Фашисткий орднунг

  В детстве эту историю я часто слышал от своей двоюродной бабушки. Она всегда эмоционально пересказывала те, совсем еще не далекие события, которые были судьбоносными не только для неё, но и для моей мамы. При этом она вспоминала такие мельчайшие подробности, что описываемая история являлась мне картиной яркой и живой, и я в ней был действующим лицом.

  Немцы зашли в наш райцентр без тяжелых боев и потерь, хотя наши красноармейцы готовились к обороне: вырыли противотанковый ров (помогали им женщины и дети) и поставили железобетонный ДОТ. Главными защитниками были молодые курсанты из Урюпинского военного училища. Но как часто бывало в первые месяцы войны: противника ждут с запада, а он наступает с востока, если ждут с юга, то он появляется с севера. Так было и с обороной нашего райцентра. Наступление ждали со стороны Армавира, а немцы зашли оттуда, откуда их не ждали: со стороны Кавказской.

  Очевидец тех событий (тогда он был подростком) рассказывал мне, как красноармеец в треухе с красной звездой и винтовкой за плечами скакал на лошади от хутора Бедняк в сторону поселка Гулькевичи. Поравнявшись с ним, он спросил:

 - Мальчик, где здесь оборонительный отряд? Мне надо отдать письменный приказ об отступлении.
 
  Он показал ему дорогу на Гулькевичи, но в это время, со стороны Кавказской появились немецкие мотоциклисты. Они увидели красноармейца и окружили его. В чистом поле он не мог укрыться, они гонялись за ним, потом пристрелили лошадь, а его пленили.

  Урюпинцы оказали сопротивление противнику, но силы были слишком неравные. Так без особых потерь немцы захватили райцентр Гулькевичи.

  Жителям поселка объявили, что Советской власти больше нет и жить они буду по гуманному немецкому орднунгу (порядку), а за порядком будут смотреть полицаи из местных жителей. Первый указ, который выпустила Управа, и который подлежал неукоснительному исполнению всеми жителями райцентра, гласил: «Евреям, цыганам, коммунистам, женам коммунистов и офицеров явиться в управу и зарегистрироваться. За неисполнение данного указа – расстрел». Тут же среди людей пошел слух, что евреи очень близкая к арийцам нация, поэтому им будут особые льготы при поступлении на службу и работу.  Цыган надо зарегистрировать, потому что они кочевой народ и их трудно пересчитывать, женам офицеров, если у них есть дети будут выдавать паек, чтобы их дети, как будущие защитники Вермахта, росли здоровыми и крепкими.
 Моя двоюродная бабушка, а у неё было трое маленьких детей, услыхав такие радужные обещания, решила зарегистрироваться, тем более, что Управа находилась рядом - в трехстах метрах от её хаты. В назначенный день и час, она со своими детьми, да еще с двумя двоюродными (моя мама и родной дядя), явилась в Управу в надежде выхлопотать паек на детей.
 Управа находилась в здании нынешней почты, на Комсомольской площади. Двор перед Управой был заполнен людьми, но народ еще подходил. Летний день был выходным, и у людей было хорошее настроение. Было много знакомых, дети играли и веселились. Бабушка заняла очередь и заглянула в коридор, там на стене, напротив входной двери, висел огромный плакат, на котором был изображен «драпающий», от немецкого солдата, Сталин. У него были длинные волосы, за который держался весь многонациональный советский народ. Для неё это было потрясением, так как на товарища Сталина молились как на Бога, в каждой хате, рядом с иконой, висел его плакатный портрет. Но тут в коридоре появился полицай, она узнала в нём своего соседа и окликнула, а вдруг поможет без очереди зарегистрироваться. Он, увидев соседку, немало удивился:

 - А ты чого сюды пришла? – Дунька!
 
 - Да вот, зарегистрироваться пришла. Ты не поможешь?

 - Та ты шо дура? Та вас же тут усих перестреляют! Тикай отсюда, пока не зарегистрировалась.
 
  Она позвала детей и направилась к калитке, но там уже стояли два немецких солдата с автоматами. Они преградили им выход и скомандовали:

 - Цурюк, цурюк, шнель цурюк*.

  Бабушка попыталась им сказать, что они по ошибке сюда пришли, но получила удар в плечо автоматом и сразу поняла, куда она попала, и заплакала. Но тут подошел сосед - полицай и тихо произнес:

 - Цыть, цыть дура. Я щас шо-нибуть  придумаю.

  Пошел к другим полицаям, что-то им сказал, потом подошел к бабушке:

 - Дунька, там у самом углу есть дыра в плетне, собака прорыла. Так мы щас с хлопцами встанем возле неё покурить, а ты давай детей туда по одному, а потом и сама.
 
