В. Путин вспомнил про порт в Индиге

            
    В связи с тем, что президент России Владимир Путин  поручил до 10 мая представить предложения по созданию железнодорожного маршрута до выхода к Баренцеву морю в районе бухты реки Индиги.  А  в СМИ республики Коми тут же уточнили: правительство России к 10 мая представит предложения по железной дороге Сосногорск – Индига, т.е. дороги связывающей порт Индиги с республикой Коми.
   Хочу ещё раз напомнить читателям, что  впервые власти Рос¬сий¬ской им¬пе¬рии рас¬смат¬ри¬ва¬ли ва¬ри¬ант тран¬зи¬та то¬ва¬ров через Ин¬ди¬гу и стро¬и-тель¬ство в этом месте порта сразу после   Крым¬ской войны 1853—1856 годо;в.  Затем во¬прос стро¬и¬тель¬ства порта был пред¬ло¬жен учё¬ны¬ми В. И. Ле¬ни¬ну в 1922 году, т.е. ровно сто лет тому назад. Затем про Индигу вспоминали и снова забывали в: 1928, 1942, 1999, 2008 года и т.д.
  Исследователь Печорского края Андрей  Журавский  ещё в 1908 году предложил премьер-министру России П.А. Столыпину: Печорскому краю необходима железная дорога от Обдорска (Салехарда) через Урал на Ухту и Котлас.
Столыпин согласился: Да, эта дорога крайне нужна: заводы Урала гаснут без топлива, бакинская нефть стоит на Каме в три раза дороже, чем на месте…
Журавский: Печорский край, богатства которого сказочны, из-за отсутствия железной дороги отданы на разграбление богачам коми Алину и Филиппову.
Столыпин: Слышал и о них…. Но пока не закончим строительство Транссибирской магистрали, ни копейки на дорогу не дам.
      К великому сожалению, денег на строительство железной дороги от Салехарда до Котласа П.А. Столыпин так и не дал. И вопрос  открытия земель Архангельской губернии для приобретения их в собственность граждан всех сословий, но не более 60 десятин – не решил. По той причине, что  в 1911 году Петра Аркадьевича Столыпина убили в Киеве. А в 1914 году убили в Усть-Цильме  инициатора этих начинаний  - Андрея Владимировича Журавского. – Сделали это противники его начинаний по преобразованию Печорского края.
  Потребовалось более ста лет и прямое вмешательство Президента России Владимира Путина, чтобы вплотную заняться вопросом практической реализации мечты А. Журавского.
    Сегодня важность нового строительства станет ещё понятнее, если мы вооружимся картой железных дорог, наложенной на физическую карту нашего государства, отмечает колумнист агентства «РИА Новости» Сергей Савчук. Вся западная часть России от Астрахани, Туапсе и далее по кругу до Калининграда и Мурманска густо испещрена яркими нитками стальных трасс, обеспечивающих ежедневную жизнь самой населенной части страны. Это и пассажирское сообщение, и перевозка грузов. Вторая часть в десятки раз объемнее и важнее, потому что не поехать в гости или в отпуск — это обидно, а вот остаться без топлива, продуктов питания или стройматериалов уже смерти подобно.
На восток уходят всего две магистрали, это БАМ и Транссиб. Тянутся они по южному краю, изредка выстреливая отдельными ветками немного севернее, как, например, Усть-Кут — Усть-Илимск или Тында — Нижний Бестях.
Конкретно на север, если не учитывать мурманское направление, находящееся в максимально освоенной железнодорожниками части России, ведут всего два пути. Это магистрали Коноша — Печора — Воркута — Салехард и Тюмень — Сургут — Новый Уренгой — Надым.
Проект родился не на пустом месте, подчеркнул Савчук, а из анализа мировых рынков, запасов собственных полезных ископаемых и возможности повторного освоения Севера, что невозможно без комплексного развития региона, в первую очередь в промышленном смысле. Именно это прописано в Стратегии развития Арктической зоны. В глобальном плане новый путь позволит доставлять к морю и, значит, к судам, идущим по Северному морскому пути, грузы из Новосибирской области, Кузбасса и Казахстана.
