История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 15

КАК ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ВЫГЛЯДЕЛИ КАЗАКИ В 17 ВЕКЕ?

          Образ казака в шароварах появляется на рубеже 19 и 20 веков в книгах Дмитрия Яворницкого, который использовал поздние источники 18 века. Образ подхватили театральные коллективы, которые закрепили в сознании следующих поколений образ запорожца в красных шароварах, вышиванке и с чубом на голове [1].

          Распространено заблуждение, что казаки (прежде всего реестровые) одевались более или менее единообразно, так как власти выдавали им жалованье, в том числе, сукном. Однако, за всё время существования казачества доподлинно известно лишь об одной или двух «дачах сукон», а с 1619 года выдача сукна прекратилась. Поэтому казаки одевались так, как могли себе позволить, и шили одежду из той ткани, которую удавалось достать [1].

          Основной верхней одеждой казака был жупан (разновидность кафтана), часто имевший общие черты с польским жупаном (кафтаном польского кроя). Жупан (кафтан польского или русского кроя) был однобортным, запахивался налево, спускался ниже колен или даже почти до щиколоток и расширялся книзу за счёт вставных клиньев ткани. Рукава жупана были длинными, широкими у плеча и сужались к запястью. Застёгивалась такая одежда на пуговицы, сделанные из кручёного шнура или металла (свинца или латуни), или на крючки. Многие жупаны обшивались шнуром по месту соединения верхней ткани и подкладки. Для пошива жупана часто использовалось сукно-каразея — простая шерстяная ткань в косую нитку с ворсом. Нередко в дело шло и обычное домотканое сукно, иногда турецкое сукно-габа (белая суконная ткань) и другие ткани. Наиболее дорогие жупаны зачастую шились из дорогих сукон или привозной киндячной (хлопковой) ткани. В зависимости от достатка владельца жупан мог подбиваться самыми разными тканями – от некрашеного льна до настоящего шёлка [1; 2; 4]. Крестьянский укороченный кафтан (полукафтан) из грубого сукна и без воротника назывался зипуном.

          Поверх жупана казак мог надевать тёплую одежду: гермяк (армяк – тёплую долгополую одежду из шерсти с меховым воротником и пуговицами по пояс); опанчу (епанчу) – суконный плащ с меховым воротником и подкладкой из ткани; ферязь – русскую и польскую парадную верхнюю одежду с длинными широкими рукавами, без воротника и перехвата; суконную делию (плащ-пальто); кобеняк или копеняк – широкий суконный, валяный плащ с рукавами и капюшоном (суконным мешком) с прорезями для глаз и иногда для рта; бурку-вильчуру (безрукавную плащ-накидку). Кобеняк (копеняк) могли одевать поверх кожуха (тулупа). Делия была распространена в военной среде в разных вариантах кроя с короткими и длинными рукавами, длинной или короткой по колено [1; 2; 4].

          Широко использовалась казаками сермяга («семиряга») – народная верхняя одежда из грубого сукна, по покрою схожая с жупаном. Сермяга шилась без подкладки, имела небольшой воротник, клинья по бокам и застёгивалась на левую сторону. Края одежды заворачивались внутрь и подшивались, а швы дополнительно укреплялись изнутри. Зачастую на сермяге не было пуговиц, и она застёгивалась на крючки, места пришива которых иногда закрывались тесьмой. Катанка – разновидность короткой сермяги [1; 2; 4].

          По свидетельствам очевидцев, «старинные казаки» (то есть, наиболее опытные и уважаемые) сознательно предпочитали именно сермяги из грубых сукон белого и серого цветов. Известно, что избранный в 1622 году гетман Голуб и вся его старшина были одеты в сермяги [1].

          С середины 17 века и почти до самого заката казачества казаки носили головной убор, который прочно связан с запорожцами и воинством Хмельницкого по сей день, – меховую шапку с суконным верхом-шлыком, иногда с разрезом на околыше (проще говоря, колпак). Мех использовался самый разный: бараний, смушковый (из шкурки ягнёнка), волчий, лисий и т. д. В 17 веке шапки носили все мужчины без исключения. Снимали их, только здороваясь, и в церкви [1; 2].

