Жемчужная гавань. Рецензия на Пёрл-Харбор

Как причудливо переплетаются судьбы. Раннее воскресное утро 1941 года, чудесная солнечная погода, рабочие, служащие, моряки и лётчики спят, отдыхают, кто-то уже встал и не спеша занимается обычными делами. Никто никуда не торопится - выходной: тишь и благодать. Но рёв и гул самолётов уже раздаются над границей. Скоро без предупреждения и объявления войны будут атакованы аэродромы и склады, стоящие на рейдах линкоры и эсминцы, будут убиты и искалечены тысячи людей, разобьются и навсегда изменятся судьбы.

Как ни странно, это описание подходит под два события и под две даты. Одна должна быть очень хорошо известна жителям России и стран постсоветского пространства. Другая - американцам и японцам. 22 июня и 7 декабря. И снова было воскресенье...

Фильм "Пёрл-Харбор" я первый раз смотрела в школе. Общие сюжетные линии спустя годы уже не помнила, героев главных успела позабыть, но вот осталось воспоминание, что фильм мне тогда очень понравился, даже впечатлил! И запомнила я самую счастливую на свете пару... Которой не суждено было долго быть вместе. Нет, речь не о Бене Аффлеке и Кейт Бекинсейл. (Честно, здесь и актёров подзабыла, хоть знаю обоих и даже симпатизирую им). А вот "Рыжика" и Бэтти не смогла забыть. Парадокс детской памяти: второстепенные персонажи оставили в ней более глубокий след.

По прошествии лет пересмотрела "Пёрл-Харбор" уже зрелым взглядом и пишу после повторного, местами критического просмотра :)

Условно киноленту можно разделить на две части: мирное время и военное. Деление очень чёткое. Опять же, фильм длинный, подробный, и это его безусловный плюс. Таким чётким делением и большой протяжённостью он походит на фильм-катастрофу "Титаник". Обычно на подобную тематику кинотворения грешат либо скомканным вступлением, либо плохо продуманными боевыми сценами, сценами катастрофы (нередко такое случается по причине ограниченного бюджета). Здесь же есть время погрузиться в обыденную среду, познакомиться с героями, их характерами, влиться в обстановку. Ещё один позитивный момент, который часто бывает в таких масштабных кинофильмах: мы наблюдаем и за реальными историческими персонажами (президентами, адмиралами, генералами), что, безусловно, добавляет происходящему значительности и колорита, если сильно не увлекаться и не отходить от центральной линии - в этом плане, "Пёрл-Харбор" не подвёл. Политическим этот фильм, слава богу, не стал).

1. О мирном и счастливом.

Сейчас я могу дать оценку обеим частям, и если в "Титанике" мне равнозначно нравилось следить за обеими, то тут, увы, именно мирная жизнь подзатянулась. Искусственно созданный любовный треугольник был не совсем плох, но в фильме подобного масштаба он просто не получился и затерялся. Может, дело и в актёрской игре или в плохо сочетающихся типажах. Не зря ведь я забыла именно эту сюжетную линию, честно, даже не помнила, что случится соперничество двух лётчиков из-за женщины. Но если Джек и Роза у Джеймса Кэмерона никак не затмили собой истинную трагедию - гибель сотен людей, а стали её отражением, проводником к судьбам тысяч, то здесь любовная троица попыталась перетянуть на себя одеяло, и, конечно, неудачно.

Кстати, Кеннет М. Тэйлор (на фото слева), лётчик и истинный участник событий в Пёрл-Харборе, а также прототип одного из героев, негативно высказался об искажении событий их жизни. Неужели создатели действительно подумали, что фильм будет чересчур пресным, не разбавь его мыльной "клубничкой"? Вот теперь осознаю, почему "Рыжик" (Юэн Бремнер) и Бэтти (Джейми Кинг) - для меня истинная пара этого по-своему шедевра. Даже не из-за трагической гибели девушки, а просто в их любовь я поверила больше и прониклась их простым желанием счастья без лишних надуманных сложностей, жертвенности, разговоров обо всём и ни о чём.

Да и Дэнни-Хартнетт (хоть и приятный внешне), не вязался на роль любовника и как пара для Эвелин не смотрелся. Как сейчас модно говорить, "химии между ними не было". А вот между Эвелин и Рэйфом она была (не в крупных масштабах, но всё-таки), но режиссёры посчитали вздохи и томные взгляды достаточными для передачи отношений, только вряд ли этим вообще можно удовлетворить искушённого думающего и тонко чувствующего зрителя. Да и как "удачно" разрешился конфликт. Соперник мёртв, а чтоб ему не слишком обидно было уходить из жизни, от него забеременеет главная героиня.