На удалении всего 500-600 километров от новой железной дороги находятся такие города, как Инта и Воркута. По меркам России, практически в шаговой доступности. Сам же проект строительства ветки Сосногорск — Индига поручен инвестиционной компании AEON, которая совсем недавно выкупила у предыдущего владельца предприятие «Воркутауголь». То есть у владельца есть прямая и очень большая заинтересованность и в проведении новой трассы, и в наращивании добычи в Воркуте, тем более что предыдущий владелец, компания «Северсталь», и не думает отказываться от местного кокса. Есть не иллюзорный шанс, что холодный город горняков получит второе дыхание. Добавим, что запасы воркутинского угольного бассейна оцениваются в три миллиарда тонн, то есть работы для наших шахтеров здесь на десятилетия вперед.
Владелец корпорации AEON Роман Троценко сообщил ранее, что строительство глубоководного морского порта в районе поселка Индига в Ненецком автономном округе уже может начаться во второй половине 2024 года. Проект по строительству порта, общая сумма инвестиций в который может превысить 300 млрд рублей. Будет создан новый морской порт общим объемом операций, перевалки грузов в 80 млн тонн. Часть этих грузов будет приходиться на Японию, поскольку порт будет спроектирован и построен прежде всего для обработки таких грузов, как коксующийся уголь, древесина, удобрения и химические продукты, бумага.
«Когда уже будет железная дорога Сосногорск – Индига, регион будет связан с большой землей и значительно увеличит свое влияние в экономической жизни России. Будет транспортная доступность. На горизонте до 2030-2035 года транзит грузов вырастет до 80 млн тонн, а это о чем-то говорит – это налоги, пополнение бюджета, развитие экономики и социальной сферы», - подчеркивает заместитель руководителя Дирекции морского порта «Индига» (входит в Корпорацию АЕОН) Сергей Клявин. Клявин с таким заявлением выступил в Сыктывкаре на заседании «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа».
Появление железной дороги позволит запустить множество проектов, говорит и Сергей Савчук. Так, например, можно будет наконец провести детальную геологоразведку Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, которая много лет буксует именно из-за крайне сложных условий доставки специалистов и грузов.
В Республике Коми разведаны запасы в 150 миллионов тонн бокситов, что позволяет организовать на месте производство крайне востребованного алюминия. Здесь же до сих пор ведется разведка хромовых руд.
В транспортной доступности от новой трассы активно работает компания «Руститан», в ведении которой находится Пижемское месторождение, чьи прогнозные запасы титановой руды оцениваются в 2,5 миллиарда тонн. Только диоксида титана здесь порядка 100 миллионов тонн, а есть еще и приятные бонусы в виде золота, алмазов и редкоземельных металлов. По соседству находится Ярегское месторождение, чей потенциал вдвое больше, а вместе они образуют крупнейшее месторождение титана в мире.
Колумнист РИА Новости подчеркнул, что речь опять же идет не просто о вывозе сырья.
«Тот же «Руститан» попутно отработал Бельгопское месторождение известняка и Сереговское месторождение каменной соли, что позволяет наладить производство хлора, извести, соляной кислоты и титана на месте. Это не просто красивые слова, создание горно-металлургического комплекса на базе Пижемского месторождения прописано во все той же стратегии развития Арктики. Этот же документ подразумевает тотальное перепрофилирование угольной отрасли, создание комплексов глубокой переработки и обогащения угля, то есть Коми и Ненецкий АО могут стать базой производства кокса, угольных концентратов, графита», — объяснил Савчук.
Отметим, что ГК «РУСТИТАН» совместно с Дирекцией Морской порт «Индига» (ИК «АЕОН») в конце 2021-го завершили разработку предпроектной документации на инфраструктурный проект «Ходатайство (Декларация) о намерениях инвестирования в строительство новой железнодорожной линии Сосногорск – порт Индига», в рамках которой составлена трассировка трассы и рассчитаны основные технико-экономические показатели проекта.
   Губернатор республики Коми Владимир Уйба   мгновенно отреагировал на поручение В.В. Путина  М. Мишустину и заявил журналистам:
«Я принял решение о роспуске правительства республики Коми и хочу поблагодарить коллег за совместную работу. Условия были экстремальные. Прошу продолжить работу в статусе исполняющих обязанности до назначения нового состава правительства. Полномочия нового председателя правительства будут возложены на Альмиру Ахтямовну Ахмееву», — сказал Уйба.