          Шлык шили из сукна, фалендыша (дорогого толстого сукна гладкого на ощупь) или другой ткани. Такой головной убор неплохо защищал от солнца, а при случае и от вражеской сабли (при ударе по касательной). Громадный, спускающийся ниже плеч шлык с кисточкой, который используется в новодельных шапках, возник в творческих коллективах 19 века. К настоящим головным уборам казаков 17 века отношения не имеет [1; 2].

Носили шапку и по-другому. Клали шапку на голову так, чтобы ткань лежала на голове, а меховой околыш был позади или с правой стороны. Описание этого способа встречается в летописи гадяцкого полковника Григория Грабянки: «Стефан Баторий поставил им (казакам) гетмана, прислал им хоругвь, бунчук и булаву, и на печати герб — рыцарь с самопалом и на голове колпак перекошенный» [5]. На Стокгольмском свитке видно, как сами шляхтичи клали шапку на голову, даже сидя на коне среди королевского брачного шествия [1; 6].

          Ещё одним способом было перевернуть шапку и надеть материей на голову, а тёплой меховой опушкой вверх. В предисловии к книге 1676 года «Скарбница потребная…» Иоанникия Галятовского, где речь идёт о гербе Войска Запорожского «рыцарь с самопалом», упоминается способ ношения шапки «вверх дном». «Так Стефан Баторий, король польский, Запорожскому войску дал заместо герба при печати рыцаря с самопалом на ремне, на боку – сабля, а на голове у него он носит перекошенный колпак, поскольку рыцари запорожские (казаки) не только в поле, но и на море с неприятелями воюют, самопалами стреляют и саблями неприятелей режут, также галеры и каторги (суда) турецкие на море, по образу перевёрнутого колпака, вверх дном опрокидывают и в море затапливают, и города турецкие и татарские получают и как свои колпаки выворачивают» [1].

          Шапка мехом вверх (перевёрнутый колпак) также встречается на оттисках гетманов Демьяна Многогрешного, Ивана Самойловича, Ивана Мазепы и Даниила Апостола. Иван Выговский и Юрий Хмельницкий писали друг другу гневные письма, прикладывая печать с воином, у которого шапка лежит на голове. Когда султан Мехмед Четвёртый получал от Петра Дорошенко предложения объединиться против Московии и Речи Посполитой, он тоже видел оттиск казака со странным головным убором [1].

          Ничем не подтверждённая выдумка – образ казака в больших шароварах во времена от гетманов Сагайдачного и Хмельницкого до гетмана Ивана Мазепы. Шаровары вошли в обиход в конце 18 – начале 19 века под влиянием войн с Османской империей и пребыванием казаков за Дунаем [1].

          От времён Средневековья до 18 века в Европе были популярны узкие штаны-чулки («шоссы»). Носили их дворяне и военные, в частности, венгерские пехотинцы. Поэтому этот вид штанов иногда называют «венгерским». С небольшими изменениями «венгерские» штаны прижились среди казачества. Француз Гийом де Боплан, упоминая одежду казаков, пишет об «узких штанах». Брюки (штаны, порты) повторяли очертания ног и завязывались на поясе шнуром (верёвкой). Пошив «венгерских» штанов не требовал большого количества ткани, то есть, уменьшал стоимость. Поэтому позволить их себе могли даже крестьяне и небогатые жители городов [1].

          Некоторое представление об одежде казаков времён Богдана Хмельницкого дают картины европейских живописцев, в частности, голландца Ван Вестерфельда. Казаков изображали в короткой верхней одежде: сермяге, кафтане или доломане. Поэтому хорошо видно, что у них удобные неширокие штаны. В городе Дубно на Волыни были найдены остатки таких узких штанов 17 века. Мастера из «Печерской сотни Предримирского» сшили подобные штаны, используя книги для портных того времени. Их удобство было доказано несколькими походами [1].

