезжей части, где машины едут в противоположные стороны...
    Очевидно, что нашему герою достается территория «Ян» («У тебя яйца на месте!»), однако, отделившись от женщины, он не обретает покой, а наоборот, окончательно его теряет.

   У него возникает потребность измениться: «Нельзя ли проснуться другим человеком?». Например таким, как этот уверенный в себе молодой красавчик в белом костюме, который  движется на траволаторе в противоположную сторону. Нашему герою тоже бы надо в противоположную сторону... В образе того красавчика и явился ему в самолете Тайлер Дерден.

   Наш герой работает в крупной страховой фирме «координатором по возврату». Легко «быть умником», разбирая и анализируя последствия катастроф. А как он поведет себя, если сам попадет в катастрофу?
   Он представляет себе, как в его самолет врезается другой самолет...
   И сразу Тайлер Дерден, его новый «одноразовый друг», цитирует ему правила поведения в салоне самолета: рядом с аварийным выходом должны сидеть люди решительные, способные в экстренной ситуации выполнить «действия, предписанные инструкцией». Там должны сидеть крепкие мужики! Если не можете «выполнить действия, предписанные инструкцией, попросите стюардессу пересадить Вас».
   «Это большая ответственность!» — уклончиво отвечает наш герой, глядя на аварийный выход, расположенный рядом с его местом.
   «Хотите пересесть?» — подначивает Дерден.
   «Нет, я… вовсе не уверен, что гожусь для этого...»  — смущенно отвечает наш герой.

   Кто же этот Тайлер Дерден, такой самоуверенный и дерзкий? Идеальный самец, в которого хочет превратиться наш герой? Образец для подражания, подсказанный инстинктом?
   Или... это некая искушающая сила?

   Тайлер не видит в нашем герое «мужика», поэтому и подбрасывает ему в кейс вибратор. Причем, он и сам кейс подменяет, подсовывая соседу свое «мыло», и чью-то машину со стоянки угоняет...
   Зато теперь у нашего героя появился повод для повторной встречи с «одноразовым другом» — у него же там, в его собственном кейсе, лежали дорогие рубашки... («Вот как получилось, что я поселился у Тайлера.»)
   А зачем ему куча мыла и вся эта информация о способах изготовления кустарной взрывчатки? («Имея много мыла можно взорвать все на свете.»)

   Вернувшись домой, наш герой обнаруживает свою квартиру разрушенной взрывом.
   В его жизни начались перемены, он ведь сам этого хотел. Пора ему уже осваивать свою «мужскую территорию»!

   Следующий этап взросления: если у самца есть территория, он должен ее «пометить». Наверное, поэтому мальчишки норовят изгадить все, что попадается на глаза — исчеркать учебники, измазать стены, изрезать парты, всем портретам подрисовать усы... (в английском языке «портить» и «захватывать» это один глагол — to spoil).
   Однако, Тайлер не школьник, он гадит более изощренно («он был террористом в системе обслуживания»). К тому же, работая киномехаником, он в конце каждого блока с кинолентой («переход с поста на пост») вклеивал кадр с мужским членом. Наверное потому, что каждый этап становления самца похож на отдельную часть кинофильма.

   Не зря подростковый возраст называют «отрочеством». В эту пору возникает острая потребность отделиться, отречься от семьи, «перерезать пуповину», покинуть прежний уютный мирок, а лучше — взорвать его.
   Наш герой, лишившийся элитной квартиры в своем кондоминиуме, сначала пытается позвонить Марле. Видимо, привык в случае чего сразу бежать за помощью к мамочке, про которую вспомнил, увидев разбитую коробку с приправами («в доме полно специй, а еды нет...»). Уже пора взрослеть. Мужчина должен научиться все свои проблемы решать самостоятельно. Отец его не научил этому. Значит, этому его будет учить Тайлер Дерден.
   Наш герой звонит Тайлеру, но тот не берет трубку. Тайлер Дерден, если ему надо, всегда находит человека сам. Он — сильная сторона.
   И вот они уже сидят в «Lou's Tavern» и Тайлер дает нашему герою очередной урок (первый урок был в самолете): «К черту совершенство, к черту преуспевание, пора эволюционировать...». Его новый ученик робко пытается увильнуть и отступить назад («Вероятно, я получу страховку...»). Но Тайлер убедителен, и наш герой уходит жить к нему в грязный полуразрушенный дом на Paper Street.

