Глава 2. Характер не формируется, он - уже есть!

В мой «Первый Раз – В Первый Класс!» я пришла в пошитых мамой блузке и юбке. На дворе были «голодные девяностые» и денег на покупку школьной одежды для меня просто не было. Помню, как мама запускала старенькую, еле живую, швейную машинку, кроила, резала, мерила, ругалась, делала цветы из лент, кружева и бусинок…

- Какая красивая! – восхитились мной дети, с которыми мне предстояло провести ближайшие годы.
- Это моя мама пошила! – я ужасно гордилась.
- Фу… - сказала та, которую я назову «Королевной» в своем рассказе, стоя в дешевенькой китайской одежде старшей сестры.

Я умела всё, чему большинство детей только учились, потому мне было ужасно скучно.
«Разговаривает на уроке!» - писала очередное замечание в дневник мне и Другу наша учительница.
Отличников не любят, и отсюда следует, что подружек в классе у меня тоже не было. Девчонки гуляли вместе, меня же или не звали или в какой-то момент могли убежать, оставив «заучку» растерянно смотреть вслед. Иногда кто-то из одноклассниц заходил за мной, но только когда других девочек не выпустили гулять – дети жестоки к детям, только когда их много. Иногда я выходила, но чаще просто шла гулять со своими подружками «со двора».

Но вряд ли я была «зубрилой». Благодаря хорошей подготовке, мне всё давалось легко. Конечно, мама заставляла меня решать примеры и делать упражнения сначала в черновике, а потом уже переписывать в чистовик. Читать я давно умела и к семи годам уже закончила «Три Толстяка», «Вий», «Маленький Мук» и другие детские книжки из домашней библиотеки.
Но мне безумно нравились прописи! Как часто бывало в то время, мама где-то нашла целую кучу прописей, где аккуратными ровными буквами слово написано пунктиром пару раз и дальше нужно прописать его несколько строк. Нужно ли говорить о том, что я исписала их все и потому мой почерк был и есть очень красивый, ровный и крупный. Первые несколько месяцев нам не ставили оценки, но как же я удивилась и загордилась, когда в один день решила полистать свою школьную тетрадку и увидела «пятёрочки»...

Обычная школа. Большущая - четыре этажа, квадрат из коридоров, в середине – «школьный двор», разделена на две половины – старшая (5-11 класс) и младшая (1-3 класс) два футбольных поля, огромная столовая, спортзал, актовый зал, бассейн, танцевальный класс. Медсестра в своём кабинете под шумок приторговывает конфетами, заколками, ручками, пробниками косметики, тетрадками, всякой мелочью. Школьную столовую иногда сдают в аренду для свадьбы и мы заглядываем в щелочку в дверях, интересно же на платья поглядеть!

Конечно, школа была для меня не сплошной войной.

Зима. Холодно, снег, слякоть. В субботу и воскресенье встаю в восемь, лёгкий завтрак, беру большой пакет и иду к школе. Мёрзнем возле деревянных дверей с боку здания и вот без десяти девять нам открывают, мы протягиваем учителю физкультуры по 50 копеек, заходим внутрь, снимаем тяжёлую зиму с плеч и ног. Пахнет водой, сырой побелкой, кафелем, вода в бассейне чистая, ждёт нас. Целый час плаваем, ныряем наперегонки за маленькими резиновыми колечками, соревнуемся. Сушим волосы под вмонтированными в стену советскими сушилками.
Но лучше всего на свете – это когда ты пришла самая первая! Наскоро вымывшись в душе, ты надеваешь свой купальник в клетку, хватаешь полотенце и толкаешь дверь. Чистая, ещё никем не тронутая вода бассейна восхитительно зовёт тебя! «Можно!» - произносит учитель физкультуры и ты хватаешься за металлический поручень лестницы. Или оббегаешь бассейн и ныряешь на глубину! Бассейн на целых пять или даже десять минут твой и только твой! И где-то там, за стеной, зима, слякоть или снег, холод, а здесь – ласковая вода и можно плавать и плавать, нырять, играть в мяч или плыть на скорость с другими детьми, пока не раздастся свисток учителя.

