Глава 13. Если подруги больше не подруги, то как п

Глава 13. Если подруги – больше не подруги, то как провести лето?

Лето!!!
Просыпаюсь почти в полдень, засыпаю далеко за полночь.
 
За мной, впервые за последние года три, заходят Королевна, Кнопка и Задира, приглашают прогуляться на Донецкое море.
- Что, всё, нет больше украинского класса? – говорю я, пока мы бредём через лес.
Королевна и Кнопка остаются в нашем лицее, будут учится в гуманитарном классе вместе с Элитой. Я и Умница попали в математически-правовой класс, к Машке, Ладка тоже с нами. Во время экзаменов моя мама уговорила маму Друга не ломать мальчику жизнь сомнительным техникумом, а дать доучиться нормально и поступить в университет. Задира будет учится в техникуме, Шпротик – в ПТУ, где преподаёт её мама. От своих девчонок я услышала, что Мика тоже ушла к маме в техникум.

- Ириска, ну скоро ты там? – топчемся на пороге у подруги, сегодня у Ирисок выпускной. Провожаем красавиц к школе: одна из них в нежно-зелёном платье, вторая в синем брючном костюме.
- Ты такая красавица! – говорю подружке: обычно она предпочитает джинсы, кроссовки и футболку, а сегодня волосы накручены и даже губы накрашены.
- Да ну перестань! – смущается девчонка. Она уже поступила в ДПИ, обе они будут на одном факультете.

Встречаюсь со своими ХИМиками, гуляем по центру города, пьём «Лонгер». С тоской смотрю на улицу, где живёт Лина, проезжая мимо на маршрутке. Может, взять да и набрать номер телефона, который я помню наизусть? Нет. Пусть она первая. 
Несколько раз к Дженни подходят какие-то её знакомые ребята, здороваются и остаются гулять с нами, подружка знакомит нас между собой. Как-то, посадив девчонок на маршрутки на площади, мы с Викой идём по бульвару к нашим остановкам и встречаем моих знакомых.
- Погуляем ещё? – предлагаю Вике. Знакомые пригласили нас посидеть с ними.
- Почему ж нет. – Говорит Вика и садиться на лавочку. – Может, давай какой-то «шейк» напополам возьмём? А то целый мне уже много будет.
И мы гуляем ещё пару часов, Вика обменивается телефоном с новыми друзьями и уже в сумерках мы продолжаем пусть к автобусам.
- Я так рада, что со всеми познакомилась. Спасибо тебе. – Говорит Вика. Она очень откровенная, часто рассказывает мне очень личные вещи, говорить о которых с кем-либо у меня бы не хватило духу. – А то ведь у меня совсем подруг нет. И не было никогда...
- А теперь – есть. Вика, ты ведь можешь в любое время мне звонить и предлагать погулять. Сейчас лето и вряд ли меня не отпустят.

И Вика звонит через день или два. Её дурацкое АТС заставляет нас практически орать друг другу в трубку «В два?! В час?!» и надеяться, что ты правильно услышала собеседницу. Через пару часов мы уже в Парке, бросаем рюкзаки на траву и падаем рядом со слабоалкоголками в руках, я даю ей сюрприз: кто-то принёс мне статьи о ХИМ, а у меня уже есть такие, и подружка восхищённо взвизгивает.
- У тебя есть работа на лето? Можешь помочь с этим? – спрашивает Вика и я немного удивлена: ей же всего 14, какая работа в таком возрасте! – Хочу заработать. Мать всё пропивает, иногда и жрать нечего. Не хочу жить нищей.
Ого. Мы думаем, куда могут взять на работу ребёнка, да ещё что б не обманули. Через пару дней подруга рассказывает, что нашла подработку у родителей кого-то из одноклассников в кафешке в своём районе. Конечно, не официально и на неполный день.
- Зато у меня будут свои деньги! – гордо оповещает она. - Ната, а ты можешь потом со мной пойти помочь мне выбрать какую-то одежду? Знаешь, где можно дёшево купить?

