Ч. 304 Наши отчаянные предки

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/01/19/1290

Вице-консул в Сан-Франциско Пётр Степанович Костромитинов по просьбе военного губернатора Камчатки контр-адмирала Завойко зафрахтовал бриг «William Penn» под командой шкипера Д. Кэрльтона.

12 апреля бриг пришёл в Петропавловск, доставив 1202 мешка белой муки и 37 бочек пороха.

Выслушав оставшегося в городе за коменданта есаула Мартынова о том, что жители и гарнизон покинули город, Кэрльтон показал ему контракт и сказал, что свою часть контракта он выполнил, а куда весь груз денет Мартынов в пустом Петропавловске, ему неинтересно.

Мартынов организовал погрузку всего пороха и 700 мешков муки на китобойное судно Российско-Американской компании «Аян». Остальные мешки с мукой оставил в Петропавловске, потому что «Аян» был перегружен уже больше нормы.

Кэрльтон торопил с выгрузкой, потому что по его сведениям в Авачинскую губу могла прийти англо-французская эскадра. В это время как раз и пришла из Японии шхуна «Caroline E. Foote» с отрядом Лесовского.

Степан Степанович, мгновенно вникнув в обстановку, заключил с Кэрльтоном новый контракт, по которому тот обязался доставить офицеров и матросов с «Дианы» из Петропавловска в Де-Кастри, а также весь груз пороха, который вновь перегрузили на бриг, и часть муки.

Как и на «Caroline E. Foote», Лесовский предложил Кэрльтону передать ему командование судном. Тот согласился. Как только погрузка была окончена, Лесовский приказал сняться с якоря и выйти в море.

Маленькое судно было набито людьми, как селёдками  бочка, и перегружено сверх предела.  Кэрльтон клял себя за то, что поддался уговорам Лесовского на эту безумную авантюру, но было уже поздно: командовал Лесовский, и шкипер предпочёл ни во что не вмешиваться.
 
Фактически с момента выхода из Петропавловска бриг на несколько часов опередил эскадру противника. Помог ему начавшийся шторм, который разбросал суда англичан.
После ухода американского брига для оставшихся в Петропавловске нескольких военных и жителей события развивались так:

есаул Мартынов подготовил к отправлению китобойное судно «Аян», которое Завойко оставил для перевозки семей, задержавшихся по серьёзным причинам в городе, в том числе и его собственной семьи, а также последнего имущества.
 
Однако 8 мая наблюдатели с маяка сообщили о судах, направлявшихся в Авачинскую губу. Эмберг, капитан китобоя «Аян», сказал есаулу, что шансов незаметно пройти мимо кораблей противника у них нет.
 
Услышав это, Мартынов распорядился выгрузить мешки с мукой и раздать людям, оставшимся в Петропавловске. Части железного парохода, погруженные на «Аян»,  затопили, но так, чтобы потом можно было их поднять.

Часть судовой провизии раздали, а часть  передали на хранение американскому купцу Чезу, жившему в Петропавловске. Судно увели в губу Раковую и там замаскировали.
 
Но на всякий случай  с него сняли всё, что можно, паруса и такелаж зарыли в землю. Закончив с судном, есаул организовал поиск и маскировку вытаявших из-под снега казённых вещей, якорей, пушек, снарядов, рам со стёклами и прочего. Спрятали и остатки провианта.

8 июня после пребывания союзников в бухте остался только английский корвет «Тринкомали». Он поднял парламентский флаг и через американца Чеза предложил размен пленными.

Есаул сам отвёз на корвет одного англичанина и одного француза, а с английского судна забрал русских матросов, захваченных в августе 1854 года на грузовом судне.

После ухода англичан все петропавловцы перебрались в урочище Хутор, где весной устроили огороды, занялись строительством юрт и домов, в которых предстояло провести зиму, и заготовкой рыбы.

Обо всём этом Мартынов сообщил Завойко в донесении, отправленном на боте «Кадъяк». Отчаянные моряки плавали по Охотскому морю на таких судёнышках!

Бриг «William Penn» под командой Лесовского пришёл в Декастри 16 мая, но русской эскадры там не застал. От офицера сторожевого поста Лесовский узнал, что Василий Степанович  Завойко отправил 14-го мая на вельботе к мысу Лазарева мичмана Овсянкина выяснить ледовую обстановку.
 
Тот вернулся вечером и доложил, что льда у мыса Лазарева нет, но у мыса Клостер-Кампа он видел вражеский пароход. Мичман оставил вельбот и пошёл берегом. У мыса Асса он обошёл вражеский пикет.
 
Выслушав доклад офицера, Завойко пришёл к выводу, что нельзя терять ни минуты. В ту же ночь с 14 на 15 мая суда эскадры оставили залив Декастри.

Они шли к мысу Невельского без промерных шлюпок, чтобы до рассвета пройти как можно дальше, беспрерывно бросали лот с борта, но затем фарватер сужался, без промерных шлюпок идти дальше не рискнули.

Лесовский не задерживаясь последовал туда же. Искусно маневрируя, он сумел проскочить мимо английских судов и скрылся в Амурском лимане.

Утром 16-го мая с эскадры, стоявшей на якоре в узкости за мысом Невельского, увидели двухмачтовое судно, которое шло под всеми парусами, подняв военно-морской русский и американский флаги.

Оно держало курс правее эскадры и наскочило на мель. Вскоре от судна отвалила шлюпка. Дул шквалистый ветер, поднявший большую волну. Все с тревогой наблюдали за шлюпкой, хотя чувствовалось, что ею управлял лихой моряк. Она благополучно пришла к «Авроре».

Прибывший на ней лейтенант Адольф Энквист доложил контр-адмиралу Завойко, что на американском купеческом бриге «William Penn» находится часть команды с фрегата «Диана», погибшего от цунами в Японии:

командир капитан-лейтенант Лесовский, восемь офицеров и сто пятьдесят матросов.  Оказалось, что когда из-за безветрия бриг стоял у мыса Дассе, по другую сторону того же мыса стояла паровая английская эскадра коммодора Эллиота.

Лесовский доставил 500 пудов пороха из боезапаса фрегата и взятого в Петропавловске, а также муку. Нужно ли говорить о ценности такого груза для амурцев!

Для оказания помощи терпящим бедствие морякам с эскадры немедленно послали шлюпки, чтобы помочь стянуться с мели. Но течением и ветром их разметало в разные стороны. Такую попытку повторили ещё дважды, но с тем же успехом.
 
Некоторые шлюпки отнесло к Сахалину, и они вернулись к своим кораблям через неделю.

Волны били бриг о камни. Кэрльтон, который был не только шкипером, но и владельцем  судна, предложил выбросить за борт бочки с порохом, чтобы облегчить бриг. Но Лесовский отказался, сказав, что порох для русских сейчас важнее брига.

Он не прекращал попыток сняться с мели самостоятельно. «William Penn» било волнами о камни, бриг получил серьёзные повреждения, в днище образовалась сильная течь.

Воду непрерывно откачивали, чтобы сберечь груз. Помпы едва справлялись с откачкой поступавшей из трюма воды.

Продолжение http://proza.ru/2022/01/21/1096


Рецензии
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.