Город пробудившихся ото сна. История, рассказанная

"А ты уверен, что жизнь - не сон, что твои мысли - не сна частички? Поверь мне, город есть рядом, он - сшивает  жизни твоей странички..."


Вчера Марка Сергеевича снова увезли на скорой в больницу. Новый сильный приступ.  У Лизы появилось свободное время на то, чтобы всё ещё раз хорошенько обдумать. В понедельник Валеру должны уже выписать из больницы. Она несколько раз навещала его и даже познакомилась с его мамой. Лизе она очень понравилась, впрочем, ей показалось, что и она маме Валеры пришлась по душе. Они немного поговорили даже про Валеру, когда вместе шли к автобусной остановке из больницы. Лиза почувствовала, что мама сильно любит своего сына, прямо-таки души в нём не чает, но какая-то нотка беспокойства за него присутствовала в её словах. Знает ли она, догадывается ли, что её сын уникальный человек? По крайней мере Лиза знает только одного ещё такого необыкновенного человека - Марка Сергеевича.
День начался с неожиданного для Лизы известия. Позвонила подруга Аня и сообщила радостным голоском, что наконец-то её молодой человек сделал ей предложение! Не прошло и два года, как они уже живут вместе, и вот он вдруг набрался смелости повести Аню в ЗАГС! И что удивительно не по залёту, но планы они и такие уже строят! Аня ещё сказала, что Таню и Олю с её мужем она уже позвала на бракосочетание, которое состоится в конце  апреля и те дали своё согласие присутствовать на нём. Теперь очередь за Лизой.
-Конечно, Анютка! Я тебя от всего сердца поздравляю! Думаю, что смогу поменяться днями с другой медсестрой, если понадобится. Да и не известно, будет ли у меня ещё эта работа в апреле...
Лиза замолчала, ей вдруг стало грустно. У одних свадьба на носу и вся жизнь впереди, а другой уже одной ногой на том свете.
-Так всё плохо у твоего пациента, да?
Вырвала Лизу из задумчивости Аня своим вопросом и Лиза ответила:
-Совсем никак. Мне вчера пришла в голову мысль, что, наверное, я больше никогда его не увижу и не услышу его душевных историй...
-Ну ладно тебе, Лиза, раньше времени не надо...
Аня пыталась подбодрить подругу. Лиза глубоко вздохнула, а потом ошарашила Аню словами:
-А я недавно познакомилась с удивительным молодым человеком!
-Да ты что!? Правда?! Лизок, как я за тебя рада! Тебе тоже уже давно пора замуж!
-Ох, Ань, не торопи события! Мы ещё едва знакомы!
-Угу, но ты уже говоришь о нём "удивительный"! Это что-то да значит!
Лиза решила пока не рассказывать, почему она считает Валеру удивительным человеком.
-Эй, подруга, ты ещё тут? Как зовут-то твоего удивительного парня?
-А, что? Валера зовут. Ва-ле-ра!
-Замечательно! Я за тебя очень рада! Надеюсь, ты как-нибудь нас всех с ним познакомишь? И кстати, ты можешь прийти с ним на мою свадьбу! А? Как тебе такой вариант?
Лиза немного повеселела:
-Может быть. Всё может быть. Не будем загадывать, впереди ещё почти полтора месяца!
Они ещё поболтали немного и попрощались. Лиза решила сварить себе чашечку кофе и уже направилась было на кухню, как раздалась трель входного звонка. Хм. Ну и денёк сегодня. Почти час проболтала с подругой, теперь ещё и в гости кто-то пришёл. Девушка подошла к двери и посмотрела в глазок. На площадке никого не было. Странно. Лиза щёлкнула замком и открыла дверь. На лестничной площадке и правда пустота, только сквозняк гуляет. Видно, опять кто-то не закрыл подъездную дверь.
Лиза вернулась в комнату и вспомнила, что хотела сварить кофе. Но вдруг ощутила чьё-то присутствие. Кожей. Кто-то невидимый взял её за руку, от ледяного прикосновения по руке забегали мурашки.
-Кто здесь?
Тихо, боясь своей догадки, спросила Лиза. Белым днём, когда весеннее солнышко наполняет своим светом и теплом комнату, ей вдруг стало зябко и неуютно.
-Лизонька, милая...Успокойся и присядь. Я ненадолго.
-Марк...Сергеевич?
Знакомый глубокий вздох где-то за спиной девушки. Руку её теперь никто не держал. Она последовала совету и присела на край дивана. Мысли, вопросы, догадки закружились стайкой в её голове.
-Вы...Больше...Всё?
Она не могла определить откуда исходят ответы на её вопросы, но она знала, что этот голос принадлежит именно ему, она уверена. За эти месяцы она так привыкла к тембру этого голоса, чаще всего грустного и печального.