День Первого Кирпича, весна. Это день, когда якобы был положен первый кирпич здания нашей школы. Уроки сократили. В этот день ты можешь сам провести любой урок в своём классе. В этот день работает школьная ярмарка – каждый класс готовит либо представление в актовом зале, либо организовывает «Комнату смеха», «Комнату страха», «Брачную контору», «Комнату гадания», на что фантазии хватит. В коридорах играет музыка – можешь пойти заказать песню.
Дежурство по школе. По два человека на каждом этаже, двое – на стороне малышни, три – на этаже с учительской. Итого – одиннадцать, а нас всего тринадцать. Двое «неудачников» идут на уроки, страдая за всех. Остальные бездельничают на этажах, проходя по коридору и вытирая испачканные за перемену стены. А самые хитрые успевают записаться на второй этаж – тот самый, где учительская. Сидишь себе весь день в тепле на мягком стульчике, записываешь, кто взял какой журнал и всё. Могут попросить заполнит какой-то бланк или документ, если у тебя красивый почерк!

 Мы празднуем День Букваря: по традиции, пяти- или шестиклашки, которых выпустила наша учительница, готовят нам утренник. Будет Букварь, Украинська Мова, Клякса и, кажется, Математика. Конечно, это большой секрет и учительница обещает вам сегодня сюрприз! И вот тихонько приходят мамы, приносят пакетики и корзинки, из которых пахнет печеньем и домашней выпечкой. Так вот зачем мама вчера делала желе! А потом вдруг приходит Букварь и начинается представление, со стихами, загадками, а потом – сладкий стол!
 А потом будет Новый Год: дети учат стихи, на уроках труда мы клеим гирлянды из цветной бумаги и фольги, украшаем класс. В школе устраивается большой утренник, наряжают ёлку в актовом зале. В классе уже накрыты столы и наряжена ёлочка, а папа Шпротика переодет в Деда Мороза. Мы выступаем уже для родителей, поём песни, танцуем, а Дед Мороз раздаёт нам сладкие подарки!
Весной разрешают проводить в холле общую Дискотеку: нарядившиеся девочки топчутся на месте с одной стороны холла, мальчики – с другой.

Младшая школа не так интересна – это тот редкий момент, когда дети – просто дети, социум ещё не сформировался и не закружил их... Ты просто приходишь на уроки, пишешь свои кривульки, вычитаешь простые цифры и читаешь в слух, ожидая перемены, когда можно побегать и порисовать.

Зимой у нас дома в зале стоят большие дорожные сумки – папа с товарищами едут в Польшу на заработки. Значит, месяц или два мы с мамой будем вдвоём, будем бежать к телефону с криками «междугородка!», когда раздаются длинные звонки. Это либо папа нам звонит, либо кто-то из уехавших с ним соседей, и тогда нужно бежать звать тётю Ларису или тётю Лену, ведь у них дома нет телефона, а звонит её муж.
А в один день просыпаешься, крадёшься в зал, а там – папа спит, будто и не уезжал никуда! «Что же он мне привёз?» - любопытство сейчас сильнее всего в мире, но папа сутки провёл в дороге и так долго не был дома, что ты даже дышишь беззвучно,что бы не разбудить, просто стоишь у дивана и смотришь на родное лицо...
- Кто это тут топает, как слонёнок! – притворно ругается папа. Из больших сумок на свободу выпускают импортные конфетки, колбасы, сыры, печенья, разные вкусности. Самые красивые конфеты в коробках оставят на праздник и они будут стоять в серванте. Мама примеряет новую курточку и ботинки, я завтра в школу пойду во всём новеньком и красивом, а сейчас обожрусь конфетами и никуда не пойду, буду весь день с папой!
- Зачем ты картошку привёз!? – удивляется мама, папа смеётся и чистит нам киви, мы пробуем экзотический фрукт, а завтра я возьму его с собой в школу на обед (на самом деле – больше похвастаться диковинкой).
- Я съем это на Пасху. – я откладываю в сервант «Киндер Сюрприз» и мы гадаем, что же там будет под фольгой, ведь такого ещё никто и никогда не видел. В заветный день фольга разворачивается, из пластмассового желтка высыпают на стол детальки и через полчаса борьбы с инструкцией перед нами стоит крошечная карета, в которую запряжены крошечные лошади. Нужно ли говорить, что карета тоже торжественно ставиться в сервант, потому что это «дорого-богато»?