В один из дней кто-то хватает меня за руку в центре.
- Привет! Ну как, выпустилась?
Мой старый знакомый «неформал». Идём гулять по городу, катает меня на мотоцикле, подвозит домой.
- Слушай, высади меня тут, я дальше сама спущусь.
У родителей будет инфаркт, если длинноволосый парень на мотоцикле привезёт меня домой. Он, кажется, понимает, что к чему и улыбается глазами.
- Я могу позвонить тебе? Как с тобой встретится? – спрашивает он аккуратно, что бы я не запаниковала.
- Знаешь, ты можешь набрать меня в субботу или воскресенье, я сама дома до трёх. Или днём в обед. – Диктую свой простой номер.
- Я попрошу сестру набрать. – Смеётся он и я краснею. Чёрт.
И он звонит (вернее, звонит его сестра, болтает со мной минут пять, потом передаёт трубку брату). Парень приглашает меня погулять в парк, договариваемся, где он меня встретит.
- Знаешь, - говорит мой «парень», - я бы, наверное, сошёл с ума, если бы мою пятнадцатилетнюю дочь подвозил на байке какой-то волосатый тип.
- Я берегу их нервы!
- И свою репутацию? Хотя я думал, что тебе ну хотя бы восемнадцать, ты выглядишь старше. У тебя глаза взрослые.
- А я малявка, да?
- Вроде того. Но ничего, я подожду, пока ты подрастёшь.
Мы лениво прогуливаемся по парку, потом едем на набережную, потом заходим к «неформалам», мой спутник следит за временем и к девяти подвозит меня домой. На прощание парень обнимает меня и похлопывает по плечу, разворачивает мотоцикл и я остаюсь у дороги одна.  Эй, я рассчитывала, что мы попрощаемся по-другому!
Девчонки со двора злятся. Я пропадаю в центре, а тут ещё какой-то парень, с которым я их не хочу знакомить и вообще я его выдумала, наверное. Ну куда мне знакомить его с детьми? Он решит, что и я такая же маленькая, а ему, на секундочку, уже целых двадцать лет!

На пороге возникает Рыська.
- Выходи, погуляем.
Идём вдоль реки. Рыська закуривает – это что-то новенькое! В нашем девчачьем царстве никто не курит… Рыська не ушла в техникум, но и в школу она ходить больше не будет – так решила её мама. И вроде бы как осенью парень её мамы забирает их жить в Киев и там Рыська будет получать образование дальше, а может даже пойдёт в школу моделей.
- А ты правда с парнем встречаешься?
- Ну, типа того.
- У него правда есть мотоцикл?
- Ну да. Типа того. – понимаю, что она «засланный казачок».
- А. А Машка говорит, что ты его придумала. И Мика так считает.
- Я что, такая страшная, что  у меня не может быть парня? – взрываюсь я. – А что ещё она говорит?
- Ну. Они решили объявить тебе бойкот и с тобой не разговаривать, пока ты не скажешь правду.
Впадаю в ступор. Ну и дела! А что я должна им сказать? Я и так рассказала, что познакомилась в центре с ребятами, гуляю с ними иногда, что мной интересуется один из них. Ну, приврала на счёт парня. Мы просто гуляем вместе, когда есть возможность. Я, наверное, слишком мелкая для него, он и называет меня Малая.
Возвращаемся во дворы. Подходим к девчонкам, сидящим на лавочке, все замолкают при нашем приближении.
- Ничего мне не скажешь? – спрашиваю Машку. Машка смотрит мимо меня. – Всё понятно.
Ухожу. Рыська уходит со мной.

Может, в чём-то тут и моя вина – забыла про подруг, отдалилась. Но чаще всего я возвращаюсь из Центра уже позже девяти – лето же! – и остаться во дворе с девчонками у меня просто нет сил! Бывает, что днём звонит Дженни или Кэт с телефона-автомата и предлагают встретиться в три на площади, например. Я здороваюсь с девчонками на лавочке и бегу на маршрутку. Или на встречу с новым другом.