   Взрослея, подростки начинают драться. У них вся юность проходит в драках. Наверное, выясняют, кто из них «доминантный самец», и кто заслуживает того, чтобы оставить потомство.
   Инстинкты управляют нами через чувство удовольствия, которое является наградой за правильное поведение («кислород опьяняет...»). Видимо, во время драки у самцов в организме вырабатывается некий эндогенный наркотик.
   Наш герой и Тайлер Дерден создают «Бойцовский клуб», который быстро пополняется новыми единомышленниками. Этот клуб больше похож на секту («Победа и поражение ничего не значили. Бой заканчивался — вопросы оставались неразрешенными. Но ничто уже не имело значения. После боя мы чувствовали, что обрели спасение.»).
   Чем же это лучше группы взаимопомощи при Методистской церкви?

   Следующий этап в жизни мужчины: потеря девственности, первый сексуальный опыт.
   Марла звонит нашему герою, просит спасти ее, но мы видим, что ему нет дела до страданий Марлы, он не собирается  никого спасать...
   Однако, Тайлер, активно упражняющийся в этот момент на заднем плане, издает торжествующие звериные звуки... Конечно же, он спасет Марлу!
   Наверное, у многих парней так происходит в первый раз — какой-то случайной женщине потребовалось от них что-то...
   Душе нашего героя все это противно, но его «внутренний самец» торжествует.
   Чем ярче ночные страсти, тем безучастнее становится сознание («Я стал мудрым дзен-буддистом...»)

   Он сочиняет хоку:
      Worker beers can leave          Рабочие пчелы могут покидать /улей/,
      Even drones can fly away      Даже трутни вольны улетать,
      The queen is their slave.         Матка же — их рабыня.

   До него начинает доходить, что самки не такие уж и властные. Они рабыни, они — снизу. И его мамочка вовсе не «королева».

   Наконец, даже Тайлеру надоедает вся эта грязь («Помыться ей надо! Это для нас траханье — спорт.»). Он просит «спровадить» эту женщину, временную, одноразовую, как платье невесты за один доллар... Наверное, такой же была мать нашего героя в жизни его отца — временной женщиной, их ничего не связывало, кроме секса.
   От  таких связей хочется отмыться — мы видим, как наш герой упорно трет одежду зубной щеткой, «чистит перышки». Ощущение грязи, видимо, символизирует в фильме ощущение греховности. 

   Перед этим наш герой получает первый звоночек «свыше» (с небес?) — ему звонит детектив Стерн из полиции и сообщает, что тот, похоже, занимается саморазрушением («Сынок, это серьезно!»). Наш герой пытается ухватиться за эту «спасительную соломинку» и исповедаться: «Я обожал свою мебель...». Он дает слабину, и Тайлер сразу пытается одернуть его, подсказывая другой ответ: «Уничтоживший мое имущество подарил мне новый взгляд на мир.»...

   Ученика Тайлера Дердена, пока еще, чистота привлекает больше, чем грязный секс, в котором он вовсе не чувствует себя хозяином положения — там за него все решает инстинкт.
   После ухода женщины, Тайлер бросает нашему герою новый вызов: «В защиту Марлы: она до конца пойдет!», намекая на то, что Марла крепче духом. «А я что, нет?» — возмущается его ученик.
   У Дердена есть для нашего героя соблазн посильнее секса — то, что поможет забыть о Боге.
   Если так тянет к чистоте — надо научиться варить мыло! Они будут чистить мир от греха?

   Видимо, на каком-то очередном этапе жизни мужчин начинает привлекать всяческий героизм, а также дерзость, умение бросать вызов обществу. Нарушение правил щекочет нервы, приводит к выработке адреналина. А это уже зависимость!
   (Что люди веками называли словом «дьявол»? Они так называли зависимость, то что владеет ими, против чего они бессильны. Все мировые религии — это в первую очередь учения о том, как противостоять своим инстинктам, пристрастиям и зависимостям, как укреплять дух и бороться с дьяволом.)