  Полицаи, шумно разговаривая, расположились у плетня и закурили. Бабушка сказала детям, чтобы они не боялись и лезли в дыру. Так дети, будто играя, подбегали к полицаям, а те «ругаясь», пинали их ногами к дыре в плетне. Последний пинок под зад получила бабушка от соседа, когда с трудом пролазила в маленькое отверстие в плетне.
 Прямо за плетнем начинались огороды, где росла кукуруза. Вот по этому кукурузному полю, они убежали от неминуемой расправы. Вместе с бабушкиными детьми убежала еврейская девочка, которая играла с ними. Остальным же еврейским детям и их родителям не повезло. Их, как и говорил полицай, погрузили в грузовики, отвезли к противотанковому рву и расстреляли рядом с ДОТом. По «гуманным» фашистским законам расстреливали только взрослых, а детей умерщвляли ядом.

 Очевидец, тогда он еще был подростком, случайно подсмотрел эту расправу и мне рассказывал: «Подъехали грузовики к ДОТу, сгрузили людей, автоматчики отобрали детей у женщин и повели их к обрыву. У обрыва их ждали солдаты в костюмах хим.защиты и противогазах. Каждый макал тряпку в банку с жидкостью и закрывал ею лицо ребенка, а после того как ребенок переставал дергаться, сбрасывал его в ров.
 Так «гуманная» машина фашистов расправлялась с детьми. Со взрослыми было проще, их заставили раздеться, построили в шеренгу у обрыва и расстреляли из автоматов. Потом трупы наспех присыпали землёй и помчались докладывать фюреру о проделанной работе.

  Продержалась фашистская власть недолго, уже в январе 43 года райцентр был освобожден. Окрепшая и закаленная в боях Красная армия ворвалась в поселок неожиданно и с той стороны откуда её не ждали (не с востока, а с запада). Немцы сами себе отрезали дорогу отступления: взорвали железнодорожные пути и заминировали трассу. Поэтому попали в окружение и были уничтожены.

 Но в памяти детей и подростков, освобождение поселка запомнилось еще одним приятным событием, чтобы взорвать туннель немцы заложили в него взрывчатку, а сверху поставили вагон с шоколадом. После взрыва шоколад разлетелся в радиусе 500 метров и дети собирали его в своем огороде.

___
*Орднунг  - (нем.) порядок
* Цурюк, цурюк, шнель цурюк – (нем.) Назад, назад, быстро назад.


Рецензии
Уважаемый автор, насколько понимаю, вы не пацанчик 17 годов. Вроде как взрослый человек и потому спрос с Вас другой, нежели с пацанчика.

Отсылал статью друзьям. Одни сразу определяли грубые ляпы и несоответствие реальности, другие нет. Тут ситуация примерно как в фильме "Город Зеро". Одни видят голую секретаршу, другие нет.
Материал можно смело выставлять в качестве дополнительного чтения для старшекласников на предмет обнаружения фейков.

Итак, автор сам этого не видел - всё со слов двоюродной бабушки и каких-то подростков.

Вы пишите "первые месяцы войны". А между тем Гулькевичи немцы заняли в августе 1942 г.

Опять же со слов человека, который на ту пору мальчиком был:

"- Мальчик, где здесь оборонительный отряд? Мне надо отдать письменный приказ об отступлении.

Он показал ему дорогу на Гулькевичи, но в это время, со стороны Кавказской появились немецкие мотоциклисты. Они увидели красноармейца и окружили его. В чистом поле он не мог укрыться, они гонялись за ним, потом пристрелили лошадь, а его пленили."

Солдат везёт секретный приказ и первому встречному мальчишке об этом говорит. А немцы, увидев всадника, начинают за ним гоняться по полю, вместо того чтобы просто застрелить и идти на город. Очень сомнительно, чтобы всадник по полю не сумел скрыться от мотоциклов.
Здесь явно авторская фантазия. Ладно бы одна, но далее она попросту бьёт ключом...)))

Читаем дальше:

"Первый указ, который выпустила Управа, и который подлежал неукоснительному исполнению всеми жителями райцентра, гласил: «Евреям, цыганам, коммунистам, женам коммунистов и офицеров явиться в управу и зарегистрироваться. За неисполнение данного указа – расстрел». Тут же среди людей пошел слух, что евреи очень близкая к арийцам нация, поэтому им будут особые льготы при поступлении на службу и работу. Цыган надо зарегистрировать, потому что они кочевой народ и их трудно пересчитывать, женам офицеров, если у них есть дети будут выдавать паек, чтобы их дети, как будущие защитники Вермахта, росли здоровыми и крепкими."