Жалуюсь Ириске на свою беду. Ирис пожимает плечами – она старше, она уже официально студентка и наши детские беды от неё далеко.
- Идём на концерт на площадь на следующей неделе? - приглашает меня старшая подружка.
Пишу Викки из соседнего городка, что такого-то числа буду на площади, приходи! Она звонит и назначаем время и место встречи.
Для меня навеки останется тайной под семью замками то, как мы находили друг друга и узнавали без мобильных телефонов, не видя в глаза ни разу в жизни. Викки и Сандра сразу подошли ко мне и к одной из Ирисок! Девчонки – старше нас, совсем взрослые, Викки – 19 лет, Сандре – 18.
- Идёмте за вином и на площадку, - Сандра сразу планирует вечер. Ого! Две бутылки вина!
Сидим во дворике, пьём вино (дешевое и крепкое), обсуждаем ХИМ. Моя челюсть отвисает, когда я узнаю, что у Сандры уже есть ребёнок и они с Викки кумовья.
Концерт закончился, люди с площади разошлись. Прощаемся с девчонками, бежим на маршрутку. Уже одиннадцать часов, ну и дела! Мне дома просто голову оторвут! Иду по ночному району, полночь, на полпути встречаю злую маму.
- Время сколько?
- Да мы ждали маршрутку!
- Вот всё, больше никуда не пойдёшь вообще никогда в жизни до самой пенсии!!!
Днём захожу к Ирис и получаю дозу воспитания еще и от неё: ушли, ничего не сказали, где-то ходили неизвестно с кем, девчонки искали нас, что б ехать домой, но не нашли и поехали без нас.

Отправляюсь в летний лагерь в лес.
Скучно. Вокруг – одни «цивилы» и все младше меня, сущие дети. Однако, всё не так плохо – идём купаться на большую реку, где я на спор ныряю с высоченного моста, заслуживая этим уважение среди отрядов и двое суток в «изоляторе» за нарушение дисциплины. Поход на старый котлован, где во время Второй Мировой шли бои и можно откапывать там настоящие пули. Экскурсия в монастыри, рассвет в горах, сваренный на костре суп.
Нас привозят за день до начала смены – детей много, автобусов на всех не хватает и везут «в два захода». Лагерь ещё пуст. В первую ночь нас в палате четверо и маленькая дочка вожатой, немного жутко, к тому же нет света. Зато мы выбрали себе лучшие кровати и шкафчики, притащили самые набитые подушки и даже одеяла!
Двадцать один день бездельничаем в славяногорском лесу.
Я не понимаю до сих пор, откуда взялся этот супер-гигиенический обычай: назначать «душевой день» всего три раза за смену! Лето, жара, а помыться никак. Я привыкла мыть волосы каждые три дня, здесь же приходится либо завязывать отросшие грязные прядки в хвост, либо мыть их в раковине, где умываются. Либо в биде – там хотя бы есть горячая вода. Про ноги и подмышки я уже промолчу. Ладно, когда ты чуть младше и не так озабочен гигиеной, хотя купание раз в неделю – то ещё удовольствие. Помнится, как мы выиграли какой-то конкурс и в качестве приза вместо купания в озере выбрали посещение душевой...

Возвращаюсь в город, бегу скорее к своим ХИМикам и к своему «парню».
- Пойдёшь на «сейшен»? – приглашает меня подружка. Помня свой концерт и миниатюру «Дочь вернулась поздно домой», сильно сомневаюсь в возможности похода. Однако, мама отпускает, но «что б не как в прошлый раз!».
- Привет, Малая! – «парень» знакомит меня со своими друзьями. Друзья немного пьяные, но я под надёжной защитой и никто меня не обижает, но и выпить не предлагает.
Открываю «Лонгер». Через пять минут бутылка конфискована из моих рук, «парень» отводит меня в сторону и тихо, что бы никто не слышал, рассказывает, что «тебя от этой гадости сейчас развезёт, дома ты что скажешь? Не смей вообще эту отраву пить!».
В половину одиннадцатого понимаю, что домой добираться далеко и я сейчас снова попаду в немилость и утрачу доверие родителей на веки вечные. Видя ужас в моих глазах, «парень» подвозит меня практически до дома.
- Спасибо. Меня бы просто убили.
- Знаешь, твои родители в чём-то правы. Мы все проходим через взросление, через несколько лет будешь с тоской это время вспоминать. – философствует мой герой, поправляет свои шикарные волосы и исчезает в дали.

Иногда я думаю о том, что буду просто ужасной матерью: я ведь прекрасно понимаю, что такое «подросток». Именно запретный плод самый сладкий и если нет возможности попробовать его дома, то непременно нужно возможность найти и мечту осуществить. Желательно ещё и не «спалиться». И если ребёнок не захочет – то ты никогда не узнаешь. О некоторых вещах не пишут даже в Личный Дневник!