          Чулки были непременной частью одежды не только в Западной Европе 17 века, но и на землях Войска Запорожского. Чулки надевали, чтобы обувь не натирала ступню и не портилась изнутри. Указ Богдана Хмельницкого от 26 ноября 1655 года «О запрете казакам требовать от киевских мещан подводы и дань» содержит отдельный запрет «ни сапог, ни чулок и других промыслов таскать не назначается» [1].

          Основной обувью казаков были сапоги. Сапог обычно шился из четырёх кусков яловой кожи, составлявших передок, задник, голенище и мягкую подошву, на которую иногда набивалась железная подковка (вместо каблука). Обычно левый и правый сапоги были одинаковыми, лишь иногда голенища прошивались с внутренней стороны и позволяли различать их. Обувь была широкой, с тупым носком и доходила до середины икры [1; 2].

          На рисунках Боплана, Вестерфельда и Гондиуса встречаются и казаки в сапогах с более привычным каблуком – его делали из нескольких слоёв толстой кожи или металлической пластины [1; 2].

          Гораздо реже, чем сапоги, казаки носили постолы (кожаные «лапти») — такая обувь была более распространена среди показаченных крестьян [1; 2].

          Постолы, кожанцы или поршни (в единственном числе – поршень или порошень) – простейшая старинная кожаная обувь русского и соседних с ним народов Европы и Азии. Эта обувь использовалась вплоть до начала 20 века. Слово произошло от древнерусского слова «лоскут» или «порохливый, рыхлый, мягкий» [7].

          В. И. Даль так описывает способ их изготовления: «поршни вообще не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздёржке, или ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и прочие: их более носят летом, налегке, или на покосе, где трава резуча… Зовут поршнями и обувь из опорков сапожных (изношенных сапог со срезанным по щиколотку голенищем), или берестяники, шелюжники (лапти из бересты, ивовых прутьев) [7].

          По итогам раскопок в Новгороде, С.А. Изюмовой было выделено 3 вида постолов (поршней): простые, c плетением и составные. Простые шились из прямоугольного куска кожи толщиной полвершка (2 – 2,5 мм), края которого загибались кверху и сшивались. С боков в верхней части делались прорези для кожаного ремешка, с помощью которого поршень и крепился к ноге. Длина этого ремешка достигала полутора шагов (1 м). Поршни с плетением отличались тем, что на их верхней передней части было несколько рядов прорезей, в которые заплетался ремешок. Составные поршни изготовлялись из более толстой кожи, к основе пришивался ещё треугольный кусок кожи [7].

          «Поршни – обувь в виде лаптя, делаемая из одного куска кожи, сшиваемого сыромятным ремнём. К поршням, употребляемым охотниками, пришиваются иногда нетолстая подошва и самые низкие каблуки; такие поршни надеваются, обыкновенно, на длинные шерстяные чулки» [8].

          В целом к тому, что на них надето, казаки относились куда менее требовательно, чем к тому, каким оружием им предстояло воевать.

          «Подавляющее большинство знаний о материальной культуре казачества, [включая оружие и снаряжение,] мы имеем благодаря археологическим работам на поле Берестецкой битвы, музейным коллекциям в Ровенском краеведческом музее, музее Берестецкой битвы … и бесценном для нас труде И. К. Свешникова «Битва под Берестечком». [Остальные сведения] … можно почерпнуть, изучая коллекции музеев в Варшаве, Санкт-Петербурге, а также тщательно исследуя портреты, гравюры и рисунки современников. В ходе раскопок казацкой переправы под Берестечком обнаружены почти все виды и типы ручного и огнестрельного оружия первой половины XVII века», – написал Сергей Шаменков [1; 9].

          Основным оружием казацкого войска были ружья. Обзавестись сильной конницей казаки не могли. Что же касается орудий, то стоили они очень дорого и были малоподвижными, а потому плохо подходили для степной войны. Каре пикинёров (построение в форме прямоугольника вооружённых пиками пехотинцев) в степи также воевало не лучшим образом, к тому же хорошую защиту от вражеской конницы казакам давал табор из возов (окружение стана возами). В таких условиях лучшее, что можно было противопоставить противнику, – это плотный ружейный огонь, и казацкое войско враги по праву называли «огненным» [2].

