Патернализм или насилие БОГА? Жизненные испытания

1. Человек – не робот  с заданной программой, от которой он не может отклониться.  БОГ дал ему свободу духовного и нравственного выбора.
И от этого выбора зависит его судьба в Вечности.

БОГ  помогает сделать правильный выбор через вразумление Словом Божьим, через жизненные испытания. Но окончательное решение принимает сам человек.

2. Господь БОГ Всеведущ и знает пределы возможностей своего творения, поэтому ОН каждому даёт испытания (Крест) по силам,
но не каждый желает  его принять и понести.

Некоторые  из лени, другие из страха  страданий или нежелания лишиться комфорта, удовольствий, богатства, власти, славы,  других благ, пытаются увильнуть от трудностей и испытаний.

Они  прожигают, пропивают и проедают свою земную жизнь, и умирают как неразумная  тварь и в муках ада превращаются в ничто,  не исполнив своего высокого, БОГОМ данного, предназначения человека.

И чтобы этого не случилось, Господь БОГ испытывает каждого, когда и как тому полезно, чтобы человеку легче было избавиться от своих заблуждений, недостатков,  грехов и страстей,, и укрепиться в понимании и делании  добра. При этом выявляется то, что человек в себе и не подозревал.

3. Испытание как экзамен. Экзаменатор не согласует с испытуемым, а  задаёт  тот вопрос, который считает нужным.
Так, при испытании самолёта, он проверяется во всех режимах и при разных нагрузках. И не спрашивают  - хочет он этого или нет.

Любой сложный механизм, какой-нибудь андроид (человекоподобный робот),  многократно проверяется и тестируется. При этом стараются испытать все его возможности, чтобы выявить сильные и слабые стороны.

Человек – очень сложный механизм, постоянно меняющийся, обладающий несовершенным разумом и своей незрелой, доверчивой ко злу, волей в принятии решений, постоянно попадающий под влияние лжеца и человекоубийцы -  диавола,  и часто, осознанно или нет,  исполняющий его волю во вред и в погибель себе.

БОГ не спрашивает у человека, какое ему дать испытание, а даёт то, что нужно именно ему. Главное, что каким бы тяжёлым оно ни было, оно будет исключительно  ему во благо и спасение.  Испытания человека нужны не БОГУ, а самому человеку.

Испытания – это различные трудности на жизненном пути. Они - необходимые этапы в нашем развитии или как следствие наших неправильных поступков. Но именно в процессе испытаний мы  осознаем нашу духовную зрелость, нравственную силу, устойчивость, наличие жизненных и высших  целей,  уровень знаний, навыков и душевных качеств.

Есть ещё одна важнейшая цель испытаний, посылаемых Богом - человеку необходимо обрели веру в БОГА и укрепились в ней. Иначе спасение невозможно.
«Господь посылает верующим в Него многие испытания, чтобы сими испытаниями они более утвердились в вере и в том, как близок Господь ко всем призывающим Его». Св. Игнатий (Брянчанинов)

Каждое испытание – это очередная ступень в духовно-нравственном воспитании и совершенствовании  человека.
Только укрепляясь в преодолении жизненных трудностей, духовно и нравственно совершенствуясь, возрастает человеческая личность до Богоподобия, до возможности обретения Вечной Жизни.

«Ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», (Мф.11:12).

4. Но не насилие ли это БОГА над человеком? Нет. Это – патернализм.

НАСИЛИЕ – общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность. (Новая философская энциклопедии.)

Насилие можно интерпретировать как разновидность отношений власти, поскольку последняя представляет собой господство одной воли над другой, принятие решения за другого. Оно отличается от других типов властных отношений – патернализма и правового принуждения.

Патернализм есть господство зрелой (взрослой) воли над незрелой (детской); такое господство считается отеческим, ибо оберегает незрелую волю и, как предполагается, в последующем, когда последняя достигает стадии зрелости, будет одобрено ею.

5. Если родители всё позволяют ребёнку с раннего возраста – толкать пальцы в розетку, бегать по дороге среди мчащихся машин, есть только конфеты и мороженое, сутками играть в компьютерные игры, а потом,  пить спиртное, курить, принимать наркотики, бросить школу, то, скорее всего, они быстро лишатся,  если не детей, то,  уж точно, права называться, а иногда и быть, родителями.

Заботливый родитель воспитывает своё чадо словом, личным примером, но также через  утверждением своей воли - поощрением всего доброго и наказанием злого.
И это проявление господства зрелой воли над незрелой (детской) волей ради блага ребёнка  называется патернализмом.

Сказано: кто любит, тот прилежно «наказует, биет же Бог всякаго сына, его же приемлет» (Евр. 12:6).
«Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?»  Св. Игнатий (Брянчанинов)

Все мы - грешные дети БОГА,
не умеем мы жить не греша..
вечно в сердце ЕГО тревога
и о каждом болит душа.

