Истории урок - империи каюк

                Незыблемо стояла метрополия,
                Под варваров прогнулась на вершок…
                И хлам лопатит мельница истории,
                Стирая всё в мельчайший порошок.
                Акакий Швейк. Римская империя.

Одной из существенных примет колониальной политики всех империй в мире является откровенное пренебрежение к религии, обычаям, традициям покоренных народов. Имперская пропаганда во все времена и повсюду рьяно и яро прессует аборигенов за их приверженность духовному наследию своего народа. Зачастую она наказуема насилием, заточением непокорных в тюрьму или их отстрелом. Например, в стране Советов погребальные обряды ингушей и чеченцев постоянно подвергались нападкам и едкому высмеиванию под соусом «заботы о людях», вынужденных на поминки умершего родственника резать скот, что это не всем по карману и т.п. 

       У русского народа есть обычай поминать умерших, накрывая столы не сухарями, и, запивая их не водой, а «огненной водицей». Ну и что?!.. Имею ли я – ингуш, право на похоронах русского друга, коллеги или соседа вместо соболезнования вещать родственникам, убитым горем: «вы не так хороните, слишком много денег тратите на угощения и алкогольные возлияния?!» Надо быть человеком с отсутствием такта и напрочь отмороженными чувствами, чтобы позволить себе подобное, ибо погребальный обряд - это национальная святыня. Она хранит в себе верования, обычаи и традиции народов, идущие из глуби столетий. Культурный человек ни в коем разе, никогда не опустится до такого хамства и нравственной одичалости…

       Также в СССР постоянно практиковалась едко издевательская критика и высмеивание власть имущими, идеологами и зомби-трещотками КПСС-СМИ обычаев кровной мести, умыкания девушек, калыма, многоженства. Иногда сие ядовитое наследие вопиющего хамства и бескультурья всплывает, как дерьмо, и в мире современности. Память-то у воинствующих в невежестве чинодралов, весьма короткая, а знание истории своего народа зачастую на уровне нуля.

       «Повесть временных лет», которую написал монах Нестор в 1110 - 1112 гг. сообщает сведения о различных обычаях восточнославянских племен. Например, древляне «жили звериным образом», мстили убийцам родича по библейскому принципу «око за око, зуб за зуб», браки они не заключали, а «умыкали девиц у воды». Поляне брали за невесту, «что давали» (калым – Х. Ф.). Радимичи, вятичи и северяне также «умыкали» себе жен по сговору с ними, имели по две и по три жены, покойников сжигали, а затем, собрав их кости в глиняные сосуды, ставили на столбах вдоль дорог.

       Кровная месть была запрещена в 1072 г. в своде законов Киевской Руси «Правда Ярославичей» и заменена на систему штрафов, т.е. определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Однако невежды не ведают, что такой запрет на осуществление кровной мести за более чем 12 столетий до восточных славян был установлен в Римском праве.

       Данный факт не свидетельствует о варварстве, дикости или отсталости восточных славян - предков русских, украинцев и белорусов. Он попросту - один из этапов их общественного развития. Через такие же этапы проходили все народы планеты. Именно поэтому, если допускается критика обычаев и традиций народов РФ и, в частности Северного Кавказа, под соусом дикости и отсталости, то это болезненно задевает чувства национального достоинства и чести инородцев. Такой шквальный «артобстрел» - расправа с их традициями и обычаями, ни в коей мере не способствует установлению взаимоуважения, взаимообогащения и межнационального согласия.

Для иллюстрации такой безмозглой и безнравственной политики можно привести пример из современности, связанный с ношением хиджаба, платка и т.п. у мусульманских народов России и стран Запада. Эти государства разными нелепыми мерами пробуждает у части населения своих стран неприятие этого обычая и фактически способствует разжиганию в нем неприязненных чувств к мусульманам. Но ведь достаточно было бы государственным невеждам любых стран и народам, сознание которых они остервенело оболванивают, заглянуть в прошлое своих этносов и узреть там подобия хиджаба и прочих разнообразных элементов одежды, в том числе и подобия своих обычаев и традиций.

Я в далекой молодости носил фуражку, затем - шляпу, а потом - вообще избавился от головного убора. Ну и что? Разве данный фактор, отражается на внутреннем мире человека? Разве от него зависят нравственные, умственные и деловые качества человека? Так какого же рожна нам тогда так реагировать на внешний антураж, игнорируя одно из правил нравственности, которое гласит: «Чужую душу не трожь»?

Следовательно, именно государство раздувает, а народ его агит-варево и пойло поглощает и свою душу крайне обедняет и оскверняет, ибо один из моих любимых писателей Антуан де Сент-Экзюпери обосновал норму толерантности: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

       Властвующим бестактным невеждам, СМИ-трещоткам и сонму прочих «Иванов, не помнящих родства», следовало бы знать историю своего народа. И, памятуя о том, что каждый народ проходил этапы своего становления от «детства до зрелости», никогда и ни в коем разе «не лезть со свиным рылом в калашный ряд». Мы - ингуши и чеченцы, как и другие народы России, как-нибудь сами разберемся со своими обычаями и традициями, проходя через те же этапы общественного развития, как и другие народы мира.