          Некоторые исследователи пишут, что казаки имели при себе по два «огнестрела» сразу: длинный («семипядный») мушкет и короткое нарезное ружьё для прицельного огня. Это явное преувеличение: даже Хмельницкий не мог снабдить своё войско большим количеством огнестрельного оружия. Да и мушкетов со стволами длиной в 7 пядей (126 – 133 см) учёные не обнаружили. Поэтому рассказы о двух стволах на человека могли относиться к единичным зажиточным бойцам. Прочие вооружались более скромно [2].

          Вооружаться единообразно казаки не могли по весьма простой причине. Хотя в полковых и сотенных городах производилось какое-то количество огнестрельного оружия, абсолютное большинство стволов поступало к казакам из-за рубежа. «Огнестрел» покупали, захватывали как военную добычу, получали в виде даров… Так или иначе, казацкое войско было вооружено очень разношёрстным оружием. Но разношёрстным не значит плохим. Чаще всего казак стрелял в неприятеля из гладкоствольного мушкета или более лёгкой аркебузы, иногда из дульнозарядной винтовки. Реже встречались короткие бандолеты и пистолеты. Поступавшее из Москвы огнестрельное оружие именовалось «пищалями» или «рушницами», захваченные или купленные у турок — «янычарками». Кроме того, казаки, не мудрствуя лукаво, могли называть любое огнестрельное оружие «самопалом». Для простоты всё, что имеет калибр до 15 мм (до 1/3 вершка или до 6 линий), можно условно отнести к аркебузам, всё, что больше, — к мушкетам [2; 3; 4].

          Тяжёлые мушкеты 16 и начала 17 века, для которых требовалась подпорка (сошка, форнет), у казаков встречались очень редко, самих же подпорок археологи не находят вовсе. Судя по имеющимся находкам, самым верным другом казака был средний по размерам мушкет с длиной ствола около метра (менее 1,5 аршина) и калибром 15 – 16 мм (до 1/3 вершка или до 6 линий). Впрочем, и такие образцы могли пробивать защиту польских воинов на расстоянии нескольких десятков метров [2].

          Известно, что у казаков не редкостью были передовые для того времени кремнёвые и даже колесцовые замки — надёжные, но крайне дорогие. Это объясняется, скорее всего, наличием у казаков большого количества охотничьего оружия, захваченного у поляков [1; 2].

          Казацкие аркебузы обычно имели калибр 10 или 12 мм (до 5 линий), среди них также нередко встречались образцы с кремнёвыми или колесцовыми замками. Короткие бандолеты чаще всего имели ствол длиной 60 – 70 см (1 аршин). Бандолет – это укороченное гладкоствольное ружьё, которое носилось через плечо на перевязи-бандольере [2; 3; 4].

          Чтобы стрелять из ружей 17 века, требовалось немало дополнительного снаряжения. Единые патроны ещё не изобрели, поэтому казаку приходилось носить с собой отдельно порох, пули, а иногда просто лом свинца. Из такого лома можно было отливать пули прямо в походе с помощью форм-пулелеек [2; 3; 4].

          Пороховые заряды боялись влаги, поэтому их носили в лядунке («заряднице», «патронташе») –  деревянной или металлической коробке с вставленными внутрь неё трубочками, в которых и содержался порох в бумажных мешочках-гильзах. Перед выстрелом казак доставал гильзу из «зарядницы», надкусывал её нижний край, высыпал порох в дуло ружья, после чего опускал туда пулю [2; 3; 4].

          Зачастую мелкий затравочный порох, который подсыпался на полку ружья, носили отдельно. Для его хранения использовалась натруска – из неё было удобнее насыпать порох для затравки. Натруски делали из кости или дерева в виде стилизованных коней, с поднятым хвостом и головой, которая служила пробкой, закрывающей отверстие, через которое насыпали порох [2; 3; 4].