2. О военном и трагичном.

Пёрл-Харбор - это трагедия тысяч, и, несмотря на то, что в лупу рассматривалось вышеназванное трио (мне было интереснее следить за дружбой Дэнни и Рэйфа, чем за странными перипетиями судеб двух Ромео и одной Джульетты), я рада, что режиссёрам удалось передать саму сущность несчастья и порушенных судеб. Хоть в "мирной" части акцент не уходил с терзаний Эвелин, во второй, слава богу, акцент сместился. Отдельно за Рэйфом и Дэнни и их борьбой на земле и в воздухе, а также персонально за Эвелин в госпитале наблюдать куда увлекательнее. Опять же, на мой взгляд, вторая часть Пёрл-Харбора граничит с гениальностью (именно так пафосно).

С того самого момента, как была отдана команда японским лётчикам и пошли кадры со взлётом 350 самолётов с авианосцев противника, и до окончания (похоронами павших) смотришь, забыв обо всём.

И нет, это не просто "набор спецэффектов" (чем часто грешат наши современные фильмы о войне, где режиссёры считают, что если напихать побольше компьютерных стрелялок и нервирующих барабанные перепонки взрывов и хлопков, то зритель не заметит бездарной актёрской работы и проглотит нелогичность и хаотичность батальных сцен и боёв). Только представьте всю сложность задумки: нужно показать множество локаций военно-морской базы. И корабли на якоре, и бомбёжку аэродрома, налёт на сам город, на запасной аэродром, перемещения героев + события в госпитале. Это нужно сделать так, чтобы никого не забыть, раскрыть характер каждого персонажа, показать его поведение, сделать это на фоне стремительных страшных событий, и сделать его неповторимым (пиф-пафа, переходящего из фильма в фильм, для подобной задачи будет мало). Нет пауз, нет времени подумать, всё раскрывает действие, смена планов, ракурсов, внимание к деталям. Не забываются и "фишки", маркеры определённых персонажей: заикание "Рыжика", когда он пытается объявить тревогу, спасение любимой собаки одного из матросов, губная помада для маркировки раненых и убитых...

И в таком масштабном проекте главное - никого не потерять из виду, не отойти от атмосферы напряжённости + не перегрузить зрителя лицами и фактами. Этому помог и подбор запоминающихся актёров. Скажем, гибель боксёра, силача-матроса, в затопленном трюме. Даже могучие мускулы и огромная сила не помогают ему открыть заевшую дверь, и матросы гибнут, захлебнувшись в водной ловушке. Как бы мог такой сильный моряк пригодиться, как бы мог он смело отстоять свою страну, но он гибнет так бесславно и страшно, даже не успев вступить в бой. "Война - это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает!" - говаривал наш старшина Васков. Японские стратеги передумали шумных и кичливых американцев, а расплатились за это молодые ребята. Когда вскрывается обшивка перевернувшегося линкора, мы видим несколько рук, рвущихся из западни, но всё тщетно... Спасатели здесь, рядом, но они могут только смотреть и сострадать, держать гибнущих за руки, но против смерти они бессильны и сломлены.

Запоминается, конечно, и гибель юной 17-летней Бэтти. При атаке на Пёрл-Харбор основными жертвами стали военные. Но "Рыжик", лётчик, смешной и нескладный, неловко делающий предложение любимой, выживает сразу в двух смертельно опасных ситуациях (не только при атаке японцев, но и впоследствии, при рейде Дулиттла). А  вот его невеста гибнет под неприцельным обстрелом, вдали от военных объектов. Тут поневоле задумаешься о причудливостях судьбы.

Опять же не затерялся в этом многослойном сюжете и Кьюба Гудинг-младший, поведавший судьбу первого афроамериканца, награждённого Военно-морским крестом, Дориса Миллера. Хоть актёра я знаю большей частью по комедийным ролям, да и появился он в немногих кадрах, но всё равно смог показать братство во флоте, поддержку, неизменно зарождающуюся, когда день за днём преодолеваешь трудности и уживаешься в замкнутом пространстве с разными людьми. "Вест Вирджиния" - это не просто корабль и служба, это дом, это семья, которая верит в тебя и помогает проявить себя в жизни, исполнить мечту. И за которую нужно стоять до конца.