Если бы дело происходило с июня по сентябрь 41-ого, в подобное можно поверить. К августу 42-ого уже вся страна знала про зверства немцев, про Бабий Яр и тому подобное.
Евреи, если они там вообще были (они компактно проживали на Украине и в Белоруссии), к концу 41-ого в массовом порядке перебрались в Ташкент и на Урал. Их в первую очередь эвакуировали.

Читаем дальше:

"Управа находилась в здании нынешней почты, на Комсомольской площади. Двор перед Управой был заполнен людьми, но народ еще подходил. Летний день был выходным, и у людей было хорошее настроение. Было много знакомых, дети играли и веселились."

Ну может в каком-то одном городе и были собраны олухи царя небесного, кто не слышал про зверства немцев и про казнь предателей и полицаев, которую осуществляло НКВД, соответственно, дети веселились, а взрослые выстроились в очередь, но я лично в подобное не верю. На фронт из Гулькевичей ушло более 10 тыс. человек.
Здесь имеет место быть второсортная авторская фантазия!

Читаем ещё:

"Но тут в коридоре появился полицай, она узнала в нём своего соседа и окликнула, а вдруг поможет без очереди зарегистрироваться.

- Дунька, там у самом углу есть дыра в плетне, собака прорыла. Так мы щас с хлопцами встанем возле неё покурить, а ты давай детей туда по одному, а потом и сама.

Полицаи, шумно разговаривая, расположились у плетня и закурили. Бабушка сказала детям, чтобы они не боялись и лезли в дыру. Так дети, будто играя, подбегали к полицаям, а те «ругаясь», пинали их ногами к дыре в плетне. Последний пинок под зад получила бабушка от соседа, когда с трудом пролазила в маленькое отверстие в плетне."

Получается, Гулькевичи немцы взяли 4-5 августа, и уже в тот же месяц здесь было сформированы полицаи. Да, возможно. Но из текста мы видим, что полицаи уже сумели внедриться в доверие к немцам и сформировали дружную компанию.
Немцы вот так сразу, кто с ними хотел сотрудничать, оружия не доверяли. Кто вступал в полицаи, собственной тени боялись. Они проходили несколько этапов проверки. Юг СССР был отдан под контроль румын.

Читаем:

"У обрыва их ждали солдаты в костюмах хим.защиты и противогазах. Каждый макал тряпку в банку с жидкостью и закрывал ею лицо ребенка, а после того как ребенок переставал дергаться, сбрасывал его в ров."

То, что немцы зверствовали и убивали мирных жителей, никто не спорит. Но для суда истории необходимо быть точным. Немцы впервые душегубки применили на Кубани летом 42-ого года. С костюмами химзащиты всё как-то нескладно.

Фашисты по большей части угоняли людей на работу в Германию. С вагоном шоколада тоже непонятка?

Впрочем, если автор в одном не придерживается исторической точности, то и в другом верить ему нельзя.

В первый раз за 12 лет на этом сайте ставлю красную кнопку. Если любите писать от вольного, не придерживаясь исторических фактов, пишите про инопланетян.

Ершов Максим Александрович   20.02.2024 11:58     Заявить о нарушении
Максим Александрович, спасибо Вам за развернутый анализ моего рассказа, но я писал не исторический отчет о событиях 42г. в г. Гулькевичи, а пересказал лишь то, что слышал от очевидцев того времени, когда меня еще на свете не было. А факты изложенные в рассказе - реальны и имеют тому подтверждения. Вы можете в этом убедится. На месте расстрела евреев, жен коммунистов, жен офицеров и их детей стоит памятник. В историческом музее нашего города Вам покажут документы и расскажут о том, что я описал в рассказе.
С благодарностью принимаю Ваше предложение написать что-нибудь из фантастики и буду Вам премного благодарен , если Вы "подкинете" мне сюжет.

Вячеслав Шириков   20.02.2024 16:39   Заявить о нарушении
Так я не спорю, что людей расстреляли. Но в Вашем изложении это выглядит как полная нелепица!

Если кто-то скажет, что Второй Мировой войны не было, дескать, старики собрались и все дружно договорились об этом рассказывать - это будет враньё.

В Вашем случае к правде привёрнута полуправда. Мне дедушка рассказывал, мне бабушка показывала - подобное всегда нуждается в документальном подтверждении.

Ершов Максим Александрович   20.02.2024 16:47   Заявить о нарушении
Это как смотреть на изложение. Из 17 отзывов лишь одно неблагожелательное. Но правил нет без исключений, если это ни чей-то заказ.

Вячеслав Шириков   20.02.2024 17:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.