Папа заносит в дом большие коробки. Компьютер! Мне купили компьютер!
Подключаю, включаю… А что дальше? А, ну вот тут всякие пасьянсы есть…
- Для учёбы. – наставляют родители.
- Мне компьютер купили! – хвастаюсь Рыське и она радуется такой обновке.
- Ну и зачем он тебе? – высокомерно удостаивает меня фразы гуляющая с нами Мика.
В голове куча язвительных ответов, но… я внимательно смотрю на неё и пожимаю плечами. Не хочу ей отвечать. А зачем подростку нужен компьютер, эта мечта (вернее, одна из мечт) детей девяностых? Да просто нужени всё! Сейчас он почти «пуст», но со временем появятся фильмы, игры, музыка, переводчик для занятий английским, а потом – выход в Интернет!

Если я не в центре, то вечером выхожу с Рыськой – она сама часто за мной заходит. Иногда с нами увязывается Мика и тщательно игнорирует мою персону. Рыська курит и Мика тоже закуривает, скорее для того, что бы показать мне свою «крутость», показать, что она не какая-то пай-девочка.
Со «своими» девчонками мы не разговариваем. Машка, как обычно, уехала в деревню, Мелкая, которую не возможно было отогнать от меня год назад, либо молчит, если гуляет с нами, либо общается только с Микой и Рысью. Скоро Мика находит в Мелкой соратницу в ненависти к моей персоне и эти двое сопровождают колкими замечаниями всё, что я скажу. Рыська извиняется, просит нас прекратить и чаще гуляет только со мной вдвоём – подобная ругань ей не приятна.
- Знаешь, Мика очень переживала из-за ссоры с тобой. Даже плакала и не могла понять, почему ты не хочешь с ней общаться. – откровенничает Рыська. – Но я же видела и слышала то, что она говорила и как высокомерно тебя обсуждала за спиной.
- А Машка... Ну, она... Как это сказать? Она не принимает то, что выходит за её личные рамки. – Продолжает рассуждать Рыська. – Я так поняла. Если ты не согласен жить так, как она, то ты ей больше не друг. Даже если бы этот твой мальчик приехал и предстал пред её очи – она бы всё равно всех против тебя настроила.
- Ты права. Вспомни Ленку. Она с нами гуляла, а потом у неё появился мальчик, девчонки-подружки из старших классов – и Машка уже нос воротила, и обсуждала, какая Ленка ужасная. Теперь моя очередь.
- А сколько раз она со мной переставала разговаривать из-за того, что мне скучно сидеть на лавке и я предлагаю пройтись? Вспомни!
И Рыська действительно права. Помню, как ещё совсем мелкая, может, даже дошкольница, я возвращалась с моря и с ровесницей, дочкой друзей моих родителей, сидела в машине. Машка хотела подойти, но на полпути остановилась и вернулась на лавочку. Когда через час я вышла во двор, то услышала «Уходи, мы с тобой не дружим!», хотя перед отъездом мы не ссорились. То же самое было, когда я вышла во двор в обновке, которую папа привёз из Польши. Может, с такого раннего возраста она завидовала тому, что у меня было что-то чего не было у неё? А ведь правда? Просто я никогда не задумывалась об этом – я ведь никогда не завидовала. А теперь – друзья в центре и мальчик.

Хотя, я могу ошибаться – это ведь субъективное мнение. Да и сейчас, столько лет спустя, вопрос «Слушай, а за что вы меня травили, когда мы были маленькие?» будет звучать глупо.