-Лизонька. Ещё не всё... Это не плохо и не хорошо. И в то же время, я могу общаться с тобой сейчас только так.
Кома! Пронеслась мысль в голове Лизы и на эту мысль сразу последовал тихий ответ.
-Да. Ты всё правильно поняла. Но мы же готовились к этому. Ты и я. Мы не раз говорили о том, что однажды этот час настанет.
Невидимый Марк Сергеевич снова сделал глубокий вдох, Лиза услышала этот вдох и последовавший за ним выдох.
-Зато я теперь могу ходить где захочу, побывать там, где никогда не был, но очень хотел...Например, у тебя в квартире. Тут так всё...По-твоему что ли...Почему-то я именно так и представлял твоё жилище. Ничего лишнего, никаких ярких и вычурных акцентов в обстановке. Я всегда говорил, что ты большая молодец во всём.
Лиза молча слушала речь Марка Сергеевича, но сейчас только один вопрос не давал ей покоя и она решилась его задать:
-Марк Сергеевич, это же...Не просто визит вежливости, я так понимаю. Зайти, будучи в коме, ко мне...Вы наверняка что-то хотели сказать мне?
-Скорее показать. Но не сейчас. Я прошу тебя лечь спать сегодня, как только темнота опустится на город. Тогда я снова приду к тебе и мы отправимся на экскурсию.
-Куда?
Девушке вдруг стало и страшно, и любопытно одновременно. Всё это она только-только начинает для себя открывать. Беседы с призраками, а теперь ещё и...ночные прогулки с ними!
-Увидишь. Я отведу тебя в город пробудившихся ото сна.
-Разве вы теперь один из них? И...Я думала, что это такие, как вы, спите!
-Ошибаешься. Ты всё поймёшь и увидишь сама. А сейчас мне пора уходить. До вечера!
-Подождите! Марк Сергеевич! А во что мне одеться?
-Смешная ты, Лизонька! Это совершенно неважно там.
Лиза переспросила его о точном времени, но он больше не ответил. Ушёл. Как ей теперь дождаться вечера, темноты, обещанной экскурсии?
Сейчас девушке казалось, что день тянется медленно, она каждый пять-десять минут смотрела на настенные часы и даже злилась на них. Надо занять себя чем-то, почитать или посмотреть телевизор...
-Послушная ты у меня ученица, Лизонька! На всякий случай ещё при свете дня умудрилась уснуть. Ну, пошли что ли?
Девушка открыла глаза, в комнате было темно. Марк Сергеевич стоял перед ней и протягивал к ней свою руку.
-Я уснула. Да...Смотрела телевизор, ждала вечера и, видать, задремала.
-Это замечательно. Усталость и переживания твои взяли над твоим организмом верх, тебе просто необходим крепкий сон и отдых.
Лиза встала с дивана и ухватилась за протянутую руку старика, и тут заметила, что он мало похож на того Марка Сергеевича, который рассказывал ей истории на протяжении нескольких месяцев. На лице не было ни одной морщины, гримаса боли тоже отсутствовала и улыбка сейчас была какая-то загадочная и довольная.
-Вы словно бы помолодели, Марк Сергеевич!
-Точно, Лизонька! Впервые за много лет у меня ничего не болит, я снова могу ходить и даже сопровождать спящего.
Лиза ухмыльнулась. Рука старика была тёплой, не было этого прохладного воздуха в комнате, который вызвал у Лизы приступ мурашек на руке сегодня днём.
-Сопровождать спящего...
-Да, нам пора идти.
Марк Сергеевич крепко сжал руку Лизы на запястье и они вдвоём вдруг сначала поднялись над полом комнаты, а потом начали двигаться к тёмному окну. Девушка оглянулась. Её тело оставалось лежать на диване, лицом к стене. Шальная глупая мысль пронеслась в голове: я же вернусь в него???
-Конечно!
Послышался ответ старика.
Внизу проплывали крыши домов, дороги, парки, мосты. По логике вещей все они должны быть сейчас практически пустынными, но нет...Лиза видела людей, стоящих или сидящих на крышах, лавочках, идущих по дорогам и аллеям парка. И сколько их! Так много!
-Они...Живые?
Марк Сергеевич повернул к Лизе своё молодое лицо и ответил:
-Теперь более чем. Они проснувшиеся.
-Я всё равно не могу понять, как это? Люди живут и спят лишь для того, чтобы восстановить силы и снова жить полноценной жизнью. А по-вашему выходит, что это они живут, а мы всё время спим?