   Наш герой уже разобрался с отношением к своей матери, но ему все еще нужен папочка. Он еще хочет быть хорошим сыном. Тайлер Дерден быстро отучит его от покорности перед высшими силами: «Как перья ни цепляй, цыпленком не станешь!».
   Безотцовщине на светлой стороне делать нечего!
   «Каждый представлял отца Богом. Отец тебя бросил, что это говорит тебе о Боге? Признай, что Богу ты не нужен, скорее всего, что он тебя не хотел, он тебя, похоже, ненавидит, и это не самое страшное в твоей жизни... Он не нужен нам! Мы — нежеланные божьи дети...»
   Тайлер целует своему ученику руку и посыпает влажный поцелуй щелоком («Это химический ожог»). Нашему герою его дзен-медитации здесь не помогут, и чистая вода не поможет. Чистота только навредит, медитация только распалит боль! Щелочь надо смывать другой едкой субстанцией — кислотой!

   Отец мальчишке когда-то плюнул в душу, нанес рану — теперь за эту рану нужно отомстить отцу. Богу-отцу! Ведь, что такое Бог? Это нравственный закон, принятый в обществе.
   Тайлер говорит: «Первое мыло было приготовлено из праха героев! А обезьяны, запущеные в космос? Без боли, без жертв не было бы ничего... Сначала ты должен смириться — лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу!».
   В Методистской церкви умирающих учили исцеляться болью. Боль дана природой для помощи человеку.
   Дьявол учит игнорировать мудрые сигналы, посылаемые болью, ради «героических» целей.

   Но была ли обезьяна-космонавт героем? Ведь ею управляли исследователи. 
    
   У нашего «тридцатилетнего мальчишки» место отца занимал босс («С кем бы ты хотел подраться?»). Этот босс находит список правил Бойцовского клуба, забытый в копировальной машине, и по привычке готов устроить своему непутевому работнику «порку». Но наш «самец» демонстрирует ему свою бойцовскую сущность, и начальник отступает.
   Папочка больше не властен над нашим мальчиком! («Слова Тайлера звучат в моих устах, а раньше я был таким милым и славным...»). Видимо, отец не показывал на своем примере как надо жить, а просто перечислял, на какой следующий этап надо переходить сыну («окончи университет... устройся на работу... женись, мальчик...»).
   На определенном этапе жизни парням хочется подраться не только с родителями, но и с признанными классиками, властителями дум («Я бы подрался с Ганди!»). Такова их природа — оспаривать существующие порядки, бросать вызов старым авторитетам.

   Снова звонит Марла Сингер. Звонит ему, а не Тайлеру («Тайлеру она не позвонила, а я, по ее понятиям, евнух.»). Видимо, ей нужно дружеское участие. Но наш герой не хочет отношений с женщиной — у него теперь есть забава поинтересней.

   «Мы продавали богатым женщинам их собственные жирные задницы!»
   Человеческий жир — это символ излишества, символ греха. Из него можно делать и нежнейшее мыло, с ангелочками на этикетке, и... взрывчатку. «Мыло» здесь это и насмешка над обществом, и наказание за грех. Наш герой часто сталкивался по работе с человеческими грехами («Папаша был толстяк — на сидении следы горелого жира»). Теперь они с Тайлером карают общество за грехи.
   На каком-то этапе жизни молодых мужчин тянет к экстремизму. Им нравится чувствовать себя робингудами и вершителями справедливости.
   Эти приключения захватывают душу, и телесные потребности отходят на второй план. Марла пока не нужна. Нужен хороший друг.

   Наш герой встречает Боба — Роберта Полсона из группы взаимопомощи «Remaining Men Together», который в свое время был бодибилдером и из-за передозировки препаратами лишился яичек.
   Боб тоже стал членом «Бойцовского клуба», это помогает ему чувствовать себя мужчиной. В этом клубе уже весьма многолюдно, видимо, проблемы есть у многих.

   А Тайлер Дерден продолжает соблазнять души своими сомнительными идеями: «Я вижу в Бойцовском клубе самых лучших мужчин на свете! Огромный потенциал, и он растрачивается... Мы пасынки истории, мы не востребованы — ни тебе великой войны, ни великой депрессии! Депрессия — наша судьба... Все вранье, и это приводит всех в ярость!

   Вступая в схватку с хозяином «Lou's Tavern», он показывает всем как нужно поступать с сильными мира сего, как оспаривать чью-то власть.

