Музей истории Московского зоопарка

Музей истории зоопарка расположился на старой территории московского зоопарка, рядом с вольером жирафа в красивом старинном здании, построенном на рубеже XIX - XX веков. Это – Музей истории зоопарка и зоопарковского дела. Находится он в старейшем здании зоопарка, можно сказать – над головой самого высокого обитателя – хорошо известного и любимого всеми жирафа Самсона.
Здесь нет животных, но, придя сюда на экскурсию, вы попадете в очень красивый и насыщенный самыми разными сведениями о зоопарках и их обитателях музей. Вы узнаете массу интересного не только о животных, но и о том, как возникали зоопарки, зачем они нужны, об истории взаимоотношений человека и животных с древнейших времен, о работе специалистов зоопарка – зоологов, ветеринаров, киперов, просветителей, учёных.
Экспозиция музея состоит из трех частей: взаимоотношение человека с животными, создание и работа зоопарков мира и история московского зоопарка.
В центральном зале музея очень много интересных вещей, которые относятся или к другим мировым зоопаркам или же ведутся заметки ученых и сотрудников о животных, ну и атрибутика той страны, от куда к нам привезли в зоопарк то или иное животное.
В миниатюре посетителям показывают, как выглядела больница для животных и птиц. Все приборы и инструменты до сих пор находятся в рабочем состоянии, но на всякий случай от шаловливых рук содержатся за стеклом.

Стенд посвящённый Вере Васильевне Чаплиной (24.04.1908, Москва – 19.12.1994, Москва) – детская писательница-анималист, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком.
После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.
«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, — вспоминала впоследствии писательница. — Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов... Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев, и мне здорово попадало». Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.
Матери удалось разыскать Веру, и в 1923 году они возвратились в Москву. Вскоре 15-летняя девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.
В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.
Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу о площадке молодняка. Большую помощь в работе над этой книгой оказал ей в порядке шефской помощи писатель Всеволод Лебедев. «Малыши с зеленой площадки» в 1935 году были опубликованы и имели успех, но молодая писательница оценила книгу критически, существенно переработав её текст для нового сборника рассказов, а в последующие издания не включала его вовсе. Как и для многих авторов, определяющей для Чаплиной стала её вторая книга — «Мои воспитанники» (1937). И действительно, вошедшие в неё рассказы, среди которых «Арго», «Лоська», «Тюлька», не только обнаружили собственный стиль писательницы, но и стали одними из лучших в её творчестве. А история про львицу Кинули, воспитанную в городской коммунальной квартире, кроме того получилась настоящим бестселлером, ожидаемым читателями ещё до своей публикации.
События, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в Москве, но и далеко за её пределами благодаря многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. На Чаплину буквально обрушился поток писем от незнакомых детей и взрослых из разных городов страны. Причем большинство из них, не зная её точного адреса, надписывали конверты просто: «Московский зоопарк, Кинули Чаплиной». Вскоре известность становится международной: в декабре американская «The Christian Science Monitor» публикует большую статью о Вере Чаплиной, Кинули и площадке молодняка; в июне 1938 г. материал о Чаплиной и площадке молодняка печатает английская «The Manchester Guardian»; в марте 1939 г. статья Чаплиной «Мой друг Кинули — львица, которую я воспитала...» выходит на первой полосе парижской газеты «Ce Soir». С Чаплиной заключают договор об издании произведений за границей, и в 1939 году в Лондоне выходит книга её рассказов «My animal friends», в издательстве George Routledge & Sons Ltd.
Вера Чаплина принимала участие в первой студийной записи Московского телецентра: «...Первая студийная передача состоялась 4 апреля 1938 года. В программе, продолжавшейся более двух часов, выступили артисты И. Ильинский, А. Редель, М. Хрусталев, шахматисты Н. Рюмин и В. Алаторцев и др. Зрители увидели также звуковой кинофильм „Кинули“ (о воспитании львёнка) и питомцев сотрудницы Московского зоопарка В. Чаплиной: сову, белку, собаку динго и волка, которых она привезла в студию...».
В 1937 году её назначили заведующей секцией хищников. В мае 1941 года Вере Чаплиной объявляют благодарность «как лучшей ударнице Московского зоопарка». В начале Великой Отечественной войны Чаплину вместе с частью особо ценных животных направляют в эвакуацию на Урал, в Свердловский зоопарк (Уралзоопарк). «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, — рассказывала годы спустя писательница. — Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и ...зверями». В тяжелейших условиях войны Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года её назначают заместителем директора (зав. зоочастью) Уралзоопарка, а весной 1943 года возвращают в Москву и назначают директором производственных предприятий Московского зоопарка. В марте 1944 года Исполком Моссовета награждает Веру Чаплину нагрудным знаком «Отличник городского хозяйства Москвы».
Более 20 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы, как «Фомка — белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в СП СССР, то рекомендовавшие её Самуил Маршак и Лев Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.
Литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал писатель-натуралист Георгий Скребицкий. В соавторстве они создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию публикуют книгу очерков о Беловежской пуще (1949). И всё же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. В 1955 году она выпускает сборник рассказов «Питомцы зоопарка» (окончательно завершён в 1965 году). Среди героев рассказов Чаплиной такие знаменитые животные Московского зоопарка, как волк Арго, тигры Раджи и Сиротка, медведи Борец и Марьям, кондор Кузя, слон Шанго и другие.
Произведения писательницы иллюстрировали такие мастера книжной графики, как Дмитрий Горлов, Георгий Никольский, Алексей Комаров, Вадим Трофимов, Евгений Чарушин, Вениамин Белышев, Евгений Рачёв, Владимир Конашевич. Кроме того, с Чаплиной работали и многие известные фотографы, среди них — Марк Марков-Гринберг, Эммануил Евзерихин, Самарий Гурарий, Анатолий Анжанов, Виктор Ахломов.
Так же основатели зоопарка не забыли и о тех-кто стоит из года в год у руля, возглавляя и следя за рабочим процессом! На месте где сейчас расположился музей-раньше был личный кабинет директоров зоопарка. Так одну основную комнату посвятили в дань памяти каждому из директоров. В кабинете есть большой овальный стол по центру и очень много литературы по животноводству, в бывшем рабочем кабинете можно познакомиться со всеми директорами с момента основания зоопарка. Нынче администрация зоопарка находится в другом здании, чуть подальше, но на этой же территории.
Так же в музее есть и международная экспозиция, которая рассказывает об уникальных животных, как они попали в тот или иной зоопарк.
Музей состоит из 3-х залов и в центральном зале переплетаются сразу три основные темы: история Московского зоопарка, создание и функционирование зоопарков и взаимоотношение человека с животными.
Здесь представлено огромное множество редких фотографий разных периодов развития Зоопарка, газетные вырезки, рисунки, макеты, картины и скульптуры известных анималистов.
Посетители могут узнать, каким был зоопарк 10, 50, 100 или даже 150 лет назад, познакомиться с историей зоопарков.
Гости музея увидят, как менялись взаимоотношения человека и животных с древнейших времен, получат ответы на вопросы: «Какой зоопарк был самым первым?», «Кто и когда придумал содержать животных не в клетках, а в просторных вольерах без решеток?», «Какими инструментами пользуются ветеринары зоопарка?» и даже «Как устроена кухня для зверей?». :20 OSD.RU


Рецензии