-Да, Лизонька. Это трудно понять и осознать. Но пока мы живы, в твоём понимании, мы лишены части своей памяти о себе, о нашем далёком прошлом. Ты помнишь свой сон - гладь пруда, кувшинки, живые звёздочки в твоих, но мужских, ладошках? И ощущение, что ты знаешь это место, что ты была тут, только давно, очень давно. Вспомни и испугавшую тебя тогда мысль, что всё это из прошлой жизни. Ты смогла пробиться сквозь сон к своей памяти. Это могут многие, но боятся. И порой этот страх необходим для слабых духом, чтобы не полнились дома для сумасшедших и не прибавлялось работы психиатрам.
Девушка вспомнила тот сон и те ощущения, которые и испугали, и заинтересовали её одновременно. А Марк Сергеевич продолжал, показывая на людей внизу:
-Всё это проснувшиеся и вспомнившие. Некоторые лишь на время, пока лежат в коме, другие уже готовы к переходу, но хотят ещё немного побыть рядом с близкими-любимыми. Есть те, кто пытаются даже успокоить энергетически своих родных и родные, те, что умеют чувствовать, ощущают эту успокаивающую энергию. Мне тяжело объяснять это словами. Настолько это тонкое, но глубокое знание. Но погрузившийся в это знание, даже на время, становится другим. Ты наверняка слышала рассказы вернувшихся о том, что они вдруг начинают говорить на других языках, которые раньше не знали и не учили, помнят до мелочей места, в которых раньше никогда не бывали.
Лиза молчала, переваривая полученную информацию. Да, теперь многое становится понятней и в историях, которые ей рассказывал пациент.
-Хочешь новую историю?
Божечки, что за глупый вопрос! Лиза желает этого всей своей душой!
-Тогда...Она сама расскажет тебе.
-Кто?
Но Марк Сергеевич уже тянул Лизу вниз, на одну из плоских крыш многоэтажки. Девушка увидела там женщину в длинном платье и с распущенными длинными  волосами.
-Здравствуйте!
Произнёс Марк Сергеевич, обращаясь к женщине и не отпуская руку Лизы. Она тоже торопливо поздоровалась с женщиной, а та лишь кивнула им в ответ.
-Сколько времени прошло с того дня, как вы проснулись?
Марк Сергеевич вкрадчиво задавал вопросы длинноволосой женщине. Было видно по её грустному и отрешённому взгляду, что она не очень хочет отвечать на них. Но она ответила:
-Почти месяц по земному времени. Но для меня прошла точно бы минута...
-Что не отпускает вас отсюда? Вы же из проснувшихся!
Марк Сергеевич говорил тихо, вкрадчиво, словно боялся спугнуть женщину и потерять только что налаженный с ней контакт.
-Я не могу уйти. Пока я спала, он клялся мне в любви, сидел у моей кровати в больнице, читал мне книги...Но слишком быстро забыл меня. И с кем? Сейчас он спит в объятиях моей родной сестры! Это больно! Да, странно, очень странно, но я ощущаю эту боль даже без тела.
-Возможно, ему тоже больно было потерять вас и...
-Не пытайтесь его оправдать! От меня ещё не остыла постель, а они уже вместе на этой моей постели.
Марк Сергеевич приблизился к женщине, увлекая за собой и Лизу.
-Вы же проснувшаяся! Вы теперь должны видеть всё в другом ключе. Должны понимать, что тут и там - это совершенно два разных места. Отпустите их, простите и отпустите. Не надо мстить. Вы же...
Тут он вдруг замолчал и пристально посмотрел в глаза женщины, которая сейчас тоже смотрела на него.
-Вы не всегда тут, на этой крыше! Вы чёрте что творите в этой квартире! Громыхаете посудой, хлопаете дверями шкафчиков, даже умудряетесь прятать важные для них вещи! Зачем? Это теперь всё их и вам ничего из этого не надо по сути!
Женщина стояла в задумчивости и ничего не отвечала Марку Сергеевичу.
-Вы так долго болели, он не старый ещё мужчина, практически бросил свою жизнь к вашим ногам. Но жизнь продолжается! Без вас. И с этим надобно смириться.
-Вам легко говорить! Вы ещё не тут и не там!
Нервно бросила женщина и отвернулась. Лизе показалось, что женщина заплакала и не хочет, чтобы видели её слёзы. Марк Сергеевич же снова заговорил:
-Я уже давно мысленно далеко. Моя болезнь затянулась. За меня никто не заплачет и не поставит свечу в храме, ну вот разве что только моя медсестра Лизонька. Все мои родные уже давно там и ждут со мной неизбежной встречи.