   Тайлер дает членам Бойцовского клуба задание: «Затейте драку с незнакомцем, но так, чтобы вас в ней одолели!».
   Это, вроде бы не сложно, надо просто сцепиться с тем, кто силен...
   Бог силен, он побеждает любовью, поэтому с добрым человеком драться не хочется. (Член клуба поливает священника из шланга, пытаясь вызвать на конфликт. Это выглядит очень глупо. Священник одолеет его в этой драке только если... поддастся дьяволу, проиграв при этом и Богу.)
   Наш герой находит способ, как выполнить задание Тайлера Дердена и при этом победить Бога. Он вступает в схватку... с самим собой, со своим внутренним демоном, с тем, кто пока еще сильнее его («мне вспомнилась наша первая драка с Тайлером»). Он проделывает этот трюк на глазах у босса. Он подставляет босса.
   Если порок одолел сына, то осуждать все равно будут папочку! Побежденный дьяволом грешник потом падает перед Богом на колени и умоляет о милости. И отец-Бог вынужден пойти на поводу и простить.
   Охранники увидели в кабинете подобную картину: израненный подчиненный стоит на коленях перед начальником и просит о пощаде: «Умоляю, не бейте меня больше!».
   Вот так наш герой и задание Тайлера выполнил, и Богу отомстил — заставил босса оформить его на фиктивную должность и тем самым начать спонсировать преступную деятельность клуба («Я — ухмыляющаяся месть Джека!»).

   Наш герой все время анализирует ощущения, возникающие у него в организме («Я — желчный проток Джека!», «Я — холодный пот на лбу Джека!»), сравнивает их с теми описаниями, которые нашел в медицинском журнале. («Джек» это условное имя из статьи, что-то вроде нашего «Иванов Иван Иванович».)
   Видимо, мозг нашего героя еще не работает по назначению, а занимается другими органами («Я — мозг Джека, я регулирую ритм биения сердца, уровень давления и дыхания...»). Мозг у него подключится в самом конце фильма (в прологе нам показали это включение —  первые кадры фильма: по нейронам мозга бежит сигнал...).

   Сначала у нашего героя не было амбиций. Теперь он смело выставляет начальнику требования.
   Наш «мальчик» раньше жил в элитном кондоминиуме «PEARSON TOWERS». Судя по названию, это было престижное место для непростых людей. Слово PEARSON, видимо, образовано из слов «PERSON /персона/» и «PEACOCK /павлин/». «A Place To Be Somebody» /«Место чтобы быть кем-то»/...
   Но ведь павлины распускают хвост только при появлении самки!

   Деньги от босса получены («Это позволило нам с Тайлером Дерденом ежедневно проводить собрания Бойцовского клуба»).
   Рад ли наш герой?
   «Клиенты отеля привлекли Тайлера к суду, обнаружив мочу в супах. Я — никчемная жизнь Джека...».
   Общество пытается реагировать на хулиганство. Члены клуба становятся наглее — они громят город как вандалы. («Полиция изымает катапульты для экскрементов», «Изгажен фонтан», «Пропавшие обезьяны найдены обритыми наголо».)

   Марла нашего героя уже не раздражает («Можешь не уходить. Ты мне не мешаешь.»). Он даже делает первые попытки понять женщину («Что тебе это дает, почему слабый человек всегда тянется к сильному?»). Марла намекает ему, что он такой же, раз тянется к сильному Тайлеру. Дерден тут же подсказывает ему ответ: «Этот разговор... закончен!». Ведь так надо разговаривать с рабынями.
   Но Марла уже заметила «поцелуй Дердена». У нее есть соперники. Целая армия соперников.

   Одним из этапов в жизни мужчин часто является армия. Там их обривают наголо и учат не считать себя людьми. Наверное, хотят сделать из них обезьян («Вы не уникальны. Неповторимая красота снежинки — это не про вас... Вы — разлагающаяся органическая масса...»).

   Тайлер набирает волонтеров. («Почему Тайлер начал создавать свою армию? Ради какой благой цели?»). За хулиганством следует вандализм, а за вандализмом терроризм.
   Вскоре наш герой узнает о существовании некоего проекта «Разгром»: по телевизору показывают горящее здание с гигантским смайликом на фасаде. Волонтеры празднуют эту «победу» и ржут как обезьяны...

