Рецензия на книгу Легенды площади Кирова

Рецензия на книгу.
Автор: Виктор Никамин.
Жанр: рассказ для детей
Формат: сборник
Издание: СПб.: Политехника. 2021 год
Название: «Легенды площади Кирова»
   В сборник петербургского автора Виктора Никамина «Легенды площади Кирова» вошли его 11 рассказов: Спутник, Клад, Паслён, Рыба, Пасха, Ночные забавы, Грибы, Бесплатное кино, Опасные игры, Лапта, Ракета. По одним названиям можно догадаться, что книга написана для детей, и о самих детях. Но это не совсем так. Вкладывая в рассказы много личного, автор всё-таки повышает возрастной ценз своих рассказов.
   Небольшой, но насыщенный событиями рассказ для детей – самый популярный жанр детской литературы. Всем известно, как сложно надолго захватить внимание ребёнка, отвлечь его от компьютера, телефона, и бесцельного времяпровождения. Но рассказ тем и интересен, что без долгих вступлений погружает читателя в водоворот похожей, но ещё неведомой ему жизни. В быстрой и ловкой манере автора происходит завязка – мечтание, драма, конфликт, а за ними – развитие сюжета, кульминация и развязка. Но я бы назвал сборник рассказов «Валеркино фиаско». О чём идёт речь? Давайте разберём подробнее.
   Площадь Кирова. Одно это название, по мнению автора, должно привлечь внимание читателя к определённому месту, времени, к эпохе. И вправду, все события, произошедшие с мальчиком Валерой, а именно так зовут главного героя всех рассказов, происходит где-то в Ленинграде, или другом городе, селе конца 50-х – начала 60-х годов. И в большинстве рассказов это оказывается район замечательной площади, в центре которой красуется памятник С. М. Кирову. Воздев правую руку к небу, он как бы повторяет собственные слова, высеченные на его постаменте: «…много веков тому назад великий математик мечтал найти точку опоры, для того чтобы, опираясь на неё, повернуть земной шар. Прошли века, и эта опора не только найдена, она создана нашими руками…»
   Не хватало еды, но запускали ракеты. Сегодня это стало притчей во языцех о тех временах, но, как говорил ещё Христос: «не хлебом единым». И пытливые мальчишки наверняка не раз приходили к памятнику, а потом бежали в школу, и узнавали – кто был этот великий математик. Удивительное было время. А детство – всегда удивительно, и полно открытий отношений, притяжений, отталкивания, сострадания или равнодушия. И здесь автору удаётся передать это в полной мере.
   Первый рассказ «Спутник» повествует нам о Валеркином открытии космоса. В его уме происходит замешательство: как мог человек сделать нечто подобное Луне, и запустить в полёт? Может быть это событие впервые заставило мальчика взглянуть иначе на окружающий мир – на родителей, на небо, на друзей, с которыми нужно делиться сокровенным.
   Но как быть с жизненной правдой? На этот счёт автор не делает читателю поблажек в духе писателей соцреализма. Ведь сцену с Толиком, который вечно недоедал и воровал картошку и фрукты вместе с другими ребятами из соседних садов, во времена, когда книги издавались миллионными тиражами – цензура бы не пропустила. Тогда вопрос не стоял – что должна делать литература – описывать правду, или учить – как надо жить, а как не надо. В памяти моей из детства навсегда остался сюжет рассказа Носова «Огурцы», где мать, узнав, что её сын принёс сворованные с поля огурцы, заставила отнести их обратно, даже несмотря на то, что там сторож с ружьём! Сегодня царит плюрализм. Но всё-таки писатель, будь добр – выскажи своё мнение детям, которые будут читать – будущим чиновникам, учителям, рабочим, всем тем, у кого о воровстве должно сложится устойчивое мнение.
   Первый рассказ заканчивается фиаско: спутник в небе ребятам так и не удалось разглядеть. Ликование оказалось эфемерным.
   Второй рассказ «Клад». Кто в детстве не занимался кладоискательством? В этом рассказе снова Валеркино предприятие терпит крах: и нашли какие-то стекляшки, да ещё и нагоняй получили от родителей за то, что в неудачном месте яму выкопали.
