У пьяного на уме

     Фото из интернета

     -- Привет, Фёдор Иванович! Как здоровье, чем занят?
     -- Пока жив, как видишь.  А чем заниматься старому? Физкультурой не хочется, лень. Да и какая польза от неё человеку за 80 лет.  Вопрос теребит душу. Как много стало пьющих людей, алкоголиков. И мужчин и даже женщин.  Жалко их …
     -- Тебе-то что до них?
     -- Как что? Почему я-то не стал им, а, ведь, проскочил как-то, не стал. Вот я и думаю, что мало этому вопросу уделяется внимания, или уделяется не то внимание, которое помогло бы многих спасти от этой напасти. Пей, но знай меру, как сказал Джавахарлал Неру.
    
     -- Расскажи, я с удовольствием тебя послушаю.
     -- Чтобы понять правду пьяного человека, прочувствовать её, разобраться в ней, надо побыть в том состоянии, в его мыслях, побыть в его роли, как способный артист, побыть им самим, внутри его, о ком повествуешь и т.п.
     Я пробовал как-то выпить, как следует, вернее, напиться, ощутить новые желания, всё новое, чего до этого у меня в башке не возникало. Важно, чтобы эти ощущения успели быть записаны буквами, фразами мгновенно, сразу же в этом состоянии опьянения. Буквы могут быть написаны не чётко, с грамматическими и стилистическими ошибками, но они будут истинно той правдой, которую пьяный  автор испытал и донёс до читателя. Пусть эта правда будет индивидуальна и не претендовать на всеобщее мнение. 

     Потом можно будет всё написанное расшифровать, подкорректировать. Если не проявить спешку в этом деле, полученные ощущения быстро сотрутся  в памяти, размажутся,  исказятся, короче, потеряются. И в  результате, слегка отрезвев,  ты не сможешь всё досконально воспроизвести.
     -- Ну и как?
     -- Побывав в этом состоянии, я был очень удивлён тому, что я почувствовал. Как меняется отношение у меня к происходящему сейчас, к тому, что было в моей памяти, в голове. Говорить и описывать всё это надо долго и подробно, так как ЭТОГО в голове очень много.  Но…
     Хмель проходит, голова трезвеет и, чтобы продолжить озвучивать, надо, к сожалению, и, уже нежеланию, но опять выпить.  Иначе всё потеряешь, что хотел записать. 

     -- И ты, конечно, принял ещё?
     -- Да. Но это – не пьянка. Это трудный медицинский психологический эксперимент с добровольным участием автора. Вдруг кому-то пригодится это знать и использовать в научных работах. (А может, и не пригодится никому, не важно).
     Начну с того, что поначалу, выпивая, головокружения не ощущаешь, нравится, аппетит увеличивается к еде. Появляются лёгкие признаки того, что ты, якобы, переносишься (хотя сам ты этого и не замечаешь) в другое место, в другое состояние. Мысль быстро перескакивает на другую тему, которой ты раньше не уделял даже внимания.

     Ты начинаешь понимать, что сам являешься не тем, чем ты есть на самом деле, а чуть значительнее, продвинутее, как говорят теперь. Не шухры-мухры. Тебе хочется ЭТО продемонстрировать перед людьми, даже незнакомыми. Пусть знают, увидят. А то, что это за субъект там живёт на первом этаже? Молчаливый, угрюмый. Вроде и не пьяница какой, а так, чудак. Человек уже не стыдится и не думает о том, что после такой выходки ему будет стыдно смотреть соседям в глаза. Нет такой мысли у него в голове и не будет! Он сам по себе, такой, каким он себя считает в данное мгновение…

     -- И ты выкинул перед народом какие-нибудь выкрутасы?
     -- Зачем? Я уже не в том возрасте, как ты. Просто я почувствовал желание с кем-нибудь посоревноваться в своей силе, умении, показать свои ещё не проявленные способности, хитрость и прочее. Только и всего.
     Пока человек не отрезвел, он чувствует в себе другие возможности, способности разума и тела сделать что-то необычное, выше своих прежних сил, (чего будучи трезвым никогда себе не позволил бы, оберегая своё изношенное пьянкой здоровье).  А сейчас он может на виду у всех, даже рискуя здоровьем, (наплевать ему на здоровье и на окружающих).
    