- Давай у меня поиграем?! – говорю я или кто-то из моих одноклассниц, устав мёрзнуть на улице, и мы идём по очереди спрашивать разрешения у мам. Куклы и платья складываются в пакет и мы заигрываемся у самодельных домиков для Барби, пока чья-то мама не приходит забрать домой дочку, потому что уже поздно, а ещё уроки делать.

- Опять все колготы мокрые, и гамаши мокрые!!! – ругается мама, затаскивая меня с соседкой Машкой после катания на тающей снежной горке в квартиру. Носки и колготы отправляются на батарею, делается горячий чай с малиной, Машку одевают в сухие мамины вещи и под тёплой батареей идёт тёплая игра в куклы, пока мама не принесёт целую гору горячих блинов с маслом и сахаром...
Я снимаю с плеч большой розовый ранец в коридоре, родители и Татьяна Ивановна, мамина подруга, прилипли к телевизору в залле. Что там у них? Папа показывает мне SUBOR, восьми битную игровую приставку и два картриджа к ней. Ничего себе! Однако, поиграть в неё удаётся только на третий день – у родителей в детстве такого не было и им тоже интересно. Мы с детворой меняемся картриджами поиграть на время и проходим сложные игры, иногда даже на два игрока! Хотя, честно говоря, чаще всё-таки играют родители!
В доме поселился японский цветной телевизор Hitachi и видеомагнитофон Akai, на полочке для книжек появились видеокассеты с мультиками, фильмами и видеоклипами. Мы заходили в видеопрокат, где за две гривны и паспорт в залог можно было взять на три дня посмотреть любой фильм или мультик.

Я и Ника, моя школьная подруга (скоро, скоро они все выйдут на мою крошечную сцену!), бежим к школе на полчаса раньше обычного: я держу в руке 50 копеек, а Ника – мой альбом с комиксами-наклейками «Барби Мода». Это – яркая книжка, в которую ты по номеркам собираешь наклейки, с историями о быте популярной куклы, с модными платьями в «Золотой Коллекции», двумя комиксами и несколькими листами, где на куклу можно надеть наряд (специальные наклейки на прозрачной основе), собрать её стол для пикника, обустроить спальню... Наклейки можно купить либо в упаковке 12 штук, либо по одной и всё этой продают в канцелярии или на первом этаже нашей школы, куда каждый день со своим прилавком приходит девушка Юля. А если ты купил целую упаковку и там попались повторы – не беда, у Юли можно обменять совершенно бесплатно! Мы с Никой перелистываем большую стопку наклеек и выбираем нужные – сегодня я могу купить целых четыре! «Золотая!» - победно кричит зоркая Ника и хватает наклейку! Тут же две подружки бегут к подоконнику и ищут номерок, куда наклеить покупки и до звонка любуются книжкой.

Я хочу ещё немного задержаться в весне (или даже в вёснах) того далёкого 96-97 года. Вы не против?