   В рассказе «Паслён» говорится о первой детской Валеркиной влюблённости. Не обошлось без казусов. В то же время прослеживается бесхарактерность мальчика, и желание автора насолить ему за это ещё больше. Паслён оказался весьма солён.
   «Рыба». Этот рассказ открывает такую черту Валерки, как жалость. Но в то же время автор не изменяет сюжетной линии непростых взаимоотношений родители- дети, где нашкодившие подростки доставляют им неприятности, и получают за это нагоняй.
   «Пасха». Рассказ открывает без обиняков нелёгкую долю детей Валеркиного окружения. Оказывается, в то время, как страна запустила Спутник, дети ходили на кладбище на Пасху, и собирали за верующими старушками оставленные крашенные яйца. Складывается ощущение, что в занятие голодных и бедных детей входили только поиски еды. Однако, на самом деле, есть ребятам не хотелось вовсе, и поэтому они играли яйцами в игру «разбей».
Без комментариев нельзя оставить и концовку: дети ели свою добычу будучи как будто на необитаемом острове.
   Следующую череду рассказов можно отнести к категории Вредных советов: «Ночные забавы», «Грибы», «Бесплатное кино», «Опасные игры». Мальчики, и их вечные спутницы девочки – их детство – озорные игры переплетаются несмотря на противоречия, они тянутся друг к другу. Это закон природы. И от автора рассказов это не ускользает. Даже через сложные ткани хулиганства просвечают нити добра: а дети то всё равно вырастут хорошими!
   В рассказе «Ракета» неизменный герой, прочитав в журнале рассказ «Туманность Андромеды», решил построить свой летательный аппарат. В рассказе поражает та лёгкость, с которой дети принимают участие в проекте. Этот рассказ логически завершает тему Спутника. Мечты о простом наблюдении полёта переросли в практическое участие в этом полёте. И в этом наблюдается рост героя.
   Нельзя отказать автору в мастерстве выдумки некоторых сюжетов. Реализм описанной жизни он ловко переплетает с доработками в духе Нового времени. Одно остаётся верным – та не лёгкость повседневной жизни, в которой росли дети 50-х годов, и та героическая поступь взрослых, которые на руках своих вытащили страну из руин, и запустили в космос. А сколько невидимого, трудного осталось за кулисами их жизни.
   Итак, читая эту, как и другую хорошую книгу, можно прийти к весьма поучительным выводам. Главный конфликт книги лежит в плоскости взаимоотношений отцов и детей. В самом неприглядном варианте, когда первые напрочь не занимаются проблемами и воспитанием своих чад, а эти в свою очередь не проявляют к ним уважения, предоставленные сами себе. И выводы напрашиваются сами собой, и сделать их должны родители: занимайтесь своими детьми, увлекайте их, интересуйтесь их интересами, чтобы не печалиться от неожиданных происшествий, и не быть теми родителями, которым не повезло с детьми, только лишь потому, что детям не повезло с родителями. А детство? Детство несмотря ни на что прекрасно само по себе. И каждый из нас вспоминает его с частичкой ностальгии.
   Алексей Салтыков. 2022 год.

Реплика автора: Кстати, а вы духа книги так и не уловили, судя по рецензии... Нет там никакого конфликта отцов и детей - все как и должно быть... Дети развиваются самостоятельно, сами находят себе развлечения, без ненужной опеки взрослых, которые как раз все это понимают и не мешают... Поэтому дети становятся личностями, а не взрослыми детками, которые не приспособлены к самостоятельной жизни... Поэтому и обходятся с такими взрослыми сейчас как с безмозглым скотом - куда погонят, туда и идут, никто даже не тявкнет... И не было там никакого памятника Кирову, который к тому же никакой не ученый, а революционер, государственный деятель, соратник Сталина... И еды всем хватало, просто много и активно двигались, поэтому не прочь лишний раз что-то перехватить... И все отмечают, что книга с юмором написана, захватывает, читается за один присест... У вас ничего этого нет, главное упущено, а отмечено совсем второстепенное...


Рецензии