Дети бывают очень жестоки к своим ровесникам, как и подростки. Да-да, любой взрослый сейчас скажет «Ну что вы, вот у нас такого не было! Вот в наше время...». Но это – бессмысленная попытка оправдать себя. Утопленные портфели, камни, подножки, синяки, порванные тетрадки – в любом классе, в любом дворе всегда есть такой страдалец. И я скажу фразу, за которую секта взрослых предаст меня анафеме: в этом есть и вина родителей. «Ах, у Дарьи Петровны сын приносит одни пятёрки! Ах, у Марии Фёдоровны дочь заняла первое место в лепке ушей из теста!» Знакомо, правда? Ах, мои дорогие взрослые, вы ведь не мыслите мыслями (спасибо за тавтологию) детей и вам не понять их простоты – раз он лучше меня, раз мама хвалит его, а не меня, то нужно его осадить. Как? Просто. Налить воды в портфель или закинуть сменку на дерево и посмеяться. А есть ещё другой тип родителей. «Мама Миши купила последние колготки, немецкий дефецит! Не дружи с Мишей! Он – плохой!». «Его бабушка в четыре года учит его читать и писать, вот странные люди, правда?» - и дети мотают на ус. Они впитывают вас, ибо ваши слова создают их мир, в котором дети – губка, лакмусовая бумажка, фильтр.
Я не знаю, как нужно правильно воспитывать детей, в свои тридцать с хвостиком я сама – ребёнок. Но я точно знаю одно. Если однажды я узнаю, что моё дитя было в группе тех, кто кинул портфель в лужу или дразнил кого-то – в первую очередь я хорошенько отчитаю родителей этих сообщников. При детях.
Вы думаете, что я не могу себе этого позволить? Ошибаетесь.

Стою на площади, жду Тэсс. Наконец-то сегодня мы впервые встретимся за пределами мира писем! Подходит девушка. «Ого, вот это бюст!» Хозяйка бюста движется ко мне – это её я жду, оказывается! Чёрная юбка «рыбий хвост», очень модная тогда в 2002 году, серебристый топ на стальном обруче вокруг шеи, каблучки, непослушные кудри (сколько раз за последующие два десятилетия я плакала, утыкаясь в них носом!). Моя Тесс. Как описать вам её лицо? Её глаза зелёные, её черты вполне обычные, но когда она улыбается – будто начинает светить ещё одно Солнце!
«Я некрасивая» - напишет мне моя Тесс однажды, а я в очередной раз подумаю, что она – красивее всех красавиц и лгун тот, кто попробует доказать мне обратное!Начинается просто невозможный ливень, убегаем в переход, мокрые! Даю ей адрес Викки – они, оказывается, почти соседки! Тесс конвоирует папа и, глядя на кошмарную непогоду, он вызывается развезти меня и Вику по домам. Глохнем в луже, выходим из «москвича» и начинаем его выталкивать. Справились, с горем пополам!

- Привет! – неожиданно слышу голос Твигги в телефоне. – Пойдём с нами с Фишкой на День города гулять?
- А Лина будет?
- Нет. Лина теперь только с парнем гуляет. Мы вообще в последний раз в школе виделись.
А ведь и Лина сдавала экзамены, переживала, выбирала наряд на выпускной, была самой красивой в мире… А меня не было рядом с ней. Скрепя душой понимаю, что безумно скучаю по подруге, но даже под страхом носить всю жизнь Мамин Любимый Свитер я в этом не признаюсь.
Твигги будет учиться в художественном училище, в котором занималась с шестого класса. А через три года продолжит путь художника в каком-то университете, но пока что рано об этом думать. А Фишка идёт в десятый класс, от неё я узнаю, что и Лина остаётся в школе.
Идём гулять. На концерт мы, уже не помню почему, не попадаем, поэтому просто шатаемся по городу, пьём какую-то слабоалкоголку. Поём песни где-то на лавочке и слышим из окна «Пошли вон отсюда, наркоманы, сейчас милицию вызову!», со смехом убегаем. Попадаем под ливень. Какие-то мальчишки, едва ли старше нас, неумело пробуют познакомиться, мы все хохочем, задерживаемся на полчасика на старой лавочке у пруда, потом снова продолжаем прогулку втроём, посмеиваясь над фразами ребят.
Потом ещё полчаса хохочем на остановке, пока ждём автобус.
Ну почему с девчонками во дворе мы так никогда не общались? Не выезжали в центр на праздники, не дурачились в троллейбусе… Один раз на «Локомотив», да и то под надзором мамы Блу. Лето, каникулы, а они – с лавочки ни ногой, как сидели, так и сидят, и делают только то, что одобрит Машка. Мне кажется, что они с детства такие были…

А я не хочу до старости лет просидеть под подъездом на лавочке. Хочу жить! Хочу гулять в красивом центре, заходить в бары, например, в парк. Через пару лет я буду поступать в универ и, наверное, только аж тогда начнётся такая жизнь со всеми этими прогулками. В центре я видела кучу молодёжи, прогуливающихся по бульвару, сидящих в кафешках под зонтиками – ну, ведь не все они «центровые». Да и на остановках в транспорт вечером садилась куча народа. И вот в этот момент мои глаза будто открылись. И вот в этот момент я осознала, что своё время можно проводит по-другому.