Свое решение глава республики связал со стратегическими задачами развития региона, которые предстоит решать новой команде. В качестве первоочередной задачи нового правительства Уйба назвал выведение экономики на качественно новый уровень.
Отреагировал, но очень вяло, на предложение В.В. Путина и глава НАО Юрий Бездудный,  сообщив на своих официальных страницах в социальных сетях, ЧТО НОВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАРШРУТ — ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ ПРОЕКТА ПОРТА В ИНДИГЕ.                И  вялую реакцию главы НАО можно понять, если заглянуть в краткое досье  в Интернете о тех, кто и как сегодня со стороны НАО  участвует (если это можно назвать участием) в строительстве порта в Индиге  и  железной дороги к ней. Это:
              ООО ДИРЕКЦИЯ "МОРСКОЙ ПОРТ ИНДИГА"
ИНН 2983012934
Находится АО Ненецкий, г. Нарьян-Мар 
Возраст 2 года 10 месяцев
Деятельность Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
Масштаб деятельности (скромный)
Выручка 249 тыс. руб. за 2020 год (в 2019 году выручки не было)
Численность работников 1 чел.
Учредители • Роман Троценко (96,77%; 30 млн руб.)
• Солдатова Виктория Александровна (3,23%; 1 млн руб.)
Руководитель Солдатова Виктория Александровна (генеральный директор)
Финансовое состояние в 2020 году Финансовое состояние организации значительно хуже среднего по отрасли
Составители досье просят читателей обратить внимание на следующее:
Два года подряд организация получала убыток (в 2020 году – 1,7 млн руб.).
Финансовое состояние  хуже среднего по отрасли.
 
 Не по той ли причине, что бурная активность руководства НАО в лице А.В. Цыбульского в строительстве порта  в Индиге  не продвинулась далее строительства школы в Индиге, а сегодня проводится   силами ДИРЕКЦИИ "МОРСКОЙ ПОРТ ИНДИГА", численность работников которой 1 чел., а выручка за год менее 250 тыс. руб.,  президент России Владимир Путин был вынужден поручить премьер-министру РФ М. Мишустину  проработать и представить практические предложения по  строительству железнодорожной ветки с выходом на берег Баренцева моря в районе устья реки Индига?  Чтобы, как говорится: «расставить все точки над и»?

   
     P.S. В качестве повода для дальнейших размышлений на эту тему, напомню читателям об одном из своих предложений, отправленных мной   А.В. Цыбульскому в бытность его губернатором НАО:
Уважаемый Александр Витальеич!
После смены правительства РФ и внесения изменений в Конституцию РФ, вопрос укрупнения регионов снова может появиться в повестке дня. Если в  НАО не желают оказаться в составе Архангельской обл. или  РК, то  думаю сейчас самое время предложить осуществить укрупнение  НАО  включением в его состав граничащих с ним: Усть-Цилемского, Усинского, Интинского и Воркутинского (а то и Ижемского с Ухтинским) районов Республики Коми.
 То есть, объединить в одном федеральном регионе: порты Индиги, Нарьян-Мара и Усть-Кары; черное золото Усинска и НАО; титановые руды и кварцевые  пески Усть-Цилемского района; каменный уголь Воркуты и т.д., а также специалистов и рабочих районов присоединенных к НАО. И многопрофильную экономику в  расширенных границах НАО создавать путем практической реализации  планов Сыктывкара по развитию: коксохимии, энергетики, металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, а также нефтехимии и сельского хозяйства, используя для этого из 130 млрд. доходов  НАО от добычи нефти, не 20 млрд., а в несколько раз больше.
Может быть, руководству НАО обратиться к Премьер-министру РФ М.В. Мишустину, имеющему репутацию эффективного и решительного менеджера, с просьбой рассмотреть этот вопрос?  Думаю, жители  перечисленных выше районов РК (население их на 80-98 % не коми, а русские, татары и украинцы), учитывая их бедственное положение, не станут  возражать против такого объединения. Тем более, что они уже пытались взять управление экономикой РК из рук прожектеров Сыктывкара в свои руки, путем переноса столицы РК в Ухту, поближе к Усинску, Воркуте и НАО.