          Порох для зарядов носили не только в «заряднице» — повсеместно использовались пороховницы, которые часто изготавливались из кости и украшались. Были широко распространены пороховницы в форме «рога изобилия» [2; 3; 4].

          Если казак ухитрялся разжиться колесцовым мушкетом, аркебузой или пистолетом, для замка ему требовался ключ. Чтобы ключ не потерялся (а такая утрата делала ружьё бесполезным), его носили, привязав к оружию верёвкой [2; 3; 4].

          ИСТОЧНИКИ:

1. [Шаменков С. И. Костюм запорожских казаков начала – середины 17 века; реконструкции одежды и головных уборов – Сергей Павлюк]; untitled [Электронный ресурс Интернет]. URL:  http://library.kazachiy-hutor.ru/ uploads/2016/03/2012-data-manuals- zaporozhsky_kazachy_kostyum.pdf; Документ создан при поддержке Оргкомитета серии фестивалей «Времена и эпохи» / Сергей Шаменков, текст, илл., 2012 [Электронный ресурс Интернет]. URL:  Казацкая мода 17 века: перекошенный колпак и венгерские шоссы [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://was.media/2018-02-20-kazatskaya-moda-17-veka

2. [Денис Бурковский] Экипировка воинов XVII века: казак армии Хмельницкого | Warspot.ru [Электронный ресурс Интернет]. URL: Липа К. А., Руденко О. В. Військо Богдана Хмельницького. – К. : Наш час, 2010. – 64 с.

3. [Васильев А. Битва под Берестечком 1651. Реестровые казаки войска Богдана Хмельницкого. Реконструкция и рисунки Игоря Дзыся. Российский военно-исторический журнал «Цейхгауз». Москва, № 8 (2/1998). С. 2 – 6]
08 (1998-02).pdf [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://denw.ru/books/ Военноедело/журналы/Цейхгауз/08(1998-02).pdf

4. Реестровые казаки Хмельницкого, 1648-1651 годы / Военная униформа [Электронный ресурс Интернет]. URL:
5. Летопись Григория Грабянки [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Летопись_Григория_Грабянки

6. Стокгольмский свиток [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Стокгольмский_свиток

7. Поршни [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Поршни

8. [Поршни, обувь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890 – 1907.
Т. XXIVа. Полярные сияния – Прая. С. 651. 1898]. ЭСБЕ/Поршни, обувь [Электронный ресурс Интернет]. Викитека. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/ Поршни,_обувь

9. Свєшніков І. К. Битва під Берестечком. – Львів : Слово, 1992. – 304с.


Рецензии
Чем дальше читаю ,тем больше удивляюсь. Как это все интересно! Особенно подача материала автором. Такой не торопливый ,обстоятельный стиль.Вот дочитаю до конца и.....очарование стариной закончится. Жаль! Особенно не хочется,выходить в 19 век.Романовская серость всё многообразие перебьет. Вы хоть не останавливайтесь пишите еще что ни будь. С уважением.

Апарин Владимир   28.02.2022 04:36     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо Вам большое за такой искренний интерес к родословной книге. Возможно, что Главы 18, 23-29 (описание родословного древа) могут показаться Вам скучноватыми.
Мой интерес лежал вне повседневного быта 19 и начала 20 века, поэтому серости и уныния я постарался избежать.
Впереди будут главы не только о казаках Поднепровья, но и о боярах Великого княжества Литовского 15-16 веков, рассказ о казаке-разбойнике Вовгуре Лисе Лысенко, атамане Тешлыцкой Сечи (1-я половина 17 века), да и о самой Тешлыцкой Сечи. История одного из Великих маршалов Тевтонского ордена и его (и моих тоже) предков, начиная с 11 века. Надеюсь, не разочарую.

Есть понимание и по следующей книге.

Желаю приятного чтения.


Дмитрий Беспояско   28.02.2022 05:31   Заявить о нарушении