3. Мы и американцы.

Я не считаю верным сравнивать наши фильмы о войне и зарубежные. Мы снимаем о нашей войне, о нашей боли, они - о своей. Да, бюджет у наших фильмах всегда был меньшим. Мои любимые советские фильмы брали игрой актёров и гением режиссёров и операторов (а он не сводится к одним стрелялкам). Но если у американцев талант к эффектам, почему бы его не использовать? В такой картине без этого никак. И моё мнение - голливудские режиссёры полностью справились с задачей. Конечно, даже взаимоотношения между персонажами в мирных сценах они решали по-своему (иногда карикатурно и не совсем удачно), но, возможно, для них это годится и они так видят (вообще не люблю, как американцы изображают 40-50-е; собственно, и мы начинаем осовременивать людей того времени, что не всегда на пользу).

Но главное - американцы обошлись без клиширования в основной части фильма. Вот подвиги Рэйфа-Аффлека в Англии, увы, изображались пафосно и неинтересно (американцы здесь не смогли пройти мимо привычного самолюбования. Этим национальным бахвальством часто грешат американские военные фильмы, да чего там - и наши тоже. В этом мы снова похожи с американцами. С другой стороны, открытое картинное совершение подвига, которое видим в "Пёрл-Харборе", нам всё же чуждо. Но тут и различие в менталитетах сказывается).

И, думаю, после рейда Дулиттла (бомбёжка Токио американцами) драматичная перестрелка с японцами на земле, "ДжеймсБондовское" спасение группы и жертвенность Дэнни были ни к чему. Тут уже затянули сюжет и начались сказки. п.с. Интересно, что единственное действительное удачное приземление экипажа из этого рейда произошло не на территории Китая, а в нашей "Золотой Долине" (ныне не действующий аэродром "Унаши" в Приморском крае). Вот хотели всё-таки создатели обойтись без помощи "Советов":)

4. Жалобы и предложения. Итоги.

Фильм действительно получился всеохватным. Любовный треугольник вот хотелось на что-то заменить. Или убрать беременность, которая в любом фильме возникает как камень преткновения или служит любимым средством режиссёров оправдать то или иное поведение персонажей. Или переиначить мотивы разрыва отношений "двух голубков", например, чтобы Эвелин оскорбилась отъездом Рэйфа в Англию (раз больше хочет быть героем в чужой стране, чем с любимой дома, то - скатертью дорожка). Уж всяко выглядело б правдоподобнее, чем песенка про вечную любовь после "геройского" отъезда Рэйфа на английский флот, а потом утешение Эвелин в объятиях Дэнни спустя каких-то три месяца после "гибели" любимого. Такое поведение не оставляет от "РозоДжековской" атмосферы и следа. Так, семейные склоки, скандалы, проблемы, но не в качестве же ключевого двигателя сюжета и основного объекта переживаний для зрителя.

Ну и для Дэнни следовало бы подобрать не такую аморфную подружку. На фоне Эвелин и Рэйфа он теряется, попросту сам становится этим самым фоном. Тот же нелепый "Рыжик" не затерялся, а стал контрастом по отношению к красавице Бэтти.

Настоящий фильм про войну после себя оставляет главное впечатление и навевает одну мысль: ВОЙНА - ЭТО ЗЛО. Это страх, это боль, это смерть, это ампутации, грязь, массовое побоище и поломанные судьбы. Это не показушный героизм, не бравурное избиение злодея труса и глупца, не былинная неуязвимость "своих". Это и позор, и горечь поражений, и отчаяние. После "Пёрл-Харбора" такое впечатление имеется в полной мере.

П.с. на фото справа второй герой Пёрл-Харбора и прототип главного лётчика Джордж С. Уэлш.


Рецензии
Очень интересный разбор фильма.
Во всем согласен.
Мне тоже показался надуманным этот любовный треугольник.
Майкл Бэй, к сожалению хорош именно постановкой боевых сцен, а по части людских взаимоотношений он здорово хромает.

А вообще скажу как сценарист.
Именно эмоциональная часть сценария, например, для меня, самая сложная.
Сложно найти баланс между приключениями и эмоциями.

Султан Тултаев   21.01.2022 05:30     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку! Да, обилием спецэффектов сейчас можно "спрятать" драматическую часть, если она недостаточна сильна, и этим часто грешат даже сильные режиссёры.

Ольга Пляцко   31.01.2022 23:21   Заявить о нарушении