Мастер непредсказуемых решений, наш Президент В.В. Путин, заявивший пару лет назад, что «в укрупнении регионов есть смысл, если субъект оказался экономически несостоятельным», такое объединение, в том или ином варианте, может одобрить. В качестве второго (менее ущербного для РК) варианта укрупнения НАО можно попросить передать НАО  Усть-Цилемский, Усинский и Печорский районы. Тем самым восстановить бывший Печерский уезд. А Республике Коми передать  хребет Пай-Хой, где оленеводы РК традиционно пасут своих оленей, перспективные месторождения (каменного угля, свинцово-цинковых руд, флюорита, ванадия, алмазов), там обнаруженные, и порт Усть-Кара. Чтобы не только НАО, но и Коми Республике предоставить возможность стать полноценным участником проектов «Северный морской путь» и «Арктика», о чем руководители её так мечтают. То есть, передать РК часть малолюдной территории НАО, лежащую к востоку от реки Коротаиха.
Губернатор НАО  А.В. Цыбульский на моё предложение обратиться к М. Мишустину и В. Путину никак не отреагировал. Зато отреагировали господа В. Уйба и Р. Троценко, представляющие интересы республики Коми. В результате, как я и предполагал, решение вопроса было вынесено на уровень президента В.В. Путина и  премьер-министра РФ М. Мишустина. 
    Сегодня остается только сожалеть, что президент РФ В.В. Путин  в сентябре 2017 года  назначил губернатором НАО А.В. Цыбульского, не предложив стать губернатором НАО Роману Викторовичу Троценко. Хотя положительный опыт назначения другого предпринимателя-миллиардера Романа Абрамовича губернатором Чукотки для спасения её экономики от полного краха, у В.В. Путина уже был. Исходя из логики событий, можно предположить, что следующим поручением В. Путина Правительству РФ будет:  подготовить предложения по передаче строительства порта в Индиге и железной дороги  Сосногорск – Индига в одни руки. В старину по такому случаю говорили: Баба с возу - кобыле легче. Эта пословица сегодня имеет такое значение: если кто-либо, не сумев ничего сделать, уйдет (в нашем случае НАО уйдет из  малолюдной Индиги), то оставшимся (Р. Троценко и республике Коми) от этого будет только лучше.     Не исключено, что Правительство РФ может выбрать и другой вариант решения этой проблемы: присоединение на тех или иных условиях всей территории  НАО, численность населения которого менее 45 тыс.,  к республике Коми, численность населения в которой более 800 тыс. человек.


Рецензии
Что питает прожектёра? – отсутствие знаний и буйная фантазия. Автор пишет «То есть у владельца есть прямая и очень большая заинтересованность и в проведении новой трассы, и в наращивании добычи в Воркуте, тем более что предыдущий владелец, компания «Северсталь», и не думает отказываться от местного кокса». В представлении дилетанта кокс «Северсталь» получает из Воркутинского каменноугольного бассейна. Эту же иллюзию транслирует и еще один пассаж Игоря Чупрова, пусть автор этой чуши некий Савчук: «Этот же документ подразумевает тотальное перепрофилирование угольной отрасли, создание комплексов глубокой переработки и обогащения угля, то есть Коми и Ненецкий АО могут стать базой производства кокса, угольных концентратов, графита», — объяснил Савчук.
Ближайшее коксохимическое производство находится от Воркуты на полторы тысячи километров к юго-западу в Череповце, и нет никаких предпосылок для появления коксовых батарей за полярным кругом. Некая переработка угля (кроме чистой добыче) появилась недавно благодаря «Северстали», - закрыли углефабрики в Череповце и стали обогащать уголь на месте, чтобы не гонять с пустой породой в полтора раза больше вагонов; но главную роль здесь сыграли увеличившиеся железнодорожные тарифы.

Еще одна фраза выдает дилетанта: «В Республике Коми разведаны запасы в 150 миллионов тонн бокситов, что позволяет организовать на месте производство крайне востребованного алюминия». Производство алюминия чрезвычайно энергоемко и его размещение всегда ориентируется на места дешевой электроэнергии (обычно рядом с ГЭС) и никогда на места добычи бокситов.

Михаил Колобов 53   01.12.2022 23:24     Заявить о нарушении