Обитатели Семискульского Братства

В опустевшей деревне Семискуль Мокроусовского района у здания заброшенной церкви, с восточной ее стороны, как и в большинстве населенных пунктов округи, имеется безымянная братская могила. Понятно, что это «след» братоубийственной гражданской войны. Но есть ряд моментов:

1. большая часть источников утверждает, что могила эта 1921 года;
2. есть мнение, что могила появилась в 1919 году;
3. не найден паспорт захоронения;
4. не понятно, почему убиенные не похоронены на сельском погосте, что недалеко?
5. почему нет списков захороненных? Какие – то имена?
6. авторитет в вовпросах гражданской войны на Тоболе Олег Винокуров в ранних изданиях предполагал, что братские могилы в Семискуле, Селезнево, Шелепово появились в 1919 году;
7. на данный момент он допускает следующее: «Здравствуйте уважаемый Александр. В перечне могил периода гражданской войны, хранящемся в Мокроусовском районном музее, относительно памятника у д.Семискуль сказано, что это братская могила красноармейцев и граждан, датированная 1921г. Других данных о ней нет. Я лишь предположительно могу представить, кто может там быть  похоронен. Например Михайловский предволисполкома Быков, убитый по свидетельств очевидцев в Семискуле, но чьё тело так и не было обнаружено родственниками. Либо краснлармейцы 6го запасного пулеметного батальона, подавлявшие мятеж. Пока я продолжаю работу с архивами, надеюсь, что что нибудь обнаружится. Но видимо, в этой могиле не были похоронены никто из местных жителей, иначе их имена бы помнили. С уважением Олег».
8. Большинство захоронений 1921 года как раз не на кладбищах, а в центре села, у церквей, на площадях. И ещё вплоть до ВОВ туда подзахоранивали. Причины те же самые, по каким погибших в ГВ стали хоронить у стен Кремля, а не на московских кладбища, новый культ;
9. На окраине далекого села Семискуль Мокроусовского района стоит скромный памятник. Это братская могила 70 красных воинов, павших в бою с мятежниками в 1921 году. Эта могила – последняя пристань бойца конного отряда милиции г. Кургана Катанаева Ивана Федоровича. Он храбро сражался и погиб на поле боя от злой бандитской пули [Гаврилов Ю.Г. Страницы истории зауральской полиции].
10. В эту командировку он мог бы не ехать, так как накануне он был ранен. Однако он не смог лежать на больничной койке, когда гражданская война полыхала за окном, когда бандиты без суда и следствия уничтожали всех, кто поддерживал советскую власть. «Не время отлеживаться – сказал он и жене Екатерине – надо бандитов бить» и выехал с отрядом. Не довелось Ивану Федоровичу больше вернуться в родной дом. В жестокой схватке с бандитами он пал смертью храбрых. 11. Любопытно, что в селе Шелепово на берегу озера, отдельно от могилы 1921 года, находится братская могила семидесяти красноармейцам, погибших в бою с колчаковской конницей. Фигурирует то же самое число – семьдесят семьдесят [Папулов В. М. На берегах Кизака. — Мокроусово, 2009. — С. 337.].
12. Со слов жителя Одино, Евгения Галкина, который в свою очередь ссылается на рассказы Кишеевой Татьяны: "После ожесточенных боев было много трупов. Когда трупы стали вытаивать вдоль займища (озеро Куртан), жители собрали их и захоронили в братской могиле. Такая информация многое объясняет. Это и подтверждает версию о захоронении и правительственной и повстанческой сторон и отсутствие списков, трупы, в большинстве своем, оказались неопознанными. Кишеева Татьяна - высокая, крупная женщина. жила в Семискуле, ходила по грибы в леса севернее озера. Собирала грибы. даже поганки. Поганками уток кормила.
Кишеева Татьяна Петровна, 1896 г. р. Последние годы жила в Одино Умерла примерно в 1988. Когда жила в Семискуле, рассказывала внуку, что в земле находила даже золото. Но вот куда она его дела-никто не знает. Может, отдала кому.

Нина Ивановна Иванова рассказывала (с чьих-то слов) моей маме  Шапоренко Фраине Ивановне о трупах, лежавших штабелями у пустой избы, потом их захоронили в братской могиле.


Рецензии