   Общество пытается защититься от терроризма (проект «Надежда»). Но, увы, инстинкты владеют каждым из его членов («Люди, которых ты ищешь, вас обслуживают...»).
   В Методистской церкви было, кстати, общество «Надежда» для страдающих хронической анемией...

   Некоторых самцов природа одаривает щедрее, чем остальных. Наш ревнивый герой в приступе ярости чуть не забил красавца-блондина до смерти. Изуродовал его. («Я хотел застрелить каждую панду, которая не хочет трахаться ради спасения биологического вида, я жаждал открыть спускные клапаны на танкерах и загадить пляжи Франции... Хотел уничтожить что-то красивое»).
   Куда дальше? Что могут сотворить с этим миром инстинкты, выпущенные на свободу, не сдерживаемые разумом?

   И вот мы видим первую попытку осмысления: парковщик подгоняет машину и обращается к нашему герою: «Все, мистер Дерден, парковка оплачена!». Наш герой поворачивается к Тайлеру и говорит: «После Вас, мистер Дерден!». Кто же из них мистер Дерден? Почему вести машину доверяют Тайлеру? Это же безумие!
   Поездка заканчивается крушением («Я еще ни разу не попадал в аварию. Так вот что пережили люди, послужившие статистическим материалом для моих отчетов!»).
   Почему Тайлер устроил эту аварию? Потому что его пассажир кричал: «К черту клуб ваш и Марлу! Вы меня задолбали!»? Ему надоело быть самцом, он вспомнил о своей второй разумной человеческой сущности? В каждом из нас есть две сущности — человеческая и животная.
   Тайлер просто увеличил дозу адреналина...
   На машине вместо номера был призыв «Recycle your animals» /пускайте ваших животных в переработку («зацикливайте» ваших животных)/.

   Человечество веками создавало цивилизацию, постепенно обуздывая животные инстинкты. Куда заведет ее Тайлер Дерден? («В мире, который мне видится, ты охотишься на лосей в лесах, окружающих руины Рокфеллер-центра. На тебе одежда из шкур, одна до конца жизни. Ты взбираешься на верхушку небоскреба... и видишь оттуда фигурки людей, которые молотят зерно и раскладывают узкие полоски мяса по заброшенной скоростной автомагистрали... Будь здоров, чемпион!»).

   Тайлер Дерден покидает нашего героя. Тот остается наедине с «планетой Тайлер» («Я жался к стенам этого механизма, чьими шестеренками были обезьяны-космонавты...»).
   Он чувствует одиночество, он весь в сомнениях («Отец бросил меня, Тайлер меня бросил. Я — разбитое сердце Джека!»).

   Марла в качестве женщины Тайлера, женщины для утех, нашему герою сейчас не нужна («Тайлера здесь нет, он исчез...»).
   Вскоре у него не стало и друга. Боба застрелили полицейские во время одной из акций проекта «Разгром» («У нас было задание — уничтожить предмет искусства...»). Зато теперь у проекта есть свой герой («Его имя — Роберт Полсон!»).

   А наш одумавшийся герой проводит расследование, путешествуя по адресам пребывания Тайлера, и выясняет, что он и есть Тайлер Дерден, псих, который «спит один час в сутки». Он звонит Марле, и та подтверждает его догадки («Марла, мы делали это?... Как ты меня назвала?»)...

   «Пожалуйста, переведите кресла в вертикальное положение...»
   «Нарушилась герметичность кабины...»

   Ситуация проясняется, пора искать «аварийный выход»!

   Снова появляется Тайлер Дерден, но выглядит он уже как взрослый мужик, а не как лохматый хулиган. Обритый, с усами... С таким шутки плохи.
   «Мы один человек?» — спрашивает наш герой.
   И Тайлер рассказывает ему все («Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог это сделать. Твои желания воплощены во мне. Ты хотел именно так выглядеть, так трахаться. Я умен, талантлив и свободен от всего, что сковывает тебя... Люди видят себя такими, какими они хотели бы быть. В отличие от тебя, им не хватает смелости... Ты дал себе волю, и все чаще теперь ты — Тайлер Дерден»).

   Тайлер возник после звонка Марле, после... разговоров о сексе («Марла, мы делали это?»). Наш герой начинает улавливать связь между появлением в его жизни Марлы и  появлением в его жизни Дердена (мы уже слышали в прологе: «Все это — пистолет, бомба и революция как-то связано с девушкой по имени Марла Сингер.»).

