Русалка

У каждого в жизни есть хоть одно, но совсем особенное место. Припомнишь двор какой-нибудь, окно и сразу в сердце возникает детство. Я сидела на своей любимой крыше сарая, рисовала закат. Художник - вечер менял с космической скоростью краски, то фиолетовый горизонт радовал голубыми оттенками, и я не успевала срисовывать, то вдруг он стал оранжево-красный. Солнце поцеловало меня в глаза, помахало ладошкой, улыбнулось, и, натянув на себя красивое в разных цветных лоскутках одеяло из туч, улеглось за дома. Художник-вечер сложил краски, и передал полномочия сестре-темноте, которая быстро закрыла мой альбом. Я собиралась уходить, но ко мне на крышу залез мой друг Володька Садыков:
- Пошли усанов ловить.
- А червяки?
- Я накопал.
- Мухтара возьмём? - спросила я.
- Нет. Помнишь, как тот раз лаял, только мешал.
- Да он хотел играть с нами.
Собрав удочки, мы выдвинулись к пруду. Далеко идти не надо, пруд начинался за огородом.  Наш любимый ненастьинский пруд - это «закадычное» место. Это был мальчишеский рай. Зимой расчищали лёд от снега и гоняли шайбу до первой звезды, пока луна за шиворот не приведёт домой. Летом с прудом на «ты». Ловим усанов, ныряем, кто первый достанет до дна. А наши пиратские баталии на плотах, когда мы шли на абордаж, приводили всех в ужас. Вороны месяц не садились на берёзы. А отец говорил:
- Рыб да лягушек пожалейте. От вашего шума они оглохли и со страху на берег выскочили.
Лежим с друзьями на моей крыше и смотрим на пруд. Говорят, огонь и вода притягивают людей. Это точно! Как я люблю эту ночную гладь пруда, дыма первую прядь, первый блеск на волне, первый плеск в тишине!
Пришли на своё любимое место возле старой берёзы. Развернули удочки, поплевали на червяка, сказав при этом мальчишеский заговор. Стали ждать первого усана, которого по обычаю насаживали на веточку и поджаривали. Вкуснятина! Только съели по рыбке, как к нам пришел и улёгся возле банки наш кот Василий.
- Куда без тебя!? - сказала я.
Наш котяра всегда ходил с нами на рыбалку. Сидим с друзьями на берегу, а фланги защищают, с одной стороны - Мухтар,  с другой – Васька. Даже Луна подвинулась поближе к пруду и опустила ноги в воду. Володька погрозил ей кулаком – не спугни рыбу, а в ответ луна веером из туч прикрылась, словно говоря «молчу». Мы засмеялись. Наступила тишина. Было слышно, как плачет комар. Даже птицы уронили в пруд своё пение. Усаны долго не клевали, даже кот Васька стал тереть наши спины.
- Есть, – шепотом «крикнул» Володька.
- Второй пошел, – прошептала я.
Когда десяток усанов плавали в банке, кот Васька мирно дремал возле костра. Володька вдруг спросил:
- Свет, мы в классе пели песню «С чего начинается Родина», а ты как думаешь,  с чего она начинается?
- С моей козы Зойки, так это на Украине, а здесь с тебя! – задумалась я.
- Да вот с этого пруда и начинается. Посмотри Володька, какой он у нас красивый и летом, и зимой!
- Я когда сижу на крыше, любуюсь этой красотой! Ты думаешь почему я рисую, чтобы остался он не только в сердце у меня, но и внукам тоже покажу.
- Ты сначала вырасти.
- Я то вырасту, а вот эта красота исчезнет. Смотри, березки наши вокруг пруда словно девушки в хороводе, будто возьмутся сейчас за руки и будут кружить. И такое ощущение, что припадут на колени и будут пить живую воду, а потом взмахнут своими зелёными платочками и пойдут в пляс. Прав А. Прокофьев:
«Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.»

-Ты ещё скажи, что у них есть сердце!
- Я тебе еловая башка говорю, они живые! –взволновалась я и обняла березу.
- Иди слушай, у неё тоже бьётся сердце!
- А может это наши сердца стучат?
- Может, но знаю точно, они живые.
- Пошли удочки смотреть!
Закинув удочки я продолжила:
- Мне отец рассказывал, что однажды в берёзу попал снаряд, и её разорвало на щепки. И сказали солдаты: «Мы отомстим за тебя!» Потому что, береза - это такое же святое русское, как Родина, как мама!
«Светлы, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,
Солдат провожая на бой.
Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь…
Зимою бежали и летом,
И был нескончаем их путь.»
- Да ладно, я согласен, лучше нашего пруда, нет ничего на свете!
- Пойдём, «морды» проверим.
Луна, словно услышала, осветила нам тропинку. «Морда» была на другом берегу пруда. Вдруг слышим всплеск, будто кто-то большой ладошкой ударил по воде.
- Ух ты, карась какой здоровенный, вот бы в морду заплыл, – сказал Володька.
- Нет, гляди, кто-то плывёт, – шёпотом сказала я.
Со страху ноги наши подкосились, и мы упали в траву. А тут ещё со стороны кладбища, а оно было через дорогу, раздалось: «Эх-Чх-Чху!». Будь хоть трижды спокоен, но каждый разбойный выкрик бросает всё-таки в дрожь. Луне тоже стало интересно, и она осветила то, что плыло. Мы замерли как суслики, от страха и дива, притаились в кустах, не дыша. Это большое подплыло к берегу и, освещённая луной, вышло, как Афродита из пены, на берег.
- Русалка! – дрожа, прошептал Володя.
Плечи и руки блестели от луны, казалось, что русалка осыпана золотом. И весь её обнажённый стан светился желтым светом. Казалось, что это луна решила искупаться.
- Точно русалка! –прошептала я.
Русалка взяла полотенце, которое светилось, будто оно вышито из лунных нитей, и стала обтираться,  при этом то ли пела, то ли шептала что-то. Потом стала расчёсывать волосы. Пруд, видя, как русалка расчёсывается, тоже стал теребить свою густую седую бороду, и расстилал их в виде тумана, за которым скрылась и русалка, и луна. Страх сковал нас.
- Вот это да! Что это было? – воскликнул Володька.
- Не знаю! Русалка, наверное.
Мы осмотрели «морду», увидели там десяток карасей, это нас развеселило. Туман стал густой, как сметана.
- Ура! Я плаваю в сметане! – смеялся Володька.
- Собирай удочки, молочный мальчик! – сказала я, заряжаясь его настроением .
Мы пошли домой. Не прошли и два шага, как раздался звонкий девичий голос:
- Что, салаги, не спится? А на горшок не пора?
Перед нами стояла русалка  в цветном халате, с распущенными волосами, вся измазанная туманом, как сметаной,.
- «Мама-ааааааа!!!» - пронеслось над прудом.
В два прыжка мы были у нас во дворе. На крик выбежал мой отец. Мухтар залаял, что в некоторых домах зажгли свет. Перебивая друг друга, мы с Володькой рассказали про нашу рыбалку. Отец засмеялся:
- Вот дурни, спать людям не даёте. Это внучка соседская из Свердловска приехала. Вот она и решила ночью искупаться, вода же теплая.
- Нет, это была русалка! - после долгого молчания решили мы с Володькой.
Сколько б лет ни прошло, возвращаюсь туда до сих пор.
Где меня обожгло на рассвете дыханье озёр,
Где спеша разгореться заря за туманом цвела,
Над протокой из детства над речкой, что в юность вела.


Рецензии