- А пойдём на «Рок Точку» на выходных? Там разные группы выступать будут!
Предлагаю Рыське пойти на «Рок Точку», она не против. Но с нами увязалась Мика – попросилась у Рыськи и та не смогла ей отказать. Встречаю на фестивале Фишку, она, конечно же, остаётся с нами, встречаю ХИМиков, знакомых «неформалов», всех обнимаю и понимаю, что не смотря на ссору с подругами со двора, я не осталась одна. И Мика, конечно же, расскажет им, какая у меня без них насыщенная жизнь. Хотя, скорее всего, она соврёт.

У мамы внезапно включился режим «Добрая Мама» и она поддаётся на мои уговоры – идём покупать мне краску для волос.
- Ну, выбирай.
Тыкаю в иссиня-чёрный.
- Нет! Неееет! Он потом не смывается! Только не чёрный!
- Тогда белый, платиновый!
- Нет, только не белый! Он не возьмётся!
Выбираю цвет «бужеле». Волосы становятся сливового цвета, я в восторге!
Сейчас сквозь время и изменившийся вкус могу смело сказать вам: цвет был просто ужасный! «Бабушкины цвета» - называю я сейчас краску таких оттенков. Но тогда он был очень модным и из всей палитры самым «не таким», как остальные.

Волоку ноги на ненавистных шпильках домой, встречаю девчонок.
- Ты откуда такая нарядная?
- С парада, там же День Города…
- Ты на концерте была?
- Нет, я в параде участвовала, с «помпонами» шла в колонне нашего района. – говорю я специально для Мики. «Ооооо!» - цокает языком она и закатывает глаза. – Потом с друзьями встретилась и прогулялась немного.
Но это правда – за пару дней до этого меня и Ладку встретила завуч и попросила прийти и пройтись в колоне от нашего района. Я согласилась, скрепя душой, нашла какую-то чёрную юбку, а зелёный топ и самодельные «помпоны» мне выдали на месте. И чёрт дёрнул меня обуть босоножки с выпускного – к концу марширования я уже не могла стоять!
Зато, когда мы уже дошли до места окончания шествования, я увидела в толпе весело махающую мне Дженни в компании нескольких ребят!
- Ух ты! Ната! Не ожидала тебя тут встретить! Ты домой? Не хочешь погулять? – подруга обрадовалась внезапной встрече, тут же представила меня и мы отправились к ближайшему ларьку за напитками. Ноги болят ужасно, но я готова пострадать ради прогулки! Тем более, что с собой у меня кофточка для переодевания, дома думают, что я на параде, так что...
- Вот это ноги! – говорит кто-то. – Я б к таким ногим...
- Эти ноги уже заняты, вытри слюни! – осаждает парня моя подружка и все смеются.
К счастью для моих ног, мы садимся где-то в сквере, откуда-то материализуется гитара, начинаются песни, все подпевают...

Скоро снова в школу. Новый класс, новые люди, новая жизнь, старшая школа. Ещё совсем чуть-чуть – и я стану взрослой.

Лето, ставшее немного короче из-за экзаменов, как-то слишком быстро заканчивается. Внезапно налетают холода и даже тот промежуток, когда вечером ты набрасываешь кофту, а днём разгуливаешь в футболке, сокращается до пары дней… Внезапно я открываю дверь и вижу Рыську в курточке, сама же надеваю свитер…
Какое-то бедное лето, по сравнению с прошлым. Я с тоской перелистываю свой прошлый Дневник, читаю о беззаботном времени, когда были близкие подруги, смех, когда во дворе ждали девчонки и в любой момент можно было к ним выйти… Может, стоило им что-то рассказать про «парня»? Но ведь я всё рассказала, что они ещё хотели услышать? Что я – неуверенная в себе страшная клуша, которая будет с ними до старости куковать на лавочке? И обидно и бесит вся эта ситуация.
В последний день лета я лениво и уныло собираю вещи в рюкзак. Ну, не всё так плохо: у меня есть друзья в центре, у меня есть компьютер… Жить можно.


Рецензии