Как родители проявляя свою волю, осуществляют отеческую заботу о детях, при этом  часто делают то, что детям не нравится, но необходимо для их выживания, так и БОГ-Отец заботится о своих сотворённых детях, стараясь защитить их, спасти, помочь оБОжиться и  обрести в них Своих Сыновей и Наследников в Вечности Царства Небесного.

6. Но, одобрят ли в последствие дети Божии те испытания, которые дал Отец Небесный? Скажут ли как Христос: "Да будет воля не моя, но Твоя"?

Невозможно представить, что обретя Вечную жизнь, полную любви, радости, творчества и  блаженства, дети Божие не одобрят действия БОГА. 
Конечно, одобрят!  И  будут бесконечно благодарны Отцу Небесному за своё спасение! Это - лучшее что БОГ уготовил верным своим сынам-наследникам Царства Небесного.
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

И не пожалеют ли те, кто жил своевольно и своенравно, отвергая Власть и Волю БОЖИЮ, попав  в рабство диаволу и закончив свою жизнь на бесовской свалке, в вечных и страшных муках ада?   Увы, их запоздалые сожаления и безнадежные рыдания будут напрасны. После смерти раскаяние силы не имеет..

Таким образом, патернализм БОГА, который есть Любовь, также являет Любовь и Благо.

7. Часто испытания приносят страдания.

«Русский народ выражает это словами «посещение Божие»: человек, которому послано испытание, должен считать себя не «обреченным» и не «отвергнутым», но взысканным, посещенным и призванным Богом. Ибо ему позволено страдать, чтобы очиститься. К нему лично, как бы обращены слова Спасителя: «Хощу, очистися»». (1) Говорят: «Если у тебя всё слишком  хорошо, значит, БОГ оставил тебя».
Святые всегда искали испытаний, страданий и даже  мученичества.
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Деян.;14,;22.
 
8. Итак, как следует относиться к жизненным испытаниям? Во-первых, знать, что они не случайны и даны БОГОМ. Для чего? - На это вопрос надо хорошо подумать и честно ответить самому себе.
Что следует  изменить  в своей жизни? в себе? Какие нераскаянные грехи привлекают ко мне несчастья? Не свернул ли с Пути Истины?  Как я могу достойно пройти это испытание без сетований и обид, разочарований и уныния, но стать нравственно лучше и духовно сильнее?

И, конечно, надо помнить, что без Божьей помощи, мы слабы, уязвимы и немощны. А с БОГОМ нам по-плечу любые испытания. Они нас делают только сильнее, совершеннее, ближе к БОГУ и Вечной Жизни в Царстве Небесном.(2)


Примечания

(1)Смысл испытаний человека по трудам русских богословов и мыслителей. (Заключение. В сокращении)

Рассматривая сочинения преподобного Серафима Саровского, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника и религиозных мыслителей-философов Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева и Е. Н. Трубецкого, мы видим, что жизнь человеческая тесно связана со страданиями. В муках рождается человек, живет и в муках умирает. Проблема страданий есть вековая проблема человечества, без решения которой история человечества не имеет смысла, да и самая жизнь разумно невозможна. Единственно удовлетворительное решение этой проблемы дается в системе православно-христианского мировоззрения.

Страдание есть состояние искаженного порядка жизни, и виновником этого искажения является сам человек. Грехопадение человека извратило истинный закон жизни и внесло в него первое явление зла и страданий, которые всегда переживаются и воспринимаются сознанием человека как нарушение гармонии жизни, а где нарушение истины и правды, там и страдания.

При этом понятие зла и страданий вовсе не однозначны: зло – понятие чисто моральное, а страдания сами по себе – вне области понятия добра и зла, хотя и могут быть причиной добра и зла в зависимости от воли человека.

Основной причиной всех испытаний человека в земной жизни является грех.
Удаление от Бога и Его святых заповедей, а затем несовершенный образ жизни, основанный на гордости, себялюбии, самоугождении, эгоизме и страстности, вводит человека во многие грехи и ведет его к страданию.
Задача христианина состоит в том, чтобы не убегать от испытаний, но принимать их и преодолевать ими греховность своего естества.

Страдания даются человеку для очищения от греха. Они пробуждают духовность человека, очищают его душу, учат его верному выбору, дают ему способность к совершенствованию, научают стойкости, мужеству, самообладанию, дают ему силу характера, ведут к творчеству.

Мы обязаны страданию всем, что было творческого в истории. Испытание есть соль жизни и в то же время – ее движущая сила; учитель меры и веры.
Претерпевая разные испытания в своей жизни, человек вступает на путь духовного очищения и возвращается к Богу.
Поэтому человек должен вести настоящую борьбу со своей греховностью, терпеливо нести свой жизненный крест и стремиться к истине и правде.