Справедливости ради, надо отметить, что обычай умыкания у ингушей ныне сошел на нет, а многоженство как в СССР, так и «демократической» РФ носит единичный характер. Таким образом, совсем не благодаря бездарно невежественной пропаганде чинодралов ингушский народ трансформирует свои обычаи и традиции. Тем более, что факты реального, но скрываемого, многоженства, хотя и редко, встречаются и в настоящем у любого народа РФ.

       Еще одним характерным признаком империй является насаждение культуры метрополий в колониях посредством следующих имперских мер. Родные языки завоеванных народов всегда ставятся в заведомо невыгодные условия. Только на «великих и могучих» языках метрополий осуществляется обучение во всех сферах образования, делопроизводство, судопроизводство, официальная переписка, воинская служба и деятельность государственных органов, организаций и учреждений. Таким образом, имперская политика вышвыривает языки предков аборигенов на задворки общественной жизни, низводя их до уровня «кухонного» языка.

       Развитие науки, словесности, искусства в реальности любых империй совершенно невозможно без знания языка метрополии. В век технологий к этому списку «тихого убийства» самобытного духовного наследия аборигенов добавляется радио, кино, ТВ и интернет. Они подаются фактически только на языке империи, а не родных языках инородцев. Преподавание литературы, истории, музыки,  искусства и т.д. буквально во всех звеньях образования на 99 % подается только как история, словесность, искусство, музыка - творение имперского народов. О духовном наследии покоренных народов во всей системе образования, в особенности, при обучении истории и литературы говорят вскользь, походя - парой ничего на значащих фраз.

       Литературу и язык, историю, искусство покоренных народов проходят в усеченном временном режиме - на уровне факультатива, то есть в качестве необязательного изучения. Подобное преподавание напрямую и исподволь - на уровне подсознания, всем персонам «подозрительных национальностей» внушает идею о величии культуры, истории «старших» братьев и ущербности, бедности  - у «младших», то бишь инородцев. 

       Следовательно, сфера использования родных языков народов в любых империях низведена до бытового уровня. В итоге подавляющее большинство инородцев не умеют мыслить, писать и читать на родном языке. Естественно, все это не может не вызывать недовольства у ассимилируемых народов.

       Издевательски оскорбляя, унижая чувства национального достоинства и чести народов, угодивших под сапог империи, ее элита сама нравственно деградирует и приобретает ряд политических, экономических, социальных последствий и болезненных межнациональных противоречий. В конечном счете, они все вместе взятые становятся отменным горючим, которое элита имперского народа швыряет в топку развала империи.

Подобная безмозглая и безнравственная государственная политика, не способная заглянуть в будущее, мыслящая только категориями сегодняшнего дня и нацеленная лишь на сохранение своей власти и собственности, рьяно и неустанно творит все необходимые условия для распада любой империи. Причём национальный вопрос в данном действе играет весьма важную роль, как одна из мощных сил, раздирающая государство в клочья, ибо «Большая империя, как и большой пирог, легче всего съедается с краев» (Б. Франклин).

Сия истина была подана в более развернутом виде с указанием самой фундаментальной причины распада империй неким Теткораксом: «Империя объедается с краёв, но сгнивает изнутри». Категорический отказ правящей элиты в проведении политических, экономических реформ, узурпация власти и собственности, коррупция, клановость, жестокая национально-карательная политика являются главными составляющими гниения империй и их развала.

Здесь рассмотрена только одна из межнациональных проблем любых империй - лишь их малая толика, которая создается властвующей элитой для народов своих страны. Подобная политика ввергает империю в полыхающее горнило распада государства. Этой государственной политике стратегической безмозглости и аморальности политически выверенный приговор от имени и лица поэзии вынес И. Губерман. Но касается он не только России, как об этом написал поэт, но и любого государства, проводящего имперскую политику в отношении своих народов.

Россия красит свой фасад,
чтоб за фронтоном и порталом
неуправляемый распад
сменился плановым развалом.

Хамзат Фаргиев

19 января 2022
http://proza.ru/2022/01/19/994

Примечание

Некоторые другие аспекты распада империй рассмотрены в следующих статьях:
а) «Сея в чужом краю беду, в своем - пожнешь пагубу».
 http://proza.ru/2021/03/23/883
б) «Быть ли стаей волков либо сворой псов». http://proza.ru/2019/11/22/1837
в) «Стандарты двояки - корысти маски». http://proza.ru/2020/09/21/783
г) «Истории внемлите, Оболдуевы Оболты». http://proza.ru/2019/04/13/606
д) «Творящий произвол, обретет страны развал».
 http://proza.ru/2018/06/25/549
ж) «Язык убивают - душу народа умерщвляют». http://proza.ru/2018/08/20/275
з) «На Божье посягать - свое потерять». http://proza.ru/2021/11/22/697
и) «Лафа менту - хана народу». http://proza.ru/2021/12/27/998

***

Рисунок Александра Дьякова 1993 года «Широка была страна моя родная».


Рецензии