Солнце начинает согревать наш город ещё в начале марта, подгоняя весну. Звонит мой чёрный дисковой телефон и мама даёт мне трубку – я уже знаю, кто на том конце провода.
- Ты выйдешь? – говорит с лёгким акцентом Ника.
- Мам? Я пойду погуляю?! – обращаюсь к маме, спрашивая и утверждая одновременно. Мама кивает. – Ника, я одеваюсь!
Метеором я напяливаю застиранные джинсы, тонкий свитерок, кеды, хватаю рыжую «косуху» (купленную на вырост с таким запасом, что я могла бы носить её до сих пор!), кладу в карман ключи от дома и пару конфеток, открываю дверь в весну.
- Не долго! – кричит вслед мама, но я уже лечу вниз по ступенькам, через двор к углу дома и вот уже вижу ждущую меня Нику с двумя большими яблоками в руках.
- К Забияке во двор? – предлагаю я. Мы уже идём прочь от наших домов, «куда-то незнамо куда».
- Уууу. – Кривится Ника, не хочет. – Давай на качели, а потом посмотрим? Я сниму курточку, а то жарко, мама накутала меня…
И две девчонки идут через стадион, весело болтая, задерживаются у школьного ларька - минут десять можно вкусно поглазеть на витрину - и дальше – к качелям. О, чудо, в этот тёплый выходной она свободна и мы занимаем качели на три часа, раскачивая по очереди (одна сидит, вторая – стоя раскатывает), распевая песни.
Мама Забияки возится в огороде за домом, рядом – сама Забияка.
- Вот бы кастрик разжечь, как вчера… - робко намекаем мы с Никой.
- Девочки, соберите эти ветки и потом можете разжечь, но только что б я видела! – и за минуту всё разобрано, рассортировано и Забияка бежит домой за спичками, а мы тащим большое бревно, что бы на него сесть.
- Это – наш замок, а мы – вампиры! – придумывает Ника, стоя на горке-ракете. И как я сама до этой игры не додумалась?
- Давайте в Конана играть? – конечно, ведь недавно начали показывать этот мультисериал и мы все его смотрим. – Я буду Жасмин!
- А я – Конан! – кричу вслед за Никой и глазами ищу большую палку, мне ведь нужен меч.
- А я кто?  - растеряна Забияка, ведь самые крутые роли мы разобрали, а быть тощим воришкой ей обидно.
- А ты… А давай ты новый воин, которого мы встретили… - отчаянно фантазирует Ника, но никак не придумает.
- В Японии! – помогаю я, ведь Забияка увлечена японской культурой. – Ты наш бесстрашный воин-самурай!
И девчонки продолжают игру, пока мама не зовёт Забияку домой, ведь уже совсем темно…

- А комету уже видно? – вдруг вспоминает Ника.
- Давай на стадион, пока фонари не зажгли!
Завороженно мы смотрим на комету, не спеша летящую мимо Земли где-то в космосе. Не врежется ли она в нас? Как ей там? Куда она летит? Вот бы был у нас огромный телескоп и тогда бы мы увидели, что там происходит на этой комете, есть ли кто живой!
- А ты знаешь, что однажды Земля прошла сквозь хвост кометы? – говорю Нике то, что мне как-то рассказывала мама. – Это было очень-очень давно, лет сто или двести назад.
- И была катастрофа?
- Нет. Мы же живы! У неё хвост из газа и всякой ерунды, а на большой скорости всё сгорает в атмосфере, из-за силы трения. Иначе нас всех бы давно метеоритами завалило!
- А Тунгусский метеорит долетел и упал!
- Ну так он огромный был и не сгорел весь.
- А эта комета нам на голову не упадёт? – боится Ника и поднимает к звёздному небу глаза, широко открыв рот.
- Упадёт, если будешь так рот разевать! И через попу твою вылетит! Нет, Ника, она летит по своему пути вокруг галактики и раз в сколько-то лет пролетает мимо нас. В следующий раз пролетит с другой стороны, но опять мимо.
- А может, она в какой астероид врежется и вообще не долетит и мы последние, кто её видит!

Я вспоминаю тёплую Пасху: вдоволь нагулявшись днём, две подружки – не разлей вода, берут видеокассету с «Русалочкой» и бегут домой. Папа даёт нам большие бокалы, заполненные взбитым кремом и мы наслаждаемся сладостью, пересматривая любимый мультик. В другой раз Ника приносит с собой своего кота Семёна и мы баюкаем урчащее чудо, гладим… Ника видит у меня огромную пачку раскрасок «Барби» и я даю ей карандаши – там ещё уйма не разукрашенных картинок для подруги.
- Смотри, я нарисовала свою раскраску! – хвастается девчонка и достаёт пачку листов. «Барби на море» - сообщает обложка и я листаю историю модной куклы. Ника, подражая моим фирменным раскраскам, не только нарисовала картинки до мелочей, но ещё и написала стишки про её приключения! Две девочки очень творческие, и вот уже Ника для моей «своей» второй куклы смастерила ролики, сапожки, немного украшений, тумбочку и столик в игрушечную комнатку, пошила немного одежды… Конечно, весь пакет платьев – общий для всех кукол, но Нике хочется, что бы у «её» Скипер было что-то своё.

