Севастополь 4. Панорама Оборона 1854-1855 г. г. ,
Внутри здания размещается само живописное полотно и предметный план, расположенный на специальном помосте. Сразу нужно отметить, что длина панорамы - 114 м, высота -14 м. Всего на картине изображено более 4000 человек. По замыслу художника, зритель, поднявшись на специальную смотровую площадку, как бы оказывается на вершине Малахова кургана в день штурма 6 июня 1855 г. Большая площадь панорамы позволила изобразить множество сюжетов с большим количеством участников, среди которых есть и узнаваемые люди.
Основа композиции - батальные сцены. Среди изображенных на полотне людей легко узнаваемы хирург Николай Пирогов в синем сюртуке, который именно здесь впервые применил эфирный наркоз и гипсовые повязки, первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская с коромыслом на плече, матрос Петр Кошка и Федор Заика, которые ведут пленного француза, генерал Хрулев и многие другие.
Многие предметы, из которых составлена композиция предметного плана, подлинные и были найдены на местах сражений. Издалека кажется, что место действия припорошено снегом. Но дело было в июне, и предметный план на самом деле покрыт слоем серого пепла.
В музее есть и залы с экспонатами, рассказывающими об этом событии. В центре Бастионного холма, где в годы Крымской войны располагался четвертый бастион стоит самый масштабный памятник первой обороны Севастополя (см. фото ) и самый посещаемый объект Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя. Это панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», чему и был посвящен этот рассказ.
К 50-летию обороны Севастополя Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны решил увековечить память героев и создать панораму, которая бы отразила самые важные события тех героических дней.
Исполнение этого заказа было поручено известному мастеру батальной и панорамной живописи Францу Рубо, а сюжетом произведения выбрали события 6 июня 1855 г. - день отражения штурма Малахова кургана и Корабельной стороны.
Рубо подошел к делу очень ответственно: он провел много времени в Севастополе, наблюдая и делая наброски на местах сражений, изучая исторические документы и общаясь с очевидцами событий.
Заканчивать работу Рубо уехал в Мюнхен, где трудился над полотном вместе с помощниками из Баварской академии искусств.
Во время Великой Отечественной войны в здание панорамы попали бомбы, и оно было практически полностью разрушено, а находящееся внутри полотно загорелось. Его пытались спасти, но повреждения были очень серьезными, уцелели только 86 фрагментов. Спустя два дня после бомбардировки то, что осталось от картины, погрузили на корабль и прямо под бомбежкой повезли в Новороссийск. Кораблю удалось дойти до пункта назначения, но трюмы, где хранился ценный груз, оказались затопленными, так что удалось спасти только 2/3 картины, и отреставрировать ее было уже невозможно.
Полотно решено было восстановить. К работе привлекли лучших советских художников под руководством академика Василия Яковлева и профессора Павла Соколова-Скаля. К столетию обороны Севастополя панорама была вновь открыта для широкой публики на прежнем месте.
В 1974 г. в наружных нишах здания установлены мраморные скульптурные портреты адмиралов В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина. На мести смертельных ранений Нахимова и Корнилова возведены памятники.
Свидетельство о публикации №222012001748