Чему быть, того не миновать

 
  Весна в родных местах чудесна!
С самых первых мартовских дней, когда природа только-только начинает просыпаться, ласковые солнечные лучи, заглядывая с утра в каждое окошко, пригревают и обещают волшебство и счастье. Птицы, перезимовавшие в ближайших лесах и парках хвастаются друг перед другом, какие сильные морозы они пережили и как согревались в промозглые дни оттепелей. В это необыкновенное время в воздухе появляется удивительный и завораживающий аромат весны.
 - Весна! – улыбнувшись сказала бабушка, погладив внучку по голове. Зиме пора уходить восвояси. Скоро и мне уходить. – продолжила она чуть слышно. А ты еще много чего не выучила. Ну, пойдем! – позвала она. Внучка с радостью спрыгнула со стульчика, стоя на котором она смотрела в окно и побежала следом за бабушкой. Слушать бабушкины рассказы и запоминать заветные слова, шепотки и заговоры в тайне ото всех девочке нравилось.  Все, что говорила бабушка, девочка запоминала легко, словно вспоминала уже известное.
- Когда тебе исполнится тридцать три года, дождись, как начнут летать нарядные бабочки, да теплый ветерок потянет, сорви листок с крапивы, да пошепчи на него: «Как крапивный лист зелен, да жгуч, как мед пчелиный сладок, да тягуч, быть и мне до ста лет ретивой, да молодой. Напьюсь росы медовой, для силушки удалой. Ключевой водой умоюсь, ясной зарей подпояшусь. Быть тому по слову моему!» - листочек тот в ладонях вот так потри, да съешь потом.
- А язык я крапивой не обожгу? – полюбопытствовала девочка.
- К тому времени, как это делать будешь, про это и не подумаешь. Не бойся язык обжечь, бойся душу опалить!
- Как это? – не унималась малышка, - в огонь что ли ее кто бросить может? Душа ведь не книжка! – задумчиво сказала девочка, вспомнив, как однажды отец, вырывая листы из старой книги, торопясь и нервничая, бросал их в огонь.
- Не книжка! – да, моя хорошая! Поэтому учи все с моих слов, не записывай нигде эти знания.
- Бабушка, а когда я вырасту, я кем буду? – спросила девочка, набирая крючком петли салфетки. Может, я буду вязальщицей? Вот как у меня хорошо вязать получается.
- Может и так. Кем бы ты ни стала, пригодится все, чему с детства научишься. Врачом станешь, будешь людей лечить и слова мои вспоминать, да применять, понимать будешь, какую хворь каким словом поскорее излечить. Учительницей станешь, будешь нужным словом детей на добрые дела наставлять, да ум-разум развивать, характер укреплять, чтоб взрослыми они стали, а тебя не забывали. Поваром станешь - словом подходящим здоровье людям укрепишь, силы наполнишь… Только знать про эти слова не должен никто, кроме тебя, как меня не станет. Помни всегда, что слово твое - не воробей! Выскочит, не поймаешь! Думай всегда, прежде чем сказать!
-  А, есть такие слова, чтобы человек никогда не умирал?
- Говорят, были такие. Не каждый их знал. Кто-то этими словами пользовался, а были и те, которые не верили в их силу, смеялись, а другие, не желали их произносить. Не хотели они дольше положенного век вековать, да любимых людей переживать. Вот и решили тогда Высшие Силы, что человек ненадежным стал, небрежным к древним обычаям и мудрости. Осерчали на человека и отняли они память на слова, как людской век продлить. Такими знаниями, детка, разбрасываться нельзя, знания эти родовые, тайные.
  Шли годы, бежали недели…
Девочка росла и становилась красивой и стройной. Бабушки давно уже не было. Знания, которые она старалась передать, казались теперь девочке сказкой из далекого детства.
- С дороги, задавлю! - крикнул мальчишка, лихо проезжая мимо на велосипеде.
- Ай!- испуганно вскрикнула девочка и прыгнула с тропинки в лужу. Вот зараза! Тоже мне спортсмен! – пробормотала она, да, чтоб ты «спички» свои переломал, придурок!
  На следующий день она решила выйти в школу пораньше, чтобы подготовиться к контрольной работе.
Одноклассники что-то бойко обсуждали возле кабинета математики.
- Да, говорю вам, не из-за контрольной он не пришёл! В больнице он. Вчера вечером на велосипеде с моста свалился, обе ноги как спички - хрясть и пополам!- картинно тараща глаза, рассказывал новость мальчишка из другого класса.
«Думай всегда, прежде чем сказать!» – вдруг вспомнила она слова бабушки и ей показалось, что легкий ветерок коснулся ее лица и волос.
- Быть такого не может! – подумала она. Это простое совпадение.
  Придя домой, девочка прилегла на диван и вскоре заснула. Ей снился веселый цветной сон о том, как она совсем маленькая бегает со своей собакой по лужайке, а рядом бабушка в белой прозрачной накидке смотрит на нее строго и покачивает головой.
- Слово-не воробей! – очнувшись ото сна, прошептала она. Надо следить за мыслями и словами.  Если еще такое будет или похожее, удержи меня, поняла? – обратилась она к своему отражению в зеркале. Я прошу тебя быть сдержанной! Девочка улыбнулась своему отражению и ей на мгновение почудилось, как невидимая и ласковая рука погладила ее по голове.
На душе стало легко и приятно.
- Небо, земля, вода, огонь! Ногу сломал необъезженный конь….- шептала девочка, закрыв глаза и удивляясь, как хорошо она помнит эти волшебные слова. Как давно она их выучила, а теперь вот пригодились! Бабушка как всегда, оказалась права! Что знаешь, не забудешь! Чему быть, того не миновать!
- Пусть он выздоравливает, - прошептала девочка. Я прошу меня простить! - сказала она невидимому слушателю, который мог как прощать, так и наказывать.
  Нелегко жить, храня тайну, ещё тяжелее если ты ребёнок, а тайна эта - родовые знания!
Сколько разных событий было впереди! Как много интересного ожидало девочку на дороге жизни!

20.01.2022, Санкт-Петербург

 


Рецензии
Здравствуйте, Людмила!
Бывают такие минуты, когда хочется почитать что-либо интересное.
Вот и прошелся по вашим текстам. Про колдунью мне понравилось.
Вы кому-то порекомендовали этот рассказ, и я его прочитал.
У меня мама была знахаркой, лечила детей от "жабы! (больное горло), от испуга и особо беспокойных. И был случай, когда пойманная на воровстве в нашем огороде соседка заболела и умерла.
А потом было, если меня сильно обижали и я обиделся -
умирали. Я перестал обижаться.
Рассказ называется "Юный разведчик и старая воровка" в разделе
"Военное и послевоенное детство". Приглашаю к прочтению.
Василий.

Василий Храмцов   12.06.2022 15:21     Заявить о нарушении
Благодарю Вас! Обязательно зайду гости и прочитаю.
Благодарю 🙏!

Людмила Лазебная   13.06.2022 23:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.