Когда человек забывает о цели своей жизни и, оставив попечение о своей бессмертной душе, более заботится о внешнем, временном, тогда-то Господь, посещая его скорбями, дает ему познать тщетность таких забот и направляет его к небесному.

Испытание есть борьба за новую чистоту души, за новую гармонию духа, за новую, святую и блаженную жизнь со Христом.
Поэтому человек не должен пугаться приходящего страдания, но, сознавая себя виновным и преступным перед Богом и людьми, он должен внимать ему, вникать в его сокровенный голос, принимать его в добровольный подвиг своей жизни, как духовно-осмысленное и целесообразное явление. …

Христос превратил страдания в путь спасения. Он добровольно взошел на крест, добровольно испил чашу страданий и Своею Божественною силой претворил ее в чашу радости.
Поэтому каждый христианин должен помнить, что все его жизненные «испытания – это чаша Христова, которая доставляет на земле причастникам своим участие в благодатном Царстве Христовом, приготовляет для них на небе престолы вечной славы»

Страдающий человек разными путями ищет победы над страданиями. Но только верой в Бога и в бессмертие души, и связанными с ней покаянием, молитвой, смирением, терпением, состраданием к другим и нелицемерной христианской любовью, по учению русских богословов и религиозных мыслителей, облегчаются и побеждаются всяческие испытания, постигающие человека на его жизненном пути. (Азбука веры) Илия (Рейзмир), архимандрит.

(2)КАК ПРЕОДОЛЕВАТЬ ИСПЫТАНИЯ И СКОРБИ. ПЯТЬ СОВЕТОВ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ
Человек часто испытывает трудности, испытания и скорби. Как их преодолевать и правильно к ним относиться? Святые отцы говорят, что лишь путем преодоления искушений в христианине умножаются опытность и духовная сила.

1. Испытания, которые посылает нам Бог, помогают нам понять наше подлинное духовное состояние, заставляют смиряться, и мы получаем прощение грехов, если кротко и с терпением принимаем все эти испытания как целебное снадобье для своей души и с благодарностью славословим Господа. Для нас великое благо то, что Бог попускает нам испытания, ведь иначе в день Страшного суда мы имели бы и скрытые страсти, и непомерные требования. И если бы Господь пренебрег этим и взял бы нас в Царство Небесное в таком состоянии, то мы и там бы проявили свои худшие свойства. Поэтому Бог здесь дает нам искушения, чтобы они выбили из нас пыль и душа наша очистилась скорбями и слезами, и мы прибегли бы к Богу в поисках спасения.
Преподобный Паисий Святогорец

2. Самое лучшее дело предаваться воле Божией и нести скорби с упованием. Господь, видя наши скорби, лишнего никогда не даст. Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией.
Преподобный Силуан Афонский

3. Ты должен знать, дитя мое, что ничего случайного не бывает. Все имеет какую-то цель. Без причины ничего не происходит. Без воли Божией не упадет ни одна иголка с сосны. Поэтому ты не должен волноваться из-за того, что с тобой происходит. Так мы достигаем святости.
Да… Ты расстраиваешься из-за своих домашних и страдаешь иной раз из-за своей жены, иной раз – из-за своих детей. Но в результате этого ты растешь духовно. Если бы ты был один, то у тебя не было бы и никакого преуспеяния. Бог дал эту жену и детей именно тебе.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит

4. Не бойся, и да не устрашается сердце твое. Наш Христос помогает тебе сокровенною рукою. Он испытывает тебя, чтобы дать тебе Свою благодать.
Чем лучше возделывается земля сердца и чем глубже земледелец опускает в землю свой плуг, тем больший плод даст она в свое время.
Так поступает с душой и Великий Земледелец – Бог. Он попускает искушения, скорби, боль и огорчения, чтобы они глубоко вошли в сердце и загнали нас в тупик: как быть вот с этим или с тем искушением? Страдает и мучается человек. Но любящим Его Бог помогает благополучно выйти из затруднений.
Архимандрит Ефрем (Мораитис)

5. Не должно удивляться тем браням, которые восстают на нас, ни тем огненным испытаниям (ср.: 1Пет.;4,;12,13), которым мы подвергаемся. Жить наши скорби и наши падения нужно и как откровение о страданиях людей по всему лицу Земли, и как соучастие в страданиях Самого Христа, Искупителя нашего.
Это есть дар свыше, обогащающий нас спасительным познанием, и залог грядущей славы в силу уподобления Единородному Сыну Отчему.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Источник: «Русский Афон» Азбука веры.


Рецензии