   «Это переход с поста на пост... Фильм продолжается, а зрители не подозревают, что произошло...».

  Девушка на ресепшене отеля дает ему список звонков — он звонил этой ночью не только Марле...
  Наш герой по этому списку знакомится с террористическими планами Дердена, с планами проекта «Разгром», и приходит в ужас («Я с каждым днем ложился спать все раньше, спал ли я при этом? Или я был Тайлером Дерденом все дольше и дольше?»).
   Он впервые вспоминает о Марле как о своей любимой женщине. Ей грозит опасность!

   Если есть кого любить, то есть и за кого переживать. Было бы здорово, если бы все думали о своих родственниках и дорогих людях — каково им жить в мире, где взрослеющие самцы метят свои территории, устанавливают новые порядки, доказывают всем свое превосходство... («Твои придурки взгрели меня метлой и поломали мне руку.»)
   Наш герой и Марла встречаются в ресторане, он хочет ее угостить («Здоровую пищу!») и предупредить о том, что ей надо уехать. Пытается объясниться с ней («Природа наших отношений была мне не ясна раньше... Ты нравишься мне по-настоящему... Я впутал тебя в историю...»).

   Марлу надо отослать подальше. Нет Марлы — нет и Дердена! Убьют Марлу — лишат его лидерства.

   Посадив Марлу на автобус («Они видят в тебе угрозу!»), он идет сдаваться в полицию, к тому самому детективу Стерну («Я главарь террористической организации... арестуйте меня!»). Стерн ему верит, но члены проекта «Разгром» есть уже и в полиции.
   Наш герой сбегает от них. Ему надо успеть разминировать хотя бы одно из зданий кредитной компании.

   «Я бежал, пока мышцы не начало жечь огнем, а кровь не стала едкой, как кислота... И тогда я побежал дальше...»
   Как мы видим, кровь нашего «Джека» стала «едкой, как кислота». Он готов «обезвреживать щелочь»!

   Мамочку он одолел, Папочку-Бога тоже. Теперь самое трудное — надо одолеть самого себя, свои инстинкты, надо одолеть дьявола! В банке мы снова видим «драку с самим собой». По крайней мере, так ее фиксируют камеры наблюдения. Наш герой борется со своим «альтер-эго», со своим демоном.
   Взрывчатку он обезвредил, одно здание спас. Но Тайлера обычными методами не победить. Надо срочно найти способ! Чем его победить?

   Мы видим нашего героя уже с пистолетом во рту  — Тайлер взял его в плен. Марлу тоже велено вернуть на место... Кто спасет нашего героя?

   Его спасет... «мозг Джека»!
   К нему на помощь уже спешат его собственные мозги! (Это мы видели в самых первых кадрах фильма — по нейронам бежит сигнал...)

   Момент истины: подключившийся в минуту опасности мозг, подсказывает нашему герою, что пистолет грязный. А что пленник Тайлера помнит о чистоте? Его «вымышленный друг» прижигал ему когда-то руку щелочью и говорил, что чистота не поможет... Он учил не обращать внимание на боль...
   А ведь боль дана человеку не зря. Мозг с помощью боли может бороться сам с собой!
   Наш герой, страдая от щелочи, пытался медитировать, как его учили в Методистской церкви: «Боль — это белый луч исцеляющего света...», «Войдите в свою пещеру...». Он тогда на секунду вошел в эту пещеру, увидел там покорную Марлу, и... почувствовал, что ему в этот момент не до нее...
   Оказывается, боль отключает мужской инстинкт.
   Вот и найдено оружие против «Дердена»!

   Наш герой простреливает себе левую(!) щеку. Ему очень больно. Но теперь Марла не опасна. Он поставил свои инстинкты под контроль!
   А любовь, та которая от Бога, от боли делается только сильнее: «Когда ты умираешь, тебя действительно слушают, а не только ждут своей очереди заговорить.»

   «Все теперь будет прекрасно! Мы встретились в странный период моей жизни.» — говорит наш герой Марле, а вокруг взрываются небоскребы...
   В финале нам показывают... «переход с поста на пост». Видимо, автор фильма дает понять, что это лишь конец очередного этапа. Впереди неопределенность...

-----


Рецензии