Лиза почувствовала, как задрожал голос Марка Сергеевича. Но у неё не было, что сказать, чем успокоить своего пациента. И женщине этой она сочувствовала, как умела, как могла всем сердцем. Сердцем? Хм...Сердце её сейчас бьётся там, в её квартире, в её теле, которое лежит на диване в кромешной темноте...
-Поговорите с другими проснувшимися.
Марк Сергеевич показал рукой на другие крыши домов, где тоже стояли или сидели, свесивши ноги вниз, проснувшиеся люди.
-Чем дольше вы будете находиться тут, тем тяжелее станет ваш переход. Больше определённого времени вы не сможете тут оставаться. Но вы заблудитесь в лабиринте своих эмоций, потеряетесь и можете попасть совсем не в то место, которое для вас предназначено.
Он снова замолчал, а потом как-то вдруг быстро и немного даже радостно воскликнул:
-А хотите, мы с вами прогуляемся по местам вашей или моей памяти? Хотите?
Марк Сергеевич сейчас напоминал Лизе мальчишку, неугомонного и любопытного мальчишку!
Женщина снова повернулась к нему и Лиза заметила заинтересованность в её взгляде. Он изменился. Теперь вся злость, ненависть и жажда мести словно бы улетучились из него!
-Можно.
Тихо ответила женщина и...улыбнулась! Впервые за всё время их разговора она улыбалась! Её растрепанные длинные волосы теперь сами по себе уложились в красивую причёску и она поправила её одной рукой, немного засмущавшись.
-Договорились! Я сейчас провожу Лизоньку и вернусь к вам! Никуда не уходите, слышите, никуда!
Марк Сергеевич слишком резко и быстро взмыл вверх, от неожиданности у Лизы даже потемнело в глазах и она почувствовала тошноту. Ого! Даже без тела она способна ощущать всё это?
Через мгновение они уже оказались в комнате Лизы и Марк Сергеевич отпустил её руку.
-Прости, Лизонька, но я должен ей помочь. Она глубоко несчастна и не понимает, что творит. Проснувшиеся не должны так себя вести. Нельзя, чтобы злость и ненависть удерживали их здесь. Это неправильно и это наказуемо!
Лиза заторопилась с вопросом:
-Но! Вы же ещё придёте ко мне, да? Завтра? Или послезавтра? И? У меня ещё есть эта работа?
Снова этот глубокий печальный вдох и медленный выдох:
-Не буду тебе ничего обещать. Да и зачем я тебе? Валера умеет всё это. У него этот дар с самого рождения и он учится им пользоваться! А работа... Думаю, что нет. Извини, если разочаровал тебя, милая моя девочка!  Но твои услуги всегда будут востребованы, хорошие медсёстры и сиделки сегодня нарасхват!
В комнате повисла тишина, было слышно лишь, как шмыгает носом Лиза.
-Хорошо, когда всё будет кончено, я обещаю зайти к тебе попрощаться! Выше нос, Лизонька! Вся наша жизнь всего лишь Валерой предстоит столько всего ещё узнать! Я, если честно, даже завидую вам белой завистью! Знаю-знаю, любая зависть - плохо! Ну, мне пора, меня ждут!
Лиза успела лишь сказать ему тихое "пока" перед тем, как он исчез, точно бы просто растворился в воздухе её комнаты.
А ей в эту ночь снова приснился сон с кувшинками и живыми звёздами в её, но мужских ладонях. Утром она даже сожалела, что телефонный звонок от Валеры вырвал её из объятий этого необыкновенно красивого и тёплого сна.
-Лиза! Алло! Привет! Я вспомнил! Вспомнил Марка Сергеевича! Ты говорила о нём, помнишь? Это он приходил ко мне и просил помощи...Получается и правда, он так решил нас с тобой познакомить! Вот же старый сводник! Как он, кстати?
Лиза зевнула, она ещё находилась под впечатлением сна.
-Плохо. Он в коме.
-Откуда ты знаешь? Откуда у тебя эта информация?
-Валера...Он приходил ко мне вчера и ещё...мы с ним путешествовали...по городу проснувшихся.
На том конце молчали, но внимательно слушали.
-Почему ты молчишь? Марк Сергеевич сказал, что ты тоже там бываешь!
-Да, Лиза, бываю.
Прервал своё молчание Валера.
-Но в этом есть и своя опасность...Понимаешь?
-Нет, не понимаю! И в чём заключается эта опасность?
Снова это молчание лишь в ответ ей.
-Валера!
Нетерпеливо крикнула в трубку Лиза и услышала его слова:
-Иногда не хочется возвращаться оттуда и продолжать жить во сне... Зная, что жизнь - это всего лишь сон, который рано или поздно, с рассветом или закатом, но для каждого из нас однажды закончится.
---------------------------------------------------
Из цикла "Ветер в колоколах"


Рецензии