Сохранить бы Героев войны имена
Весна 1945 года. Какой она была, какой запомнили ее участники Великой Отечественной? Что врезалось в их память навечно о долгих годах войны, о фронтовых дорогах, жестоких боях и сражениях? Увы, скромные люди редко говорили об этом даже самым близким. Прошли долгие семь с половиной десятилетий, и в живых осталось совсем не много ветеранов, которые могли бы поведать о былом. Тем более важно сохранить воспоминания о солдатах той далекой, долгой и кровопролитной войны. Еще весной прошлого года наша редакция обратилась к читателям с предложением вспомнить о героях своих семей, рассказать о них на страницах газеты, чтобы поместить настоящий Бессмертный полк на страницах «Калининца». Подобную акцию мы уже проводили в 2015 году. Тогда многие жители населенных пунктов нашего района поделились своими воспоминаниями, рассказали о своих здравствующих, погибших в войну или умерших после нее родственниках-фронтовиках.
В нынешнем году мы уже опубликовали несколько материалов о родных и близких наших земляков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Недавно на наш призыв откликнулся наш постоянный добровольный помощник, фотограф-любитель из Гривенской Александр Павлович Нарожных. Много лет он кропотливо собирает настоящий собственный архив: фотографирует и записывает рассказы о земляках-фронтовиках. Оформляет альбомы и дарит их библиотеке, школе. Немало материалов, которые он направлял в редакцию, увидели свет. Обычно, он передавал с оказией тоненькие ученические тетрадки в клеточку, исписанные мелким, буквально бисерным почерком. На сей раз, учитывая, введенный в стране режим самоизоляции, очередную драгоценную тетрадь передать оказалось невозможно. К моему немалому удивлению, вместе с фотографиями его добрый ангел - фотограф из Гривенской Юлия Санникова отправила по электронной почте и текст. По телефону уточнила у Александра Павловича, кто набрал его рассказ? Оказалось, что и это нелегкое дело тоже выполнила она: «Большое человеческое спасибо Юлии Владимировне за постоянную помощь! Не было случая, чтобы она отказалась копировать и отправлять мои снимки в редакцию, а тут еще и сделала совершенно непосильное для меня. В благодарность сфотографировал ее за компьютером, пожалуйста, поместите на страницах «Калининца» фото этой молодой женщины, многое делающей для сохранения истории нашей малой родины»! Выполнить его просьбу не удалось, ведь его помощница из скромности не прислала свое фото.
Забегая вперед, скажу, что к сообщениям Александра Павловича добавила немало данных о ветеранах из собственного архива (о наградах и боевом пути), чтобы картина была более полной, нашла и многочисленные снимки нашего автора прошлых лет, некоторые из них подходят к этому материалу.
В небольшом домике на хуторе Лебеди
Повествование о земляках-участниках Великой Отечественной, войны у Александра Павловича оказалось весьма солидным. Он пишет:
- Недавно перебирал свой фото архив и нашел фотографию Михаила Леонтьевича Дудки из Лебедей. Несколько лет назад по поручению администрации Гривенского сельского поселения я делал снимки ветеранов войны. Мне дали список и адреса тех, кого надо было сфотографировать не только в Гривенской, но и в Пригибском, Лебедях. В Лебедях я, было, заблудился. Смотрю, что в тупик попал. Спрашиваю, какая улица? Оказалось, что именно та, которая мне нужна, и дом нужный рядом. Познакомился с ветераном. Разговорились. Его жена, пока мы беседовали, пожарила молодой картошечки. Из рассказа ветерана узнал, что его призвали в армию только с четвертой попытки. Трижды отказывали ему в военкомате – росточком, мол, не вышел. А в 1943 году все же призвали. Фронтовой путь лебединца проходил через «голубую линию». Потом были Сиваш в Крыму, Новороссийск, Украина, Чехословакия и логово фашизма - Германия. В числе сотен других бойцов Красной армии он расписался на стене Рейхстага: «Хутор Лебеди - Дудка!». Я спросил: «О чем вы думали, когда это писали?». Он ответил, что вспомнил родной хутор, и такая гордость с радостью пополам обуяли: «Война кончилась, а я живой! А ведь еще в начале пути, на «голубой линии» сильно ранило в лицо. Оперировали прямо в землянке в лесу и интересовались: женат ли я. Наверное, вид был страшный».
После Берлина попал кубанец в Венгрию, на озеро Балатон, а оттуда - прямиком под Владивосток. Демобилизовался только в 1947 году. Вернулся на родину, женился, вырастил с супругой двух сыновей и дочку. Через год-два после моей поездки узнал я, что Михаил Леонтьевич и его жена умерли. Грустно стало. Так мне запомнился этот с виду неказистый, скромный человек небольшого росточка своей открытостью, откровенностью! Вспоминал эпизоды боев, друзей фронтовых, а о наградах молчал, пока я сам не спросил. Оказывается, хуторянин, бывший разведчик, ефрейтор-минометчик был награжден орденами Славы (первой степени!), Отечественной войны (какой степени - запамятовал). А также медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией», многими юбилейными медалями и «За добросовестный труд». Хочется, что бы земляки-лебединцы помнили об этом храбром воине!
На снимке Михаил Леонтьевич Дудка вместе с Даниилом Никоновичем Соколовским.
Свидетельство о публикации №222012001230