Исповедь Хищник

 
 В 1959 году, по болезни, Борисов уходит с  поста главного энергетика. Вместо него появляется молодой образованный болванчик.
Но сейчас совсем о другом. В это время я поступил на курсы радиомехаников в  радиошколу и увлекся изучением и исследованием свойств ультракоротких волн. Первым в городе получил разрешение на работу в эфире. Мой позывной был "RL7AHT". Первая связь в жизни была с селом на Украине "Пятихатки". Оператор - Леонид. Ультракороткая и
коротковолновая связь - это был предшественник нынешнего Интернета. Вот только требований к операторам этой связи были жесточайшие. Не только за хамство, нецензурщину, а просто за грубость и нарушение правил международного обмена, оператор
предупреждался или лишался позывного. Аппаратура: передатчик и приемник, а так же
антенное поле должны были быть самодельными. После каждого удачного радиообмена мы
обменивались карточками питания, в которых указывалась характеристика аппаратуры,
качество ее работы, погода, климат, возраст оператора и т.д. Карточки - квитанции из любой
страны пересылались бесплатно. Это было интересно и захватывающе. Мы ночами сидели у
приемников и "ловили" операторов на тысячи километров.
Но это так сказать вступление.

В 1959 году в Кокчетав были доставлены два
энергопоезда - угольные, тепловые электростанции мощностью по 40 тыс. КВА. Элеватор
был подключен к энергопоездам, а поселок элеваторщиков - электорофицирован. Но в поселке возникла проблема. При  электрофикации были заложены тонкие сетевые провода, поэтому
вечерами напряжение в домах элеваторщиков понижалось до 150 вольт. Желая улучшить
освещение, жители вкручивали мощные лампы до 300 Вт. Этим самым еще больше понижали мощность. На все мои советы поставить лампы малой мощности я получал только оскорбления. Так как радиостанция при таких колебаниях напряжения не могла работать, я решил изготовить регулятор напряжения по формулам Никола Тесла. В этом   регуляторе использовался плавающий резонанс колебательного контура. С помощью логарифмической   линейки, рассчитал и составил схему этого регулятора. В течении двух месяцев собрал и при   первом же включении пришел в "телячий" восторг.

  Регулятор не только поддерживал напряжение. Он не боялся короткого замыкания. При понижении напряжения менее 200 В он повышал выходное напряжение до 230 В. А при напряжении питания 220 В выдавал 210
Вт. При низком входном напряжении ограничивал мощность потребления на выходе до 300В. При нормальном напряжении 220 Вт позволял снимать 500 Ват. Потребление для" собственных" нужд у регулятора было 20 Ват. Я решил использовать для  экономии люминесцентную  лампу мощностью 30 Ват. И когда  ее включил, окно нашей комнаты вечером засветилось
дневным светом. Жители поселка в виду своей безграмотности и темноты решили, что ворую электроэнергию и поэтому у них тускло горят лампы, а у меня дневной свет.

 В областной газете "Степной маяк" появилась статья "Хищники", в которой на ряду с нелегальными потребителями энергии (мимо счетчиков), упоминалась  моя  фамилия и инициалы. В упоминании говорилось, что я изобрел устройство, которое позволяет воровать электроэнергию мимо счетчика, забирая ее у других потребителей. Говорилось, что для
питания радиостанции мне необходима большая мощность.
Пришлось доказывать свою правоту у главного редактора газеты. Была создана комиссия Энергонадзора электросетей во главе с главным энергетиком элеватора. Комиссия убедилась, что регулятор потребляет мощность не более 60 Ват, когда работает освещение и радиостанция. Когда я им продемонстрировал работу регулятора, они просто "опупели". На
этом вопрос "хищника" был закрыт.

Попытки повторить схему регулятора мне и другим
специалистам успеха не имели: толи железо попалось особое, толи обмотки были намотаны как - то по - другому. Регуляторы боялись короткого замыкания, потребляли большую собственную мощность, не имели плавающего контроля за выходным напряжением. Исследовать тот регулятор я не стал. Он отработал пять лет. Схема затерялась. Уезжая из
Казахстана, я подарил его земляку из Баранович.

К этому времени я перешел в отдел  правительственной связи КГБ техником. Там было что исследовать, изучать. Там же  получил первое удостоверение на рационализаторское предложение за подписью генерал -майора технической службы КГБ Шемракова. Спустя год возглавил радиошколу ДОСААФ, а так же по совместительству стал завучем производственного обучения в средней школе №1, где директором был бывший командир партизанского отряда Барановичской зоны Медведев  Иван Тихонович. ЧЕЛОВЕК – ЛЕГЕНДА.


Рецензии