- Ну, такая толстая тетрадка, там вопросы и все на них отвечают. – объясняю подруге, что такое Анкета Для Друзей.
- А, знаю, у нас у девочек в классе есть такая. И у меня в Ашхабаде такая была.
Мама даёт мне синюю общую тетрадь и целый листик наклеек для украшения. Мы садимся за стол, вываливаем карандаши и цветные ручки и начинаем придумывать вопросы. Ника бежит домой за жёлтой и зелёной ручками и самая первая заполняет Анкету.

Весенние сумерки пахнут первыми цветами, с нашей маленькой речки наползает туман. Время ли уже бежать домой или сегодня суббота (или пятница) и можно гулять до самой темноты, на зависть другим? Смотреть, как зажигаются первые звёзды.

Провожать друг дружку с одного угла дома к другому? Пропадать неведомо где все каникулы, с утра и до вечера. Заигрываться до такой степени, что ты уже целиком перевоплощаешься в свой персонаж! Ника выходит из подъезда как раз в ту минуту, когда я подхожу к её дому, что бы позвать подругу на улицу. На её руке красуются «сюрикены», большие «звёзды», вырезанные из картона и закреплённые в специальный напульсник – папа ей сотворил это чудо. У меня в кармане – маленький пузырёк с алой гуашью, пригодится, когда мы станем играть в вампиров. И спички – стащила дома для костра.
- Пока! – кричу я поздним вечером подруге у цветущих яблонь.
- Покакаешь дома! – смеётся Ника и убегает в подъезд.

Учебники сданы в библиотеку – целый день вы сидели и вытирали карандашные пометки, снимали обложки. До Последнего Звонка ещё целых две недели и я могу ходить в школу с маленькой маминой сумкой или с пластиковым пакетом, в который вмещаются пара тетрадок и пенал. Лето вот-вот начнётся и на углу дома топчется Ника, ждёт меня перед школой. Обе девочки уже в летних нарядах: я в кислотно-зелёных шортах и белой футболке, Ника – в ярком комбинезоне-шортах.
- После школы поиграем в приставку или пойдём костёр жечь? – уточняет Ника. – Сколько у тебя уроков?
- Три. Но я не знаю, у нас ещё репетиция. Я позвоню, когда дома буду! Поиграем и на качели пойдём!
- Точно! А потом – костёр?! – и я киваю подружке.

В весне есть своя магия. И моё любимое время – когда впервые мама позволяет не надевать курточку, а идти в футболке или просто в кофточке, глядя на зашедшую за тобой легко одетую подругу. Солнце светит всё ярче и вы раздеваетесь всё больше и вот уже оп – и обе в шортиках. И скоро прозвенит Последний Звонок и – свобода на целых три месяца!!! Мы топаем в школу, весело болтая, на несколько минут нас задерживает огромный куст сирени, который нужно непременно понюхать и обыскать на предмет особенного цветочка. Погладить кота, мирно дремлющего в палисаднике. Две девочки переступают школьный порог, дальше – Нике на третий этаж, а мне – на второй, но на переменке мы обязательно вдвоём сбегаем в столовую или поглазеть, что там продаётся в кабинете у медсестры.

На пороге лета 1997 года мама наряжает меня в жёлтое платье, посыпает блёстками и повязывает огромный бант. У желтого платья, конечно, есть своя история: его купили в Анапе, «на вырост» и оно было мне до пола – такое уж время, когда покупают то, что есть, лишь бы красивое, пригодится. В этом платье я красовалась на всех утренниках и праздниках и доросла до него.... хм, в 24 года оно прекрасно на меня налезало и мы с мамой смеялись – вот уж «на вырост» от души. Маленькая, я шутила про то, что надену его на свадьбу и была не так уж далека от истины! Платье ушивали и расшивали и в 97 году я пришла на нём в выпускной в третий класс. Мне и ещё двоим детям из класса вручили грамоты за отличное окончание младшей школы. Родители накрыли для нас сладкий стол, мы пели для родителей песни и рассказывали смешные стихи.

Мы с подругой клеим в нашу «Барби Мода» последние наклейки и вот она уже полностью заполнена, нет ни одной пустой ячейки.
Вместе с этой книгой закрывается и первая маленькая глава  нашего детства.


Рецензии