     Почему пьяный (или одурманенный наркотиком) человек выбегает голым на проезжую дорогу? Ему всё равно, что подумают о нём люди, и всё равно, что с ним на дороге произойдёт. Объедут, притормозят, шофёры  умные, не будут давить живого человека. Он так рассчитывает.
     В состоянии крупного опьянения мысли о жизни тоже становятся иными. Живём раз. Зачем себя сдерживать от появившихся необузданных желаний побыть богатым хоть неделю, день, сытым, пьяным, любимым женщинами, (пусть и «лёгкого» поведения)?   И … понеслось!

     -- Интересные мысли.
     -- Так слушай. Специалисты-врачи называют людей-алкоголиков больными, зависимыми от употребляемых напитков, как и наркоманов и психбольных. Их надо лечить. Ты скажешь, что их лечат. Да, лечат. А каков результат?
     К слову. Когда-то я прочитал книгу, или рассказ про девушку, больную расстройством рассудка, которая, считая себя способной лететь, выпорхнула из окна высокого этажа и разбилась на смерть.

     Автор публикации стал изучать этот необычный феномен и пришёл к странному выводу, что девушка приземлилась значительно дальше места, где ей (или обычному человеку) по законам притяжения Земли суждено было упасть. О чём это говорит? О фантастике, или о неисследованных возможностях человека в подобном состоянии?   
     Может быть, следует и поведение человека в нестандартных, отличающихся от обиходных ситуаций большинства людей, не совпадающих с установленными правилами, законами, считать интересным для науки, требующим тщательного наблюдения, изучения, вникания в рассказы, переживания  самих этих индивидуумов?  Вопрос. 

     -- Я знаю, что это делается. Есть профилактории с врачами-психиатрами, которые с ними, даже с буйными, пробуют беседовать, восстанавливать их здоровье, социальный облик и всё такое.
     -- Ты ещё скажи, что с ними беседуют священники, а эти «больные», как и вернувшиеся с зоны зэки за примерное поведение, не продолжают делать то, что делали до тюрьмы, до лечения, до душевных бесед. Заметь, я не говорю о всех, а только о той части их, кто не вылечился духовно. 

     Послушай дальше. Но бывает, выпив немного, проявляются другие нормальные, здоровые желания и мысли. Говорят, что в пьяную голову приходят умные мысли, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. И много других поговорок и старинных наблюдений на эту тему.  И это так и есть. Проявляется смелость, уверенность в бою, за что и получали бойцы сто граммов. Не больше, иначе  уснули бы в окопах, вместо рукопашной.  Значит, польза от спиртного какая-то есть.  Снимают стресс, замёрзшему дают глоток алкоголя, чтобы кровь разогрелась, человек вернулся к жизни.

     -- Да, согласен.
     -- Когда  множество людей сидят за большим столом по случаю праздника одного человека, семьи, общества, страны и выпивают, шутят, улыбаются, поют, целуются, но не шумят, не ругаются, не дебоширят.   Идиллия, да и только. Разве это плохо?  Об этом и писать не надо, всё и так понятно.   
     Речь идёт о другом, о непонятном, странном, не вписываемом в рамки существующих правил, поведении алкоголика.

     -- И что же надо с этим делать, Фёдор Иванович? Бороться, или лечить?
     -- По-моему, надо изменить всю политику к этому и ему подобным недугам человека. Повторяю, не лечение, не врачей, не профилактории и тому подобное. 
     Надо в нём, в пьянице, алкоголике, наркомане, психбольном увидеть его изнутри его самого, понять его, побыть им, и картина проявится более правдивая, как рентген со всеми его проблемами, и жизненными трудностями, которые свалились на его несчастную голову. Спасибо, что не нашу. А могло бы быть и иначе.
     Так-то, дорогой.

     -- Фёдор Иванович, ты взялся помочь решить (или начать решать) неподъёмную проблему человечества. Пили, пьют и будут пить и дальше, как было это и до нас с тобой. Но всё-таки я благодарен тебе за интересные мысли и надежду.
     -- Дорогой мой, ты что думаешь, я верю в эту надежду? Конечно, нет.  Но порассуждать на эту тему, подумать читателю (который пьёт, не в силах побороть себя, чтобы остановиться) о своей жизни, судьбе, будущем, разве помешает? А вдруг да и проснётся в нём, в ней тот прежний добрый парень, прежняя миловидная спокойная женщина, какими они были до своего так называемого падения? И это уже хорошо